Особенности социальных процессов в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 17:33, реферат

Краткое описание

Эффективность управления экономическими и социальными процессами прежде всего зависит от правильного понимания содержания как экономических, так и социальных процессов, сущности и форм их взаимосвязи.

Вложенные файлы: 1 файл

особенности соц процессов в казахстане.docx

— 21.67 Кб (Скачать файл)

    РГКП «Западно-Казахстанский Государственный Медицинский

                          университет   им. Марата Оспанова»

 

 

 

 

Кафедра: естественно-гуманитарных наук

Дисциплина: социология

Специальность: стоматология

Группа: 206

Форма выполнения: эссе

 

 

 

 

 

                    

 

      САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

 

Тема: « Особенности социальных процессов в Казахстане»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнила: Тасимова А.

                                                                                                                              Оценка:

                                                                                                                              Подпись:

 

 

                                                      

 

 

                                                          

                                                       Актобе 2012 г.

Эффективность управления экономическими и социальными процессами прежде всего зависит от правильного понимания содержания как экономических, так и социальных процессов, сущности и форм их взаимосвязи.

В современных  условиях Республики Казахстан все  больше возрастает необходимость управления социальными процессами, Управление – это один из основных видов  социальной деятельности, целевой функцией которого является обеспечение единства и согласованности усилий людей  при решении ими социально  значимых проблем (1). Социальные процессы нужно рассматривать в единстве с экономическими процессами. В самом  общем плане, как известно, экономическое развитие является основой достижения тех или иных социальных результатов.

Важный аспект экономических, политических, культурных отношений характеризуют взаимодействие личности через социальные группы с  обществом. Поэтому и экономические процессы неизбежно приобретают ту или иную социальную окраску, а затем вызывают определенные последствия. Производство, рассматриваемое с точки зрения создания определенной продукции, выступает экономическим процессом, а с позиции удовлетворения потребности человека в творческом труде приобретает социальную окраску. Взятые в единстве экономические и социальные процессы, обращенные непосредственно к человеку, определяющие его действие и поведение, являются социально- экономическими процессами.

Само управление обществом представляет собой процесс  непрерывного целенаправленного воздействия  во многом зависит прежде всего от правильного соотношения экономики и политики в системе управления.

Сегодня Казахстан  лишь в начале пути строи организующего  и регулирующего воздействия  на присущие этому обществу взаимосвязи  и зависимости. Эффективность этого - строительства социально ориентированной  рыночной экономики и демократического государства. Многонациональной народ Казахстана еще испытывает немало трудностей, прежде всего в социальной сфере.

В период перехода к рыночным отношениям наблюдается  снижение жизненного уровня населения  и усиление социальной напряженности  в обществе. Постоянный рост цен, вызванный  их либерализацией и недостаточный  уровень доходов населения, возникновение  территориальных очагов социальной напряженности выдвигают на передний план скорейшее решение острых социальных проблем.

Социальный  процесс в широком смысле слова  – это общественный процесс, отражающий жизнь людей и их отношения. Элементарным объектом социального управления является человек, который в сущности своей  является совокупностью всех общественных отношений. Сделать его жизнь  достойной и продолжительной, обеспечить все возможности для получения  образования, хорошо оплачиваемого  труда и заслуженного отдыха в  старости – нет более высокой  цели для суверенного Казахстана.

В условиях резко ухудшающегося экономического положения страны большое значение имеет решимость центральных  и местных органов государственного управления противостоять ухудшению  первых двух составляющих индекса развития человеческого потенциала – ожидаемой  продолжительности жизни, которая  снизилась с 68,6 лет в 1990 г. до 66,1 лет  в 1995 году, и уровня образования.

В условиях кризиса государственные плановые регуляторы в социальной сфере обессилены. Заметно ослаблены механизмы  социальной защиты, усиливается социальное расслоение, становится все более  острой проблема обеспечения доступности  для всех слоев и групп населения  к образованию, здравоохранению, культуре.

Социально-экономическое  развитие нашей республики имеет  отчетливо выраженный региональный контекст. Региональная специфика некоторых  важнейших аспектов социального процесса долгое время оставалась на втором плане. Особо важным является региональный аспект проблем занятости, который в условиях рыночного хозяйства и расширения суверенитета республики несет остросоциальную, национальную и экономическую нагрузку. Особенности социальных процессов в регионе, во многом зависящие от свойств географической среды, проявляются в обжитости территории, отраслевой структуре экономики, специализации региона (его экономического профиля), развитии транспортной сети и производственной инфраструктуры в целом, обеспеченности трудовыми и прочими ресурсами.

В развитии социальной струны большое значение имеет познание региональных условий  воспроизводства и использования  трудовых ресурсов. Мы все больше склоняемся к мнению, что трудовые ресурсы, в  отличие от материальной базы их использования, региональное, а не отраслевое образование, поэтому в региональном аспекте  превалирующее значение имеет социальная сторона формирования, использования  и воспроизводства трудовых ресурсов. Именно в регионе (его составляющие: город, поселок, район, область), а не в отрасли человек рождается, вырастает, воспитывается, получает общее и специальное образование, соприