Особенности взаимодействия социального работника и клиента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой работы - взаимодействие специалиста социальной работы и клиента.
Предмет курсовой работы – особенности взаимодействия специалиста и клиента.
Цель курсовой работы - определить основные особенности взаимодействия социального работника и клиента.


Задачи курсовой работы:
1)определить сущность взаимодействия социального работника и клиента.
2)определить характер проблем и проблемы, возникающих при взаимодействии социального работника и клиента.
3)определить особенности взаимодействия социального работника и клиента.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 46.58 Кб (Скачать файл)

Социальный работник, в отличие от непрофессионала, должен обладать не только современными знаниями из разных областей социальной науки, но и прочными навыками социальной работы. Он обязан уметь выслушать клиента, осознав суть его проблем, создать и поддерживать взаимодействие с клиентом до полного их разрешения, вовлекать его в активный процесс социальных действий, направленных на преодоление сложных жизненных ситуаций, находить правовые, информационные и иные решения, предоставлять социальные услуги, предусмотренные законодательством Российской Федерации и отдельных субъектов страны [1].

В зависимости от характера, отношений работника с клиентом, система социальной защиты может или укрепляться, или разрушаться. Несмотря на то, что между социальным работником и его клиентом устанавливаются партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной является социальный работник, поскольку его действия и поступки имеют решающее значение для клиента и решения его проблем. В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. Однако формирование благоприятных для работы отношений с клиентом не всегда зависит от социального работника, поскольку субъективные характеристики клиента также оказывают существенное воздействие на их взаимоотношения. Объективно клиент социального работника заинтересован в установлении прочных, доброжелательных отношений с социальным работником, однако в меньшей степени, чем специалист: он знает, что, как бы он ни относился к социальному работнику, тот все равно обязан будет выполнить свой профессиональный долг. Иногда клиент использует свое преимущественное положение не на пользу дела [6].

Социальный работник является личностью, вступающей в определенные отношения в силу своих профессиональных обязанностей, и, помимо долга по отношению к клиентам, профессии, коллегам и обществу, он обязан выполнить долг перед самим собой.

Свои обязанности социальный работник выполняет не только потому, что его деятельность нужна обществу, необходима клиентам, но и потому, что она необходима ему самому, поскольку отвечает его внутренним потребностям, способствует реализации его личностного потенциала. Деятельность социального работника протекает на глазах у людей и поэтому постоянно оценивается ими. Оценка деятельности социального работника выражается в отношении к нему со стороны окружающих людей — как участвующих в процессе социальной работы, так и не включенных в него.

Так же, одной из особенностей является эмоции во взаимодействии социального работника и клиента.

Встречаясь с трудностями адаптации клиентов к неблагоприятным условиям жизни, социальные работники переживают неблагоприятные эмоциональные состояния. Чаще всего, негативные эмоции вызывают у социальных работников трудности адаптации пожилых людей; детей-инвалидов, взрослых инвалидов, безработных, бывших заключенных.

Профессионал способен избегать переживание негативных ситуативных эмоциональных состояний. Социальные работники, освоившие механизм идентификации-обособления на уровне продуктивных технологий общения (через метод основного или глобального анализа проблем клиентов) использовали во взаимодействии с клиентами соучастную стратегию контакта. [1].

Таким образом, одной из важнейших особенностью взаимодействия социального работника и клиента является, то, что социальный работник в большей степени заинтересован в решение проблемы, нежели клиент. Так как для социального работника помощь клиенту - это не только работа, а еще и удовлетворение внутренних потребностей. Социальный работник обязан выполнить долг перед самим собой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрены основные аспекты во взаимодействии социального работника и клиента.  Ключевой частью социальной работы является взаимодействие между  специалистом по социальной работе и клиентом. Особенность данной деятельности заключается в том, что задачей специалиста является помочь клиенту научиться самостоятельно активизировать свои жизненные силы для преодоления возникающих трудностей. То есть перед специалистом стоит непростая задача – при минимальном вмешательстве в жизнь клиента, научить его максимально использовать свой потенциал в достижении поставленных целей. Однако для достижения этой цели необходимо наличие между специалистом и клиентом доверительных отношений. Социальный работник должен помочь клиенту избавиться от проблемы с помощью специальных методов: коммуникативное взаимодействие и социальная терапия. Так как в своей деятельности, социальный работник сталкивается с целым рядом проблемных ситуаций во взаимодействии со своим клиентом: нежелание клиента прикладывать собственные усилия для решения поставленных задач и его боязнь перед жизненными переменами. Для решения возникающих проблем социальный работник должен выбрать тип взаимоотношений: заключение соглашений или сотрудничество. При преодоление возникающих в ходе деятельности трудностей, специалист должен действовать, с одной стороны, не отступая от профессиональных принципов в социальной работе, с другой стороны, подходить к решению проблемы творчески. Специалист должен понимать, что его подопечный является такой же личностью как и он, следовательно должны учитываться индивидуальные особенности клиента, его потенциальные возможности, особенности характера. Специалист должен уметь налаживать с клиентом партнерские отношения, такие отношения, когда подопечный сам желает достичь максимального результата. Как профессионал, социальный работник  несет профессиональную и моральную ответственность перед своим клиентом. Важным условием для установления таких отношений является совпадение желаемых результатов специалиста и клиента. Только при соблюдении данного условия, можно получить максимальный  результат. Основными особенностями взаимодействия социального работника и клиента является, то, что социальный работник выполняет свои обязанности не только потому, что его деятельность нужна обществу, необходима клиентам, но и потому, что она необходима ему самому, поскольку отвечает его внутренним потребностям , способствует реализации его личностного потенциала.

Таким образом, можно констатировать, что поставленные задачи решены, и цель курсовой работы достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.Научная литература:

  1) «Теория социальной  работы»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.   Заведений; Фирсов М.В., Студенова Е.Г; М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС,  2001.121-123стр.

2) «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ»; Доброштанов В. М., С-П;«Санкт-   Петербургский государственный университет технологии и дизайна», 2008.-65стр.

3) «Теория и методика  социальной работы»; Гуслова М.Н. издательский центр «Академия».2007.-26-27 стр.

2.Электронные источники:

4) http://bugabooks.com/book/265-teoriya-socialnoj-raboty/41-glava-10-socialnoe-vzaimodejstvie-socialnogo-rabotnika-i-klienta.html; источник проверен 13.11.13;

5)http://kurs.ido.tpu.ru/courses/metods_soc_work/tema4.html; источник проверен 13.11.13;

6) http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/etika-sotsialnoy-rabotyi-194/Page-56.html; источник проверен 13.11.13;

7)  http://vpkla.ru/books/nevleva-inna-mikhaylovna-konfliktologiya-v-sotsialnoy-rabote-razdel-2/stranica-40; источник проверен 13.11.13;

8) http://yourlib.net/content/view/145/12/; источник проверен 13.11.13;

9)http://jenessi.net/soc_rabota/414-10.5.-socialnoe-vzaimodejjstvie.html; источник проверен 13.11.13;

10) http://www.pedlib.ru/Books/3/0211/3_0211-54.shtml; источник проверен 13.11.13;

 

 

 


Информация о работе Особенности взаимодействия социального работника и клиента