Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:16, реферат
На протяжении всей русской истории бедность и нищенство были атрибутами социальной стратификации общества. Бедность можно рассматривать как состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Философия
Специальность Социальная работа, 4 года обучения
Контрольная работа
По предмету История «Социальной работы».
Тема: Особенности политики нищепитательства в Московском государстве.
Выполнил: студент I курса
Мокрополова И.Н.
Проверил: доцент
Бирюкова Р.М.
Москва 2011
На протяжении всей русской истории бедность и нищенство были атрибутами социальной стратификации общества. Бедность можно рассматривать как состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.
В словаре-справочнике
по социальной работе под
Истоки государственной
политики по отношению к бедным и
нищим восходят к княжескому попечительству.
В честь различных событий
князья устраивали пиры, на которые
могли приходить нищие и
Нищепитательство первых князей по-разному оценивается в исторической и церковной литературе. Летописные сказатели восхищаются милосердием князя Владимира Святого, объясняя это не только темпераментом князя, но и его духовным изменением, связанным с принятием христианства, когда он хотел "исполнить заветы евангельские не по имени только, но на самом деле". Более того, они распространяли филантропию князя на все государство, возводя ее в ранг правительственной программы. "Более всего бяше милостыню творя, князь Владимир. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земли русской: и в градах и в селах, везде милостыню творяше, нагия одевая, алчныя кормя и жадныя напоя, странныя покоя милостию, нищая и сироты и вдовицы и слепые и хромые и трудоватыя - вся милуя и одевая и накормя и напояя".
В Уставе Владимира 996 года упоминается о людях церковных, на которых распространялось право епископского суда. Среди монахов и мирян, служивших церкви, мы находим людей убогих и призреваемых церковью - странники (лечец, хромец, вдовица, задушный человек, прощеник). По новгородской грамоте к церковным людям принадлежали и изгои - неграмотный попович, выкупившийся холоп, обанкротившийся купец и осиротевший князь. В источниках мы найдем сведения о деятельности монастырей в отношении убогих и нищих.
Духовенство шло во главе благотворительности. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киевско – Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные.
Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г.
При всех монастырях имевших средства производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда особые помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обуславливалась соответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, богаделен и на прием странных – не имущих была определена “десятина”, то есть десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.”
Разумеется, на этом призрение не заканчивалось. Монастыри-вотчины предоставляли посадскому человеку или крестьянину прибежище «на старости лет под монашеской рясой или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской ограды», играя роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием, чтобы «иметь страховой полис».
Богатство церкви приумножали и частные вклады. Они различны — от церковной утвари и предметов культа до земельных. Вклады жертвовались с разными условиями: поминание вкладчиков после смерти, кормление от их имени нищих и т. д. Но существовали и особые земельные вклады, позволявшие вкладчику при жизни льготное проживание на территории монастыря (не принимать монашеского сана, не вести аскетический образ жизни). Такой проживающий имел статус бельца.
Постепенно монастырско-вотчинская идеология привносит новые элементы призрения в стены монастыря: пожертвование некоторого дара в виде натуральных продуктов, собственности, денежных взносов. По некоторым данным, взнос при поступлении в монастырь составлял от 300 до 1000 руб. При всей спорности данной суммы, тем не менее важно, что для поступления в монастырь требовался известный дар.
Церковь опекала и кормила тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Постепенно получив в свое владение села, земельные угодья. Церковь берет на себя обязанность по защите населения, проживающего под ее покровительством. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону(по Кормчей книге) и по церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князя и становились подданными церкви. И как бы ни слаб, был и ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по - христиански - как на свободного человека.
Для церковного сознания все были братья во Христе, и не было пред Господом ни раба, ни господина. В церкви не существовало рабства. Рабы, подаренные церкви, обращались в людей, лично свободных. Они были только прикреплены к церковной земле, проживали на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: ”любовь к ближнему полагали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню”, - писал В.О.Ключевский. “Нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной, чтобы научится лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека. Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва» (Ключевский).
После принятия христианства на Руси Владимиром Святым в 988 году он в 996г. принял церковный Устав: Владимир установил вместе с митрополитом Львом давать десятину со всех имуществ для бедных, сирот, немощных, престарелых, пришельцев, плечных и для погребения бедных, а так же для помощи тем, кто имел большую семью и которые пострадали от природных стихий
В то же время церковная политика в отношении нищенства носила достаточно противоречивый характер. Становясь впоследствии крупными хозяйственными корпорациями, монастыри принимали в свои члены только богатых пострижеников, приносивших в монастырскую казну свое имущество. Из тех же летописей известен случай, когда монах Киево-Печерского монастыря хотел постричься в великую схиму, ему было отказано братией по нищете его.
