Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:54, контрольная работа
Институт семьи является одним из древнейших. Под семьей понимается союз лиц, основанный на браке или родстве, характеризующийся общностью быта, интересов, взаимной заботой, помощью и моральной ответственностью. Семья является устойчивым социальным объединением людей и является значимым и неотъемлемым элементом социума. На нее возложена важнейшая функция по воспроизводству населения и продолжению человеческого рода. Социологические исследования показывают, что в настоящий момент семейные отношения и сам институт семьи находится в кризисе, который связывают с изменением и смещением традиционного семейного уклада и понимания семьи. Так как это объединение людей, то следует сказать о том, что это и проявление чувств, мыслей, желаний, потребностей. Но все люди разные, и желания и потребности участников этого союза могут не совпадать. Отсюда и появляются семейные конфликты. «Слово «конфликт» происходит от латинского сon – совместное, взаимное действие и flictus – удар; следовательно, дословный перевод: конфликт – это взаимный обмен ударами, столкновение. [3]
Введение……………………………………………………………………..3 1 Семья и ее функции. Супружеские конфликты. Конфликты
родителей и детей…………………………………………………………….4
2 Правила поведения в семейных конфликтных ситуациях.
Психологическое консультирование конфликтных семей………….….20
Заключение……………………………………………………………….......33
Практическое задание……………………………………………………….35
Список использованных источников
Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Но он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети.
Подводя итог рассмотрения данной темы, следует подчеркнуть, что одно из важнейших условий успешного завершения конфликта любящих супругов - не стремиться к победе любой ценой. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина на нем не лежала. Нужно быть способным честно спросить у себя, а главное, честно ответить себе, что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять не уместный максимализм и категоричность. Лучше самим прийти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других - родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи. Следует помнить высказывание великого писателя Л.Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему». [4]
При нормализации супружеских отношений
важно:
1) не допустить нового обострения конфликта
в присутствии психолога (обвинений, оскорблений,
грубости);
2) не стать на сторону одного из супругов,
так как нередки попытки включить консультанта
в качестве «союзника» в конфликте;
3) с самого начала стремиться к расширению
понимания супругами конфликтной ситуации,
оценки ее с позиции оппонента;
4) терпеливо относиться к медленной, но
положительной эволюции, восстановлению
супружеских отношений;
5) уважительно относиться к нормам и ценностям,
которые принимаются или отстаиваются
супругами;
6) не стремиться давать советы, а помогать
найти правильное решение самим;
7) соблюдать деликатность и анонимность,
особенно в тех вопросах, которые касаются
интимных отношений супругов.
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ»
Очень большое количество семей переживают состояние конфликта и связано это с тем, что в современном демократическом обществе большая степень свободы (чем, например, в тоталитарном обществе). На уровень конфликтности в семье влияют не только внутренние разногласия, но и внешние, такие как: общественный строй, экономическая ситуация в стране, культурные традиции и многое другое. В России, как и во всех других европейских странах, очень большое количество разводов. В то время как в восточных и азиатских странах процент разводов небольшой, т.к. там сильны культурные, этические, нравственные традиции.
Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Очень часто супруги не хотят обсуждать даже между собой семейные проблемы, что, чаще всего, приводит к разводам. Развод болезненно переживают оба супруга, но особенно в этой ситуации страдают дети. Чтобы избежать развода супругам нужно сесть за стол переговоров. Семья – основа общества и в наших силах сохранить ее. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.
Семейный конфликт одно из самых частых явлений современной жизни. Он может возникнуть даже в самой благополучной семье. Несомненно, каким по длительности ни был бы конфликт, он несет больше негативных последствий, которые перетекают в депрессию, стресс, неудовлетворенность жизнью. Таким образом, семейный конфликт лучше предупредить.
Конфликты
между родителями и детьми возникают из-за
деструктивности внутрисемейных отношений,
недостатков в семейном воспитании, возрастных
кризисов детей, индивидуально-психологических
особенностей родителей и детей. Бесконфликтному
общению родителей с детьми способствует
повышение педагогической культуры родителей,
организация семьи на коллективных началах,
подкрепление словесных требований организацией
воспитания, интересом родителей к внутреннему
миру детей.
Сущность психологического консультирования
конфликтных семей заключается в выработке
специальных рекомендаций по изменению
неблагоприятных психологических факторов,
затрудняющих функционирование семьи
и создающих в ней конфликтные отношения.
Конфликт не относится к тем явлениям,
которыми можно эффективно управлять
на основе жизненного опыта и здравого
смысла. Конфликт наиболее острый способ
разрешения значимых противоречий, возникающих
в процессе взаимодействия, заключающийся
в противодействии субъектов конфликта
и обычно сопровождающийся негативными
эмоциями.
Каждый член семьи должен
жить и действовать в соответствии с этическими
нормами, уважать и любить своих близких
и, по возможности, не допускать развития
конфликтов, тем более не допускать, чтобы
конфликт перешел в «хроническую»
стадию.
