Особенности доиндустриального типа организации социальной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:14, реферат

Краткое описание

В данном реферате описывается уклад жизни людей доиндустриального общества, его характерные особенности, отличительные черты, отличия от других типов обществ, описание перехода к другому типу общества, а также встречающееся в современном мире народы, живущие по традициям данного типа общества.

Содержание

Введение
Основная часть
Черты доиндустриального типа общества
История доиндустриального общества. Экономические особенности развития
Политическое устройство доиндустриального общества
Социальные особенности существования доиндустриального общества
Доиндустриальное общество в наши дни
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 153.99 Кб (Скачать файл)

Постепенно центр экономического развития перемещается в Англию. Роль Голландии ослабевает. Причины этого  заключались в нехватке территории, рабочих рук и сырья, в недостаточном  внимании голландских купцов к промышленному  производству, длительной борьбе с  агрессией со стороны Франции. Еще  в XV веке Англия была экономически отсталой и малонаселенной окраиной Западной Европы. Великие географические открытия покончили с изоляцией Англии, которая теперь оказалась на перекрестке  мировых торговых путей. Голландия  и Европа в целом все больше нуждаются в английской шерсти, что  приводит здесь к "огораживанию" и к раскрестьяниванию страны. Репрессии герцога Альбы в Нидерландах, преследования гугенотов во Франции и лютеран в Германии и другие события способствовали эмиграции в Англию ремесленников, купцов. Религиозная реформация XVI века и буржуазная революция 1642-1660 годов способствовали быстрому капиталистическому подъему Англии. Промышленному подъему здесь способствовало введение частной собственности на землю, рост товарности земледелия и животноводства, рост добычи угля, железной руды, свинца, меди и т.д. Способствовала этому и политика правительства, полностью запретившего экспорт шерсти в 1614 году, обязавшего доставлять товары на остров преимущественно или исключительно на английских судах. Правительство активно поощряло развитие науки и образования. Все это вызвало промышленный переворот конца XVIII столетия, ознаменовав отчасти конец существования данного типа общества в крупных масштабах.

 

Политическое устройство доиндустриального общества

 

Политическое устройство подавляющего большинства доиндустриальных обществ определяется в большей степени традицией и обычаем, нежели писанным законом. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земельного, продуктового, наконец, водного на Востоке) и подкрепляться божественной санкцией (вот почему так высока роль сакрализации, а часто прямого обожествления фигуры правителя).

Чаще всего государственный  строй общества был, разумеется, монархическим. И даже в республиках древности  и средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям немногих знатных родов и основывалась на названных принципах. Как правило, для доиндустриальных обществ характерно слияние феноменов власти и собственности при определяющей роли власти, то есть располагающий большей властью, обладал и реальным контролем над существенной частью находившейся в совокупном распоряжении общества собственностью. Для типично доиндустриального общества (за редким исключением) власть это собственность.

 

 

 

Социальные особенности  существования доиндустриального общества

 

В социальном отношении доиндустриальное общество куда более разительно отличается от современного нам. Самой характерной чертой этого общества является жесткая привязанность каждого человека к системе редистрибутивных отношений, привязанность сугубо личная. Это проявляется во включенности каждого в какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, и в зависимости каждого от «старших» (по возрасту, происхождению, общественному положению), которые стоят «у котла». Причем переход из одного коллектива в другой чрезвычайно затруднен, социальная мобильность в этом обществе очень низка. При этом, ценно не только положение сословия в общественной иерархии, но и сам факт принадлежности к нему. Здесь можно привести конкретные примеры - кастовые и сословные системы стратификации.

Каста (как в традиционном индийском  обществе, например) это замкнутая  группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Это место очерчивается многими факторами или признаками, главные из которых: традиционно наследуемая профессия, род занятий; эндогамия, т.е. обязанность заключать браки лишь внутри своей касты; ритуальная чистота (после контакта с «низшими» необходимо проходить целую процедуру очищения).

Сословие представляет собой общественную группу с наследственными правами  и обязанностями, закрепленными  обычаями и законами. Феодальное общество средневековой Европы, в частности, делилось на три основных сословия: духовенство (символ книга), рыцарство (символ меч) и крестьянство (символ плуг). В России до революции 1917 г. было шесть сословий: дворяне, духовенство, купцы, мещане (мелкие домовладельцы, торговцы, ремесленники), крестьяне, казаки (особое военное сословие).

Регламентирование сословного бытия  было на редкость жестким, вплоть до мелких обстоятельств и незначительных деталей. Так, по «Жалованной грамоте  городам» 1785 г. российские купцы первой гильдии могли ездить по городу в  карете, запряженной парой лошадей, а купцы второй гильдии только в коляске парою. Сословное деление  общества, как, впрочем, и кастовое, освящалось и закреплялось религией: у каждого своя судьба, свой удел, свой угол на этой земле. Оставайся  там, куда поместил тебя Бог, возвышение проявление гордыни, одного из семи (по средневековой классификации) смертных грехов.

Другим важнейшим критерием  социального деления можно назвать  общину в самом широком смысле этого слова. Имеется в виду не только крестьянская соседская община, но и ремесленный цех, купеческая гильдия в Европе или купеческий союз на Востоке, монашеский или рыцарский  орден, русский общежительный монастырь, воровские или нищенские корпорации. Эллинский полис можно рассматривать  не столько как город-государство, сколько как гражданскую общину. Человек вне общины изгой, отверженный, подозрительный, враг. Поэтому изгнание из общины было одним из самых страшных наказаний в любом из аграрных обществ. Человек рождался, жил и  умирал привязанным к месту жительства, занятиям, окружению, в точности повторяя образ жизни своих предков  и будучи абсолютно уверенным, что  его дети и внуки пройдут тот  же путь.

Отношения и связи между людьми в традиционном обществе были насквозь пронизаны личной преданностью и  зависимостью, что вполне понятно. При том уровне технологического развития (во всех областях общественной жизни) только непосредственные контакты, личная причастность, индивидуальная вовлеченность могли обеспечить движение знаний, навыков, умений от учителя к ученику, от мастера к подмастерью. Движение это, отметим, имело форму передачи тайн, секретов, рецептов. Решалась тем самым и определенная социальная задача. Так, присяга, которой в средние века символически-ритуально скреплялись отношения между вассалами и сеньорами, по-своему уравнивала участвующие стороны, придавая их взаимосвязи оттенок простого покровительства отца сыну.

 

Доиндустриальное общество в наши дни

В мире еще немало народов, сохраняющих доиндустриальный уклад жизни. (Вспомните основные черты традиционного общества.) Отдельные, уже немногочисленные народы и племена привержены очень древним формам общественной организации. Например, племена кадаров в Южной Индии по-прежнему занимаются собирательством: значительную часть года они проводят в продолжительных походах за лесными продуктами. Но сегодня это уже скорее экзотика. В большинстве стран так называемого третьего мира (вспомните, какие государства и народы охватываются этим понятием) основной отраслью экономики остается сельское хозяйство, в нем занята подавляющая часть населения. Сохранилась в ряде регионов и присущая традиционному обществу тесная связь человека с первичным коллективом, группой - родом, семьей, кастой, тейпом, религиозной общиной. Другой стороной такой солидарности выступает стремление обособиться от чужаков. Так, во многих африканских странах существуют десятки этнических групп, между которыми нередко вспыхивают прямые столкновения, ведущие к многочисленным человеческим жертвам. В то же время государства и народы, сохранившие многие черты доиндустриальных цивилизаций, уже существенно отличаются от традиционных обществ прошлого. Как известно, в таких обществах производство ориентировано главным образом на удовлетворение непосредственных потребностей, а не на продажу.

Сегодня почти все страны интегрированы в мировую экономику  и значительная часть сельскохозяйственной продукции, создаваемой в странах  третьего мира, производится для продажи  на мировом рынке. Даже уже упоминавшееся  племя кадаров собирает не съедобные коренья, а плоды, которые в данный момент пользуются большим спросом на мировом рынке; в их жизнь также вошли товарно-денежные отношения. Традиционное и новое причудливым образом переплетается в жизни отдельных народов. Вот как описывают жизнь современных аборигенов, т. е. коренных жителей, Австралии отечественные исследователи: "Тысячи австралийцев отказываются от стандартных жилищ в пользу временных построек, не пользуются многими предметами фабричного производства. Но при всем том они овладевают вполне современными методами хозяйствования. Не считают нужным отказываться от лекарств. На охоту ездят нередко в автомобилях и с ружьями, на рыбную ловлю отправляются в моторных лодках и с покупными снастями". Что же привело к таким переменам в традиционных обществах, которые еще три века назад определяли социальный облик человечества и считались символом его стабильности? В качестве главной причины исследователи называют индустриализацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современной социологии, постепенно преодолевающей западноцентристский подход, прямое противопоставление традиционности и модерности считается упрощением. Традиционные черты перестают оцениваться как всецело негативные, препятствующие социальным изменениям и экономическому росту и все чаще рассматриваются как ресурс прогрессивных изменений.

Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного  общества существенно расходятся. Например, философ А.Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к `золотому веку` традиционализма. Социолог и демограф А.Вишневский утверждает, что у традиционного общества `нет шансов`, хотя оно и `яростно сопротивляется`. Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1) http://www.economicportal.ru/facts/doindustrialnoe-obchestvo.html

2) http://www.countries.ru/library/politic/soccult.htm

3) http://rudocs.exdat.com/docs/index-178240.html?page=8

4) http://www.sociys.ru/soc36.htm

5) http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=921

6) http://how.qip.ru/society/community/23-chto_takoe_tradicionnoe_obshhestvo

7) http://www.ref.by/slovari/soz/63.html

8) http://history-x.ru/02/18/043.htm

9) http://www.sociosinfo.ru/socios-219-1.html

 


Информация о работе Особенности доиндустриального типа организации социальной жизни