В знаменитом "Поучении" князя Владимира Мономаха мы также находим упоминание о попечительстве над нищими и бедными: "Всего же больше убогих не забывайте... Куда же ни пойдете, идеже станете, напойте, накормите бедного...". В определенной степени можно говорить о ряде профилактических мер, принятых князем в отношении кредитования, грабительские размеры которого неизменно способствовали росту обнищания на Руси. При нем было ограничено двумя годами действие статьи Русской правды, устанавливавшей размер годового роста 50%. После того как взятый процент сравнивался с суммой долга, кредитор не имел права брать дальнейших процентов и ждал только возвращения суммы долга. Если же кредитор осмеливался взять 50-процентный рост третий раз, то он лишался права требовать уплаты самого долга.
Законодательство более
позднего времени тем или иным
образом было связано с решением
проблем бедности. Наиболее распространенными
мерами становились налоговые
В Судебниках 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами церкви». Согласно церковному законодательству, под защиту церковной власти попадали: «...женщины, дети, престарелые, родители, рабы». Церковь нарушает свои же постановления, когда берет под свой патронаж торговых и городских людей. Именно против этого и направлено данное постановление «А торговымъ людемъ тородскимъ въ монастырехъ не жити, а жити имъ въ городскихъ дворехъ, а которые торговые люди учнутъ жити на монастырехъ, и техъ с монастырей сводити, да и наместником ихъ судити. А на монастырехъ жити нищимъ, которые питаются милостынею отъ церкви Божий». Практически это постановление направлено против тех бельцов, которые за определенную плату покупали себе право жить в монастырях.
В XV - XVI веках, с одной стороны, принимаются некоторые меры по борьбе с нищенством и бедностью, которые вызывались многочисленными неурожаями, войнами, пожарами, голодом.
В 1560 году появляется Указ об отсрочке долгов с погорельцев в течение 5 лет «В долгах приставов давати не велел и правити на них долгов не велел пять лет».
Система государственного контроля и поддержки осуществляется по различным направлениям, в том числе путем регулирования цен на хлеб в период массового голода. К таким мерам прибегает Б. Годунов в 1601 г., когда в Усольском уезде резко возрастают цены на хлеб, вводятся государственные твердые цены: «...продовати ржи четь по полтине, овса четь в полполтины, ячменя четь в четыри гривны».
В 1603 году издается Указ, разрешающий отпускать на волю во время голода на прокорм работные семьи без оформления отпуска на волю.
Соборное Уложение 1649 года разрешало оформлять денежный долг в счет будущих отработок и откупов и давало отсрочку уплаты этого долга от года до трех лет.
Характерен в этом отношении Указ 1662 г. В нем говорилось о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В указе определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода, в частности предписывалось: а) митрополитам и власти, чтобы те обеспечивали продажу хлеба из своих запасов; б) чтобы местная власть продавала из житницы хлеб по твердой цене, а не спекулятивной, в) в том случае, если «купить хлеб будет нечим», тем под поручательство раздавать хлеб в долг, «чтобы божиим и нашим людям от хлебныя дорогови гладом не помереть».
В Указе 1663 г. предписывалось боярам обязательное кормление холопов в период голода. В случае нарушения Указа: «Государь повелел кликать бирючам по рынкам и торгам, что если бояре откажуться кормить своих холопей в голодное время, то они лишаться холопей, которые получат свободу».
Система «санитарно-полицейских» мер против распространения морового поветрия также подкрепляется законами и указами. При этом происходит «организация» института контроля. В него входят подъячии, решеточные приказчики, бирючи. Их назначение состоит в том, чтобы они оповещали население о падеже скота во всех административных единицах, чтобы мясо падших животных не попадало на рынок и чтобы скот закапывали в специально отведенных местах, отдаленных от мест проживания.
Переосмысление происходит в подходах к помощи вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсионное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток». Так, царь Михаил Федорович в 1634 г. издает Указ, согласно которому детям и вдовам умерших и погибших под Смоленском давали земли на прожиток по государеву указу.
Но постепенно государство начинало отходить от раздачи милостыни всем нищим без различия, вместе с тем предпринимая первые шаги по борьбе с нищенством, которые включали в себя как социальное призрение убогих и больных в богадельнях, охват трудоспособных нищих добровольными или даже принудительными работами, так и изыскание средств для оказания помощи бедным с целью предупреждения нищеты.
В то же время в законодательстве XVII века мы находим не так много указов (всего три), посвященных проблемам нищенства. Причем наблюдалось четкое разделение на "настоящих" и "ненастоящих" нищих. Те из них, которые притворялись, подвергались допросу и отправлялись по месту проживания: "...гулящие люди, подвязав руки, так и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, и притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы, и тех людей имать и роспрашивать... и по расспросным речам ссылать...". При поимке второй раз "ненастоящих" нищих наказывали и ссылали в Сибирь. В 1694 году такой же указ вышел в отношении нищих духовного звания и мирских людей, проживающих в монастырях в статусе бельца.
"Настоящих" нищих
определяли в богадельни, где
наряду с ними содержались
и старцы. Так, в 1681 году в
московских богадельнях
Информация о работе Особенности политики нищепитательства в Московском государстве