Особенности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:51, доклад

Краткое описание

Профилактика (от греческого prophylaktikos - предохранительный), в медицине - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека

Вложенные файлы: 1 файл

2..docx

— 23.91 Кб (Скачать файл)

§2. Особенности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков.

 

Профилактика (от греческого prophylaktikos - предохранительный), в медицине - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека [17,64].

Профилактика  правонарушений - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Все профилактические мероприятия можно условно разделить на общие и специальные. К общим мероприятиям относятся: политические (направленные на борьбу за власть и влияние на людей) и социально-экономические (направленные на дальнейшее повышение благосостояния людей, улучшение их образования, труда и быта, прогресс науки, культуры и всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности).

Профилактика  правонарушений должна основываться на принципах системности, научности, социальной активности и, следовательно, быть этиологичной, комплексной, дифференцированной и поэтапной, а главное - носить систематический и наступательный характер. Этиологичность профилактики заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию девиантного поведения.

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной  работе различных ведомств, министерств  и специалистов. Профилактика правонарушений - задача общегосударственная, и успешное ее решение возможно только при совместных координированных усилиях педагогов, сотрудников МВД, социологов, психологов, журналистов, а также всей широкой сети государственных и общественных организаций .

Профилактика правонарушений должна быть последовательной, поэтапной.

Согласно  терминологии Всемирная Организация  Здравоохранения, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия  первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам.

Главная задача вторичной профилактики - раннее выявление  лиц с нервно-психическими нарушениями  и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию  их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной  профилактики стало определение  так называемых «групп риска», то есть подростков, у которых нет явных  признаков девиантного поведения, но они больше других склонны к его формированию.

Третичная профилактика - проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения [4, 7].

Наиболее  широко в социально-педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность  использования этих методов заключается  в том, что социальный работник имеет  дело с подростками, у которых  по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила  поведения в обществе или же у  него сформированы искаженные понятия  об этих нормах и соответствующие  формы поведения.

Приобщение  к нормам жизни, принятым в данном обществе, морали, труду, создание ясных  и точных представлений о них, которые в конечном итоге формируют  убеждения личности, ее жизненную  позицию, зависят от знаний, представлений  о них.

Совершаемые поступки, действия, привычки без осознания  их общественной значимости могут носить случайный характер, они не имеют  действенной силы. Метод убеждения содействует трансформации принятых норм в обществе в мотивы деятельности и поведения подростка, что способствует формированию убеждений. [5; 68].

Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности  несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно  по форме, способность убеждать подростка  в правоте его взглядов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального работника.

Психологические особенности восприятия содержания речи должны быть таковы, чтобы вызвать  у подростка надежду, гордость, чувства  раскаяния в содеянном поступке и другие положительные эмоции.

Убеждение может  реализовываться через такие  известные в педагогике методы, как  рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный  пример.

Для несовершеннолетних используются диспут – метод, способствующий формированию суждений. Однако положительный  исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального работника: выбор темы диспута, понятной и близкой  детям, тщательный отбор вопросов, которые  будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее  согласовать с подростками тему диспута, подобрать соответствующую  литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные  средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др. [10; 78].

Важным в  деятельности социального работника  является учет нравственного идеала, которому следует ребенок. Нравственный идеал – это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором  его поведения и критерием  оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности несовершеннолетних, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам. Еще древнегреческий философ говорил, что «длинен путь через наставления, короток через пример». К.Д. Ушинский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В конечном итоге убеждение – это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. [36; 93].

Сложность работы социального работника заключается в том, что нравственные привычки большинства несовершеннолетних, с которыми он работает, подчас или не сформированы или же они имеют вредные привычки.

Другая трудность  в работе с такими подростками  – укоренившиеся вредные привычки: курить, пить спиртное, сквернословить, быть агрессивными. В этом случае социальный работник занимается фактически перевоспитанием  несовершеннолетних, приобщением их к нормам и правилам общества. [20; 113].

Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный работник прибегает  к таким формам организации метода упражнения, как игра; творческая, сюжетно-ролевая  и другие виды игр. Ценность игры заключается  в том, что собственными потребностями  трудного подростка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим  приучить.

Среди социально-педагогических методов особую группу составляют методы поощрения и наказания. Они направлены к одной цели – формировать  определенные нравственные качества поведения  и характера подростка. [25; 110]. Эти  методы не всегда являются издержками воспитания. Они неизбежны, так как  трудного подростка свойственно  исследовать границы дозволенного, а следовательно ошибаться и заблуждаться. Поэтому необходимо использование таких приемов, как переубеждение, предупреждение, замена интересов, наказание.

Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно  определено содержание, какие выбраны  методы для ее достижения и формы  организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы  не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы  и методы, те в свою очередь могут  корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также  между собой взаимосвязаны. [33; 67].

Применение  технологий в деятельности социального  работника позволяет поэтапно реализовывать  выделенные структурные компоненты его деятельности. Решение любой  проблемы подростка, требующей вмешательства  социального работника, начинается с диагностирования проблемы, которое  включает в себя обязательный этап сборе анализа и систематизации информации, на основании которой  может быть сделано то или иное заключение.

Особенностью  деятельности социального работника  является то, что подросток не всегда может сформулировать проблему, которая  у него возникает, и объяснить, чем  она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом с учителями, конфликтом с группой др.). Поэтому задача социального работника заключается  в том, чтобы самому выявить все  значимые обстоятельства ситуации подростка  и поставить диагноз.

Следующий этап – поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании  диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности.

Понимание целей  и задач социальным работником подчеркивает необходимость вдумчивого, дифференцированного  подхода к профилактической работе, учета возрастных особенностей ребят  и максимального использования  тех возможностей, которые раскрываются перед воспитателем. Важно, при этом, отметить, что решающее значение в формировании личности подростка имеет социальное окружение, т.е. система условий, в которых воспитывается ребенок с самых первых дней своей жизни. Необходимо, однако, отличать социальную среду в широком понимании (т.е. весь комплекс социальных, экономических и культурных условий жизни данного общества) или макросреду от ближайшего бытового окружения, в котором непосредственно происходит процесс формирования личности (семья, школа, улица и т.д.), известного под названием микросреды. [33; 110].

В педагогике отмечается, что профилактика девиантного поведения должна строиться прежде всего с учётом психологических особенностей, мотивации интересов подростка [13,27]. Как правило, в основе девиантного поведения лежит конфликтная ситуация, побуждающая подростка к неадекватной реакции и антисоциальному поведению, сопротивлению требованиям воспитателей. Девиантное поведение чаще всего проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, поэтому меры предупреждения девиантного поведения во многом совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и педагогической запущенности.

Основные  усилия профилактической деятельности должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий воспитания несовершеннолетних и негативные влияния  со стороны ближайшего окружения.

Для решения  этих задач социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может  включать следующие направления [22,76]:

-выявление  распространённости различных типов  и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

-анализ результатов  изучения мнений учеников, родителей  и разработка на их основе  программы по коррекции отклонений  в развитии личности и поведении  учащихся с учётом выявленной  специфики;

-создание  в школе психолого-педагогических  условий, свободных от внешних  факторов риска, отчасти может  решаться посредством ряда компетентных  управленческих решений, развития  эффективного взаимодействия с  семьёй, ученика, учредителями дополнительного  образования и др.

Формирование  личности школьников, их социальной компетентности, коррекцию их негативных поведенческих  проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развитие способности  критически мыслить, умения ставить  социально значимые цели и принимать  ответственные решения. Для того чтобы ребенок умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами [15, 112].

К важнейшим  факторам профилактической работы следует  также отнести особенности общения  специалистов с детьми, родительской позиции и меру их участия в  процессе профилактики девиантного поведения.

Работа социального  педагога с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях .

Информация о работе Особенности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков