Особенности реализации семейных отношений современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… ст.3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы реализации семейных отношений современной молодёжи…………………………………………………………. ст. 10
1.1. Теоретические подходы к сущности понятия «семья»………………….ст. 10
1.2 Специфика особенностей отношения молодёжи к семье………………….ст. 15
1.3 Особенности распределения ролей в молодой семье………………………ст. 24
Заключение………………………………………………………………………..ст. 32
Список литературы………………………………………………………………ст. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности реализации семейных отношений современной молодёжи.docx

— 67.14 Кб (Скачать файл)

Цели- исследовать общие подходы учёных к проблеме изучения семейных отношений молодёжи.

Задачи:

  1. Проанализировать  сущность понятия «семья»
  2. Выявить специфику отношения молодёжи к семье.
  3. Выявить отношение молодёжи к альтернативным формам семейной жизни.
  4. Изучить ролевые ожидания молодых людей в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ  проблемы  реализации семейных отношений  современной молодёжи.

    1. Теоретические подходы к  сущности понятия «семья».

Прежде чем перейти  к обсуждению понятия «молодая семья», необходимо проанализировать имеющиеся  теоретические подходы к двум другим родственным понятиям – «семья»  и «брак».

В обыденном представлении  и специальной литературе понятие  «семья» нередко отождествляется  с понятием «брак». Данные термины  имеют общее, однако не являются синонимами. Исходная точка для существования  семьи – это чаще всего заключение брака. Правда, наличие зарегистрированного  брака между мужчиной и женщиной необязательно означает, что они  – единая семья. Следует рассмотреть  несколько наиболее известных определений  брака, чтобы разделить эти два  понятия.

Брак - это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, исторически обусловленная, санкционированная  и регулируемая обществом форма  отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности  по отношению приятель к другу  и к своему потомству.

В Юридическом энциклопедическом  словаре дано такое определение  брака: это свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины  основанный на чувствах взаимной любви  и уважения, заключающийся для  создания семьи и порождения взаимных прав и обязанностей супругов.

Советский энциклопедический  словарь: брак- семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств  закон требует соответственного оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придаётся также браку, заключенному по религиозным обрядам.

А.Г. Харчев так раскрывает данное понятие: это исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.[4]

Ю.И. Семенов считает, что  брак есть определенная социальная организация  отношений между полами, он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

Важный сущностный признак  брака отражен в определении  этого понятия, данном в Малом  энциклопедическом словаре Брокгауза  и Эфрона: брак – это постоянный союз мужчины с женщиной с целью  создания семьи и продолжения  рода; пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным  формам… влечет за собою известные  юридические последствия в области  личных и имущественных прав и  обязанностей супругов по отношению  друг к другу и к детям (право  на содержание, наследование и пр.).

Таким образом, брак – это, прежде всего, официальное признание  взаимных обязательств двух взрослых людей. Но не каждый брачный союз можно назвать семьей; самый явный пример – так называемый фиктивный брак, который определяется Семейным кодексом как "заключенный без цели создания семьи".

Итак, брак – это исторически  изменяющаяся социальная форма отношений  между мужчиной и женщиной, посредством  которой общество упорядочивает  и санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские  и родительские права и обязанности. Существовавшие с давних времен моральные  нормы брачных отношений дополняются  религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство  и общество защищают брак и карают нарушителей установлений.

Говоря о семье и  браке, следует иметь в виду то, что возникли они в разные исторические периоды, а также то, что семья  представляет собой более сложную  систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных  человечеством за всю историю  своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек  независимо от возраста.

В современной науке нет  единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались  великими мыслителями много веков  назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков  семьи, но как их объединить, выделив  самые существенные? Наиболее часто  о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно  участвует в биологическом и  социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью  называют специфической малой социально-психологической  группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей  степени управляются законами, нравственными  нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство

Семья является объектом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других, этот факт обуславливает существование  достаточно разных определений данного  понятия.

Семья - это малая социально-психологическая  группа, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной  ответственностью и социальная необходимость  в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Советский энциклопедический  словарь даёт такую трактовку: семья- основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.[5]

По мнению А.Г. Харчева, семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями.

По Гурову В. Н., семья –  это сложная социальная система, которой присущи черты социального  института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения  между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого  она оказывает сильнейшее влияние  на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном  этапе жизненного пути, когда закладываются  психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности.

 Холостова Е.И. определяет семью как малую группу – это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: муж–жена, муж–дети, жена–дети, дети–дети, муж–родственники, жена–родственники, дети–родители, дети–родственники.

Таким образом, семейные отношения  могут складываться как реально  существующие союзы вне зависимости  от формы их заключения, то есть фактические (незарегистрированные) и зарегистрированные браки. На первый план выступает следующий  признак семьи: осознание и принятие обоими супругами факта совместности в моральном, эмоциональном, финансовом и хозяйственно-бытовом планах. В  данном случае важное и определяющее значение имеет добровольное признание  данного факта и мужчиной и  женщиной. По мнению В.П. Шахматова, брак и семья существуют лишь тогда, когда  оба супруга признают себя состоящими в браке и осознают себя членами  одной семьи.

Проанализировав понятия  «семья» и «брак», перейдем к обсуждению понятия «молодая семья».

В разделе «Общие положения» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 №5090-1, «Основные  направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано следующее определение молодой  семьи: «Молодая семья – это семья  в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста».

Таким образом, законодательно установленными признаками молодой  семьи являются:

1)     наличие официально  заключенного брачного союза;

2)     продолжительность  совместной жизни – до 3 лет;

3)     граница возраста  супругов – от 18 до 30 лет.

Молодую семью отличает от остальных типов семьи то, что  в ней основная ось отношений  определяется не родством и родительством, а супружескими отношениями, которые доминируют по сравнению со всеми остальными. [6]

Резюмируя вышесказанное, мы приходим к необходимости признания  приоритетного значения именно реально  существующих семейных отношений, поскольку  именно такие союзы мужчин и женщин способны выполнять функции, возлагаемые  обществом на семью. Мы никоим образом  не хотим умалить роль официального признания брачного союза, осуществляемого  путем его государственной регистрации, однако данный юридический факт значим в первую очередь в плане установления правоотношений, устранения неопределенности в сфере юридических прав и  обязанностей супругов, их детей и  иных родственников.

Таким образом, исследование молодой семьи и её проблем  предполагает включение в генеральную  совокупность семей, обладающих следующими характеристиками:

·        молодые  люди состоят в зарегистрированном браке либо проживают совместно  и ведут общее хозяйство (гражданский  брак);

·        возраст  супругов до 30 лет;

·        продолжительность  совместной жизни – до 3 лет (в  случае рождения детей – без ограничения  продолжительности совместной жизни).

Согласно статистике около  четверти детей рождаются вне  брака. Родители этих детей не состоят  в браке, хотя зачастую и проживают  совместно, ведут общее хозяйство, то есть являются семьей. Нам представляется, что отказ от регистрации брака  в фактически сложившихся молодых  семьях продиктован целым рядом  причин, важнейшей из которых является желание лучше узнать друг друга (так называемые пробные браки). После  возникновения беременности или  рождения ребенка браки чаще всего  регистрируются по инициативе женщины, желающей упрочить свое положение и  обеспечить защиту интересов ребенка. Однако также обнаруживается тенденция  отказа от регистрации брачных отношений  для получения льгот и преимуществ, право на которые приобретает  одинокая мать.

 

1.2 Специфика особенностей  отношения молодёжи к семье.

Представления о будущем  супруге возникают уже у детей, причем довольно рано. И. Г. Станиславская  и М. В. Захарова (1998) выявили их наличие  уже у 10-летних девочек, которые считали, что муж должен быть добрым, внимательным, общительным и умным. При этом две трети опрошенных оценивали  и моделировали будущего супруга  или партнера более похожим на близких друзей, чем на своего отца.[7]

 В. Е. Каган (1987) изучал  образ будущих супругов у учащихся  средних и старших классов.  У первых этот образ был  еще недостаточно дифференцированным.

В образе идеальной жены у мальчиков первое место занимает любовь к мужу , затем идут материнство и воспитание детей , хозяйственно-бытовые характеристики и эмоциональные проявления (теплота, доброта) - 29 %. Все эти ответы вписываются в традиционную модель женщины "жены - матери - домохозяйки".

«Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят. Л. Н. Толстой »- как говорил великий классик.

У девочек модель была сходной: любовь к мужу - 88 % ответов, материнство  и воспитание детей - 68 % ответов, эмоциональные  проявления - 40 %. Кроме того, девочки  выделяют уважение к самостоятельной  позиции мужчины (40 %). Хозяйственно-бытовая  сфера у девочек не относится  к ведущим.

Портрет идеального мужа у  мальчиков включает в себя любовь к жене (88 %), любовь к детям - 88 %, забота о семье (41 %), отсутствие вредных  привычек (35 %). У девочек в портрете идеального мужа на первом месте тоже стоит любовь к жене (72 %), затем  отсутствие вредных привычек (64 %), любовь к детям (44 %), проявление заботы о  семье (по 36 %), понимание жены, учет ее интересов (36 %).

У старшеклассников были выявлены четкие представления о том, какими должны быть муж и жена. У юношей эмоциональное отношение приписывалось  больше жене, чем мужу; последнему больше приписывались волевые качества, деловая активность, доминирование  и в меньшей степени - общительность. Такие же представления имелись  и у девушек.[8]

Выявлено значительное сходство в представлениях юношей и девушек  о "хорошем муже" и " хорошей  жене" и в исследовании Н. В. Ляхович (1999). Данные совпали с полученными ранее В. Е. Каганом с тем добавлением, что девушки считали, что хороший муж не должен употреблять спиртное, а юноши - что жена должна уметь вкусно готовить. [9]

 Н. Ф. Федотова (1983) изучила  представления супругов об эталонах  мужа и жены. Мужчины считали  наиболее важными для жены  две группы качеств: гуманистические  и коммуникативные (общительность,  умение ладить с людьми и  т. п.). Деловые и волевые качества  они ставили на предпоследнее  и последнее места, в то время  как в эталоне мужа эти качества  считались самыми ценными. [10]

Информация о работе Особенности реализации семейных отношений современной молодёжи