Особенности политики нищепитательства в Московском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:16, реферат

Краткое описание

На протяжении всей русской истории бедность и нищенство были атрибутами социальной стратификации общества. Бедность можно рассматривать как состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.

Вложенные файлы: 1 файл

истор соц работы.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Философия

Специальность Социальная работа, 4 года обучения

 

 

 

Контрольная работа

По предмету История «Социальной  работы».

Тема: Особенности политики нищепитательства в Московском государстве.

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  I курса

Мокрополова И.Н.

Проверил: доцент

Бирюкова Р.М.

 

 

Москва 2011 

На протяжении всей русской  истории бедность и нищенство  были атрибутами социальной стратификации  общества. Бедность можно рассматривать  как состояние части общества, при котором определенные слои населения  не имеют минимальных по нормам данного  общества средств к существованию.

 В словаре-справочнике  по социальной работе под редакцией  Е.И. Холостовой под бедностью понимается "показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей". Там же дается и определение нищенства как "состояния, при котором ведение нормального образа жизни становится невозможным или затруднительным из-за отсутствия материальных и денежных средств, собственности, навыков трудовой деятельности, а социальное функционирование обеспечивается в определяющей мере сбором подаяний"

Истоки государственной  политики по отношению к бедным и  нищим восходят к княжескому попечительству. В честь различных событий  князья устраивали пиры, на которые  могли приходить нищие и убогие. "Повесть временных лет" описывает  проявление нищелюбия князем Владимиром Святым: "Си слышав (Владимир) повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княже и взимати всяку потребу - питье и яденье, и из казны монетой... где больной и нищ немогы ходити... тем раздаваху на потребу".

 Нищепитательство первых князей по-разному оценивается в исторической и церковной литературе. Летописные сказатели восхищаются милосердием князя Владимира Святого, объясняя это не только темпераментом князя, но и его духовным изменением, связанным с принятием христианства, когда он хотел "исполнить заветы евангельские не по имени только, но на самом деле". Более того, они распространяли филантропию князя на все государство, возводя ее в ранг правительственной программы. "Более всего бяше милостыню творя, князь Владимир. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земли русской: и в градах и в селах, везде милостыню творяше, нагия одевая, алчныя кормя и жадныя напоя, странныя покоя милостию, нищая и сироты и вдовицы и слепые и хромые и трудоватыя - вся милуя и одевая и накормя и напояя".

В Уставе Владимира 996 года упоминается  о людях церковных, на которых  распространялось право епископского суда. Среди монахов и мирян, служивших церкви, мы находим людей убогих и призреваемых церковью - странники (лечец, хромец, вдовица, задушный человек, прощеник). По новгородской грамоте к церковным людям принадлежали и изгои - неграмотный попович, выкупившийся холоп, обанкротившийся купец и осиротевший князь. В источниках мы найдем сведения о деятельности монастырей в отношении убогих и нищих.

Духовенство шло во главе благотворительности. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киевско – Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные.

Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г.

 При всех монастырях  имевших средства производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда особые помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обуславливалась соответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, богаделен и на прием странных – не имущих была определена “десятина”, то есть десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.”

Разумеется, на этом призрение  не заканчивалось. Монастыри-вотчины  предоставляли посадскому человеку или крестьянину прибежище «на  старости лет под монашеской рясой  или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской ограды», играя  роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы «иметь страховой  полис».

 

Богатство церкви приумножали  и частные вклады. Они различны — от церковной утвари и предметов  культа до земельных. Вклады жертвовались с разными условиями: поминание вкладчиков после смерти, кормление от их имени нищих и т. д. Но существовали и особые земельные вклады, позволявшие вкладчику при жизни льготное проживание на территории монастыря (не принимать монашеского сана, не вести аскетический образ жизни). Такой проживающий имел статус бельца.

 Постепенно монастырско-вотчинская идеология привносит новые элементы призрения в стены монастыря: пожертвование некоторого дара в виде натуральных продуктов, собственности, денежных взносов. По некоторым данным, взнос при поступлении в монастырь составлял от 300 до 1000 руб. При всей спорности данной суммы, тем не менее важно, что для поступления в монастырь требовался известный дар.

Церковь опекала и кормила  тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Постепенно получив в свое владение села, земельные угодья. Церковь берет на себя обязанность по защите населения, проживающего под ее покровительством. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону(по Кормчей книге) и по церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князя и становились подданными церкви. И как бы ни слаб, был и ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по - христиански - как на свободного человека.

 Для церковного сознания все были братья во Христе, и не было пред Господом ни раба, ни господина. В церкви не существовало рабства. Рабы, подаренные церкви, обращались в людей, лично свободных. Они были только прикреплены к церковной земле, проживали на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

 Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: ”любовь к ближнему полагали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню”, - писал В.О.Ключевский.      “Нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной, чтобы научится лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека. Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва» (Ключевский).

После принятия христианства на Руси Владимиром Святым в 988 году он в 996г. принял церковный Устав: Владимир установил вместе с митрополитом Львом давать десятину со всех имуществ для бедных, сирот, немощных, престарелых, пришельцев, плечных и для погребения бедных, а так же для помощи тем, кто имел большую семью и которые пострадали от природных стихий

В то же время церковная  политика в отношении нищенства  носила достаточно противоречивый характер. Становясь впоследствии крупными хозяйственными корпорациями, монастыри принимали  в свои члены только богатых пострижеников, приносивших в монастырскую казну  свое имущество. Из тех же летописей  известен случай, когда монах Киево-Печерского монастыря хотел постричься в  великую схиму, ему было отказано братией по нищете его.

В знаменитом "Поучении" князя Владимира Мономаха мы также  находим упоминание о попечительстве над нищими и бедными: "Всего  же больше убогих не забывайте... Куда же ни пойдете, идеже станете, напойте, накормите бедного...". В определенной степени можно говорить о ряде профилактических мер, принятых князем в отношении кредитования, грабительские размеры которого неизменно способствовали росту обнищания на Руси. При нем было ограничено двумя годами действие статьи Русской правды, устанавливавшей размер годового роста 50%. После того как взятый процент сравнивался с суммой долга, кредитор не имел права брать дальнейших процентов и ждал только возвращения суммы долга. Если же кредитор осмеливался взять 50-процентный рост третий раз, то он лишался права требовать уплаты самого долга.

Законодательство более  позднего времени тем или иным образом было связано с решением проблем бедности. Наиболее распространенными  мерами становились налоговые послабления. На протяжении XIV - XVI веков князьями и монастырями давались льготные грамоты, по которым поселявшиеся на их землях освобождались от дани, тягла  и различных работ. Например, грамота  князя Василия Васильевича Богородскому монастырю Аргуновской волости  Переяславского уезда, грамота серпуховского  князя Василия Ярославовича игумену  Троицко-Сергиевского монастыря, грамота  Троицко-Сергиевского монастыря крестьянину  Лукину на поселение на мирской земле  в Муромском уезде.

В Судебниках 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами церкви». Согласно церковному законодательству, под защиту церковной власти попадали: «...женщины, дети, престарелые, родители, рабы». Церковь нарушает свои же постановления, когда берет под свой патронаж торговых и городских людей. Именно против этого и направлено данное постановление «А торговымъ людемъ тородскимъ въ монастырехъ не жити, а жити имъ въ городскихъ дворехъ, а которые торговые люди учнутъ жити на монастырехъ, и техъ с монастырей сводити, да и наместником ихъ судити. А на монастырехъ жити нищимъ, которые питаются милостынею отъ церкви Божий». Практически это постановление направлено против тех бельцов, которые за определенную плату покупали себе право жить в монастырях.

 

В XV - XVI веках, с одной стороны, принимаются некоторые меры по борьбе с нищенством и бедностью, которые  вызывались многочисленными неурожаями, войнами, пожарами, голодом.

 В 1560 году появляется  Указ об отсрочке долгов с  погорельцев в течение 5 лет «В долгах приставов давати не велел и правити на них долгов не велел пять лет».

Система государственного контроля и поддержки осуществляется по различным  направлениям, в том числе путем  регулирования цен на хлеб в период массового голода. К таким мерам  прибегает Б. Годунов в 1601 г., когда в Усольском уезде резко возрастают цены на хлеб, вводятся государственные твердые цены: «...продовати ржи четь по полтине, овса четь в полполтины, ячменя четь в четыри гривны».

 В 1603 году издается  Указ, разрешающий отпускать на  волю во время голода на  прокорм работные семьи без  оформления отпуска на волю.    

Соборное Уложение 1649 года разрешало оформлять денежный долг в счет будущих отработок и откупов и давало отсрочку уплаты этого долга от года до трех лет.

Характерен в этом отношении  Указ 1662 г. В нем говорилось о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В указе определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода, в частности предписывалось: а) митрополитам и власти, чтобы те обеспечивали продажу хлеба из своих запасов; б) чтобы местная власть продавала из житницы хлеб по твердой цене, а не спекулятивной, в) в том случае, если «купить хлеб будет нечим», тем под поручательство раздавать хлеб в долг, «чтобы божиим и нашим людям от хлебныя дорогови гладом не помереть».

В Указе 1663 г. предписывалось боярам обязательное кормление холопов в период голода. В случае нарушения Указа: «Государь повелел кликать бирючам по рынкам и торгам, что если бояре откажуться кормить своих холопей в голодное время, то они лишаться холопей, которые получат свободу».

Система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия также подкрепляется законами и указами. При этом происходит «организация»  института контроля. В него входят подъячии, решеточные приказчики, бирючи. Их назначение состоит в том, чтобы  они оповещали население о  падеже скота во всех административных единицах, чтобы мясо падших животных не попадало на рынок и чтобы скот закапывали в специально отведенных местах, отдаленных от мест проживания.

Переосмысление происходит в подходах к помощи вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток». Так, царь Михаил Федорович в 1634 г. издает Указ, согласно которому детям и вдовам умерших и погибших под Смоленском давали земли на прожиток по государеву указу.

           Но постепенно государство начинало отходить от раздачи милостыни всем нищим без различия, вместе с тем предпринимая первые шаги по борьбе с нищенством, которые включали в себя как социальное призрение убогих и больных в богадельнях, охват трудоспособных нищих добровольными или даже принудительными работами, так и изыскание средств для оказания помощи бедным с целью предупреждения нищеты.

 В то же время  в законодательстве XVII века мы  находим не так много указов (всего три), посвященных проблемам  нищенства. Причем наблюдалось  четкое разделение на "настоящих"  и "ненастоящих" нищих. Те из них, которые притворялись, подвергались допросу и отправлялись по месту проживания: "...гулящие люди, подвязав руки, так и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, и притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы, и тех людей имать и роспрашивать... и по расспросным речам ссылать...". При поимке второй раз "ненастоящих" нищих наказывали и ссылали в Сибирь. В 1694 году такой же указ вышел в отношении нищих духовного звания и мирских людей, проживающих в монастырях в статусе бельца.

"Настоящих" нищих  определяли в богадельни, где  наряду с ними содержались  и старцы. Так, в 1681 году в  московских богадельнях находилось 420 человек. Содержание богаделен  осуществлялось за счет Приказа  большого Дворца, в который с  церквей собиралось "по 3 алтына и по 2 деньги". Таким образом, в этот период государство особенно не было озабочено проблемой нищенства как социальной проблемой.

Информация о работе Особенности политики нищепитательства в Московском государстве