Особенности реализации семейных отношений современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… ст.3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы реализации семейных отношений современной молодёжи…………………………………………………………. ст. 10
1.1. Теоретические подходы к сущности понятия «семья»………………….ст. 10
1.2 Специфика особенностей отношения молодёжи к семье………………….ст. 15
1.3 Особенности распределения ролей в молодой семье………………………ст. 24
Заключение………………………………………………………………………..ст. 32
Список литературы………………………………………………………………ст. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности реализации семейных отношений современной молодёжи.docx

— 67.14 Кб (Скачать файл)

Одна из наиболее серьезных  проблем при исследовании ролевой  структуры семьи- это само выделение ролей, поскольку они могут быть описаны по разным основаниям, например, инструментальные- экспрессивные, кроме того, они могут быть сформулированы как достаточно обобщенно, например, роль хозяйки- хозяина, так и на основании каких-то частных семейных функций, например, приготовление пищи или закупка продуктов в магазине.

Итак, выделим основные роли в семье.

Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает  в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семьи адекватного для нее материального уровня благосостояния.

Хозяин- хозяйка. Традиционно  эта роль включает в себя покупку  продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой, хотя  современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. Так, по данным И. Ная, 70% мужчин заявили, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.

Роль ответственного за уход за младенцем. Заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта(чистоты, пищи, тепла и  т.д.).Традиционные нормы  предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы несколько пошатнули это убеждение.

Роль воспитателя заключается  в реализации особенностей, связанных  с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную  личность. Реализация роли определяется несколькими специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители включены в эту роль, зависит от их уровня образования. Степень включенности женой и мужем в воспитание определяется в том числе и полом ребенка.

Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане  сексуального поведения.  Инициирует и определяет характер отношений  муж.

Роль организатора развлечений. Роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино. Эта роль  жестко не  закреплена за определенным членом семьи.

Организатор семейной субкультуры.  Реализация этой роли включает  в  себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных  культурных интересов. Реализация возлагается  на обоих супругов.

Роль ответственного за поддержание  родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах, церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация возлагается на обоих супругов, хотя большую активность проявляет жена.

Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Реализация этой роли связанна с активностью, направленной направленной на решение личностных проблем партнера- выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Многие исследования говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Даже глядя на это краткое  описание семейных ролей наводит на мысль, что если раньше большинство семейных ролей связывалось с полом, то в последнее десятилетие связь эта теряется, основанием для распределения ролей все больше служат не социальные нормы и стереотипы, а интересы и предпочтения супругов.

Распределение власти между  супругами характеризует то, насколько  каждый из них отвечает за принятие и реализацию решений в различных  сферах функционирования семьи. Можно  предположить и такую ситуацию, когда  реализацией роли занимается один супруг, а властью в ней обладает другой.[22]

К. Киркпатрик  выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

Традиционные роли предпологают со стороны жены:

-рождение и воспитание  детей,

-создание и поддержание  дома,

-обслуживание семьи,

-преданное подчинение  собственных интересов интересам  мужа,

-приспособленность к  зависимости,

-терпимость к ограничению  сферы деятельности.

Со стороны мужа:

· преданность матери своих  детей,

· экономическая безопасность и защита семьи,

· поддержание семейной власти и контроля,

· принятие основных решений,

· благодарность жене за ее умение быть зависимой, подчиненной,

· обеспечение алиментов  при разводе.

Товарищеские роли требуют  от жены:

· сохранение внешней привлекательности,

· обеспечение моральной  поддержки и сексуального удовлетворения супруга,

· поддержание полезных для  мужа социальных контактов,

· живого и интересного  духовного общения с мужем  и гостями,

· обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа:

· восхищение женой,

· рыцарское отношение  к ней,

· ответная романтическая  любовь и нежность,

· обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

· проведение досуга с женой.

Роли партнеров требуют  и от мужа и от жены:

· экономического вклада в  семью в соответствии с заработком,

· общей ответственности  за детей,

· участия в домашней работе,

· распределение правовой ответственности.

Кроме того, от жены требуется: отказ от рыцарства супруга, поскольку  супруги равны,

· равной ответственности  за поддержание статуса семьи,

· в случае развода и  отсутствия детей - отказ от материальной помощи мужа.

А от мужа:

· принятие равного статуса  жены и согласия с его равным участием в принятии любых решений .

Семья может чувствовать  себя спокойно и стабильно, когда  исполняемые мужем и женой  роли согласованны.

Часто между супругами  возникают конфликты и не согласия по поводу распределения ролей в  семье. Например, муж ожидает от жены, что она будет домохозяйкой, а  жена хочет делать карьеру, сама принимать  решения. Жена претендует на роль лидера в семье. В результате супруги  борются за власть в семье. Один принимает  решения, другой их не выполняет.[23]

По распределению власти семейные роли могут быть трех типов :

1. Централистический или  авторитарный, с оттенками патриархальности, когда во главе стоит один  из супругов, в нашей стране  роль лидера часто принадлежит  жене. Глава или лидер принимает  решения по всем основным семейным  вопросам, является инициатором,  генератором идей.

2. Автономный - муж и жена  распределяют роли и не вмешиваются  в сферу влияния другого.

3. Демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной степени.

Кроме того, каждый из партнеров  приносит определенные представления  о том, каким должен быть брак, из своей родительской семьи. Женщине  может нравиться романтика, а  мужчина может вести себя рационально  и делать акцент на карьере, зарабатывании денег. Конфликт возникает тогда, когда кто-то из супругов пытается подогнать своего партнера под свои ожидания.[24]

Тезис К. Маркса о том, что  семья «должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как  изменяется обще-ство»1 как нельзя лучше отражает процессы трансформации института семьи в западных странах на протяжении ХIХ-ХХ веков.

В докапиталистических обществах  среди неимущих классов граница  меж-ду работой и не работой была расплывчатой. Докапиталистическая семейная жизнь во времени едва ли была отделима от рабочего дня, продолжительная работа прерывалась лишь для восстановления сил и общения. «С развитием промышленного производства, в котором участвовали рабочие, служащие и образованные буржуа, семейная жизнь, напротив, стала самостоятельной структурой повседневности. Она все больше обретала черты личной жизни». Характерной чертой эпохи развития капитализма, индустриализации и урбанизации западных обществ был распад родственных связей, нуклеаризация семьи, наиболее подробно описанные американским социологом семьи В. Гудом.

Городской образ жизни  в силу изменения среды проживания и разделения работы и дома предполагал  иной тип семьи – двухпоколенной, с меньшим числом детей. В среде рабочего класса труд вне дома становится уделом не только мужчин, но и женщин, впрочем, так же, как это было в сельской местности. А в семьях нового класса менеджеров и бизнесменов, которыми являлись исключительно мужчины, жены чаще не работали вне дома. В больших городах основной доход семьи образуется за счет работы вне дома, происходит разделение частной и публичной сферы с предписыванием первой как «женской», а второй как «мужской».

Типичное распределение  ролей мужчин и женщин.

Доиндустриальные общества характеризовались домашней экономикой. Разделение труда по признаку пола в условиях домашней экономики среди непривилегированных социальных групп (в аграрных обществах в сельском хозяйстве).

Индустриальные общества характеризовались экономикой семейной заплаты. Работа вне дома мужчин

Работа женщин   в  семье или частичная занятость  вне дома на протяжении жизненного цикла семьи или в течение  рабочей недели.

Постиндустриальные общества характеризовались экономикой семейного  потребления.  Оплачиваемая работа большинства женщин и мужчин, совмещение оплачиваемой работы вне дома и на дому за счет новых технологий для части работающих.

Страны советского социализма характеризовались социалистической экономикой. Работа вне дома мужей  и жен. Иногда формальная (среди привилегирован-ных слоев) или частичная занятость жен вне дома на протяжении жизненного цикла семьи или в течение рабочей недели.[25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, семья как  основанное на браке и кровном  родстве объединение людей, связанное  общностью быта и взаимной ответственностью, является главным институтом человеческого  общества.

Критерием молодой семьи, прежде всего, является очередность брака первый, продолжительность совместной жизни – до трех лет и границы возраста супругов – от 18 до 30 лет. По своей структуре современная молодая семья бывает полной, типичной и семьей социального риска. К последнему типу относятся неполные, семьи одиноких и несовершеннолетних матерей, те семьи, где отец проходит срочную военную службу, студенческие семьи, а так же семьи в которых один из ее членов является инвалидом. Из них наиболее многочисленны группы неполных и студенческих семей.

Одним из видов социальных ролей человека в обществе является семейная роль, эти роли определяются местом и функциями индивида в  семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.[26]

Социально-демографическая  политика государства должна быть ориентирована  в первую очередь именно на молодые  семьи. Заметим, что готовность к  рождению второго, а тем более  третьего ребенка в семье зависит  от того, насколько велики были те трудности, с которыми молодая семья столкнулась  после рождения первенца. Да и само появление первенца является желанным событием или, напротив, фактором, дестабилизирующим отношения в молодой семье, в зависимости от того, насколько государство и общество готовы считаться с появлением нового гражданина и поддержать молодую семью для того, чтобы родившийся малыш был для родителей источником радости и надежды, а не проблем и тревог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Акерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. СПб.: Питер, 2000.[1]
  2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я.,  Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. Московский университет, 1987.[22]
  3. Антонов А.И. Социология семьи. М., 1996.[2]
  4. Антонов А.И., Медков В.М.. Социология семьи. М., МГУ, 1996. С.32[26]
  5. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. [3]
  6. Гребенников И.В. "Основы семейной жизни", М., 1991.[18]
  7. Гурко Е.М. Представления студенческой молодежи о браке// Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко.- М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 200-210.[13]
  8. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008.[25]
  9. Зритнева Е.И. Семьеведение. М., 2002.[4]
  10. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. — 1987. — № 2. — С. 54-61.[8]
  11. Ковалев С.В, "Психология современной семьи", М., 1988.[23]
  12. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.[20]
  13. Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. — Л.: Лениздат, 1986. [16]
  14. Лисовский В. Т., Л.Вебер и др. / Книга молодой семьи/  – Л.: Лениздат, 1990.[19]
  15. Ляхович Н. В. Семья глазами школьника // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1999. — С. 202-204.[9]
  16. Панкова Л.М. Для будущих супругов. – М.: Мысль, 1988.[14]
  17. Переведенцев В. И. Молодая семья сегодня. — М.: Знание, 1987. [13]
  18. Савельева О.О. Семья в современном обществе // История и обществознание в школе. 2001. [6]
  19. Семейный кодекс РФ.[24]
  20. Семенов В. Е. Образы брака и любви в молодежных журналах (опыт контент-анализа) // Молодежь, образование, воспитание, трудовая деятельность. — Л., 1973.[12]
  21. Советский энциклопедический словарь / М. 1979 г. [5]
  22. Станиславская И. Г., Захарова М. В. Формирование образного представления партнера в семейных отношениях у девочек младшего школьного возраста // Психология и педагогика — новая интеграция: Материалы 24-й научной конференции СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 1998. — С. 69-70.[7]
  23. Федотова Н. Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии. — 1983. — № 5. — С. 87-94.[10]
  24. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. — М., 1979.[17]
  25. Шишкина О. В. К вопросу о современных супружеских отношениях // Психология и педагогика — новая интеграция: Материалы 24-й научной конференции СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 1998. — С. 71-75.[11]
  26. http://www.sovetika.ru/sssr/nas79.htm [21]

Информация о работе Особенности реализации семейных отношений современной молодёжи