Практическое задание.
1) -Вы знаете, сначала я подумала, что вы меня обвесили.
- Как обвесила? Не может быть!
- Конечно, не может такого быть! Как я могла про Вас такое подумать? Даже самой стыдно. Да, да, не может…… Разворачиваюсь, пытаюсь уйти.
-Девушка, подождите, давайте пересчитаем.
- Хорошо.
- Я виновата, извините.
2) -Ольга, а вы допускаете возможность того, что Вы меня обвесили?
- Да, ну? Ну не может быть!
- Сначала я подумала, что не может такого быть….Но, просмотрев чек, я увидела, что сумма в чеке меньше, чем Вы с меня взяли.
-Да, да как же так?
- А я подумала, что в вашем
магазине предновогодняя акция
«Сделай покупку – отдай
-Да нет, что Вы….Я верну вам ошибочно взятую сумму. Извините.
3) -Когда я поняла, что Вы меня обвесили…….
- Кто Вас обвесил?
- Вы. Так вот, я продолжаю. Когда я поняла, что Вы меня обвесили, я подумала, что если б я работала продавцом, я бы тоже обвешивала…А что, хорошая прибавка к зарплате…Лишнюю шоколадку ребенку можно купить, так ведь?
- Ни о какой лишней шоколадке
я не думаю. И вообще, это
вышло случайно. Давайте пересчитаем
покупку. Извините, ошиблась.
4) –Получается, вы обвесили меня.
-Как так обвесила?
- Так, обвесили. Продавцы иногда так делают. Такое бывает, и это не есть хорошо.
- Я вас не обвешивала!
- Может быть, но Вы бы могли применять такой прием – «Вы знаете, мне не хватает денег, и вместо того, чтобы обвесить, я бы хотела просто попросить 10 рублей, детям на конфеты. Вам не накладно, а мне очень нужно.» Как Вам такой прием?
- Такой прием мне не нравится. Сейчас я пересчитаю. Да, я ошиблась, взяла с Вас на 10 рублей больше. Это не умышленно. Извините. Возьмите 10 рублей.
5) -Извините, но мне кажется, что Вы меня обвесили.
-Почему Вы так решили? Я не могла Вас обвесить! Что за обвинение?
- У меня звонит телефон.
Поговорив по телефону, я подошла к продавцу.
-Что у Вас случилось?
- Я считаю, что Вы меня обвесили.
- Сейчас я пересчитаю. Да, извините.
6) - Я посчитала в уме, у меня сумма другая получилась
–Какая сумма?
-Сумма покупки меньше
- Всё правильно .Девушка, видите какая очередь за Вами?
- Ой, знаете, я ещё ванилин забыла купить. У вас есть ванилин?
-Сейчас посмотрю. Есть ванильный сахар.
- А чем он отличается от ванилина?
- В выпечку его нужно класть чуть больше, чем обычного ванилина.
- Хорошо, понятно. Спасибо.
-Девушка, давайте пересчитаем предыдущую покупку.
-Ну, хорошо. Я по - ошибке взяла
с Вас больше. Извините. Видите, сколько
покупателей, голова кругом
7) –Вы насчитали мне больше.
- Да нет, не должно быть.
-Да, да.
- Я всё правильно посчитала, проверила чек.
-Да нет же, я вам говорю, что вы меня обвесили.
-Почему Вы так считаете?
- И как Вам так ловко это удается. Ну, хорошо. Можно мне ещё пачку чая за 30 рублей.
Я подаю 20 рублей.
-Ещё 10 рублей.
- А 10 рублей добавите из тех, что взяли с меня больше за предыдущую покупку.
-Хорошо.
8) Перед тем, как оплатить покупку:
- Девушка, а вашем магазине не обвешивают?
- Конечно нет, что за вопрос.
- Тогда почему Вы меня обвесили?
- Это где ж я Вас обвесила? Что за глупости.
- Перед тем, как посетить ваш
магазин, я поинтересовалась у
людей, которые посещают
- Что печального-то. Давайте лучше
пересчитаем.
« СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ»
1 Давлетчина С.Б. Конфликтология [Текст ] / Давлетчина С.Б. //Уч. пос. Изд. ВСГТУ Улан-Удэ, 2005
2 Дмитриев А.В. Конфликтология [Текст ] / Учебное пособие. Дмитриев А.В.// - М.- Гардарики, 2000.
3 Качалова Н.Г. Конфликтология: [Текст ] / Учеб. пособие Качалова Н.Г. // Екатеринбург - Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005.
4 Лобан Н.А. Конфликтология [Текст ] / Лобан Н.А // УМК – Минск- Изд-во МИУ, 2008
5 Хрестоматия по конфликтологии. [Электронный ресурс] Русский гуманитарный интернет университет. Режим доступа: e-learning.usue.ru