Особенности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:51, доклад

Краткое описание

Профилактика (от греческого prophylaktikos - предохранительный), в медицине - система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека

Вложенные файлы: 1 файл

2..docx

— 23.91 Кб (Скачать файл)

Наиболее  эффективными формами психологической  профилактики являются групповые занятия  с подростками и работа с родителями подростков. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение  самооценки; увеличение чувства ответственности  за свое поведение; предотвращение девиантного поведения подростков.

Согласно  С.В.Березину и К.С.Лисецкому, предупреждение отклонений в поведении подростков требует их обучения навыкам социального поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может включать следующие направления: выявление распространённости различных типов и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих его факторов, разработка на основе программы по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др.

Формирование  социально позитивно ориентированной  личности включает в себя широкий  круг мероприятий, среди которых  с позиции профилактики девиантного поведения наиболее важное значение имеют нравственно-правовое, противоалкогольное (противонаркоманическое) воспитание [13,52].

Противоалкогольное, антинаркотическое воспитание, являясь составной частью воспитательной работы, направленной на формирование социально позитивно ориентированной личности, включает в себя прежде всего санитарно-гигиеническое воспитание и формирование трезвеннических установок, установок, противостоящих склонности к зависимому поведению. Основные задачи санитарно-гигиенического воспитания: повышение санитарной грамотности и культуры населения; пропаганда здорового образа жизни; искоренение вредных для здоровья привычек [12,20].

Социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия среды, может  включать следующие направления: выявление  распространённости различных типов  и форм девиантного поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании; анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики; создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска, отчасти может решаться посредством ряда компетентных управленческих решений, развития эффективного взаимодействия с семьёй, ученика, учредителями дополнительного образования и др [14,43].

Процесс профилактической работы представляет собой достаточно продолжительный по времени процесс  оказания психологической помощи ребенку  и создания условий для оптимизации  развития личности.

Профилактическая  работа социального педагога с подростками, демонстрирующими отклонения в поведении, ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в  которую попал данный ребенок - в  семье, школе, коллективе; выявления  причин возникновения социально-личностно-эмоциональных  нарушений.

По мнению М.А. Галагузовой социальный педагог должен знать следующие категории детей, которые подвержены детско-подростковой дезадаптации: дети школьного возраста, не посещающие школу; дети-сироты; социальные сироты; подростки, употребляющие наркотики и токсические средства; подростки сексуально распущенного поведения; подростки, совершившие противоправные действия [22, 215].

Итак, работа социального педагога требует учитывать  не только предпосылки девиантного поведения в подростковом возрасте, его типы, формы, основные этапы становления, но и положительный педагогический опыт воспитания подрастающего поколения и целенаправленной работы специалистов, который нашел отражение в различных педагогических средствах профилактики девиантного поведения подростков.

 

 


Информация о работе Особенности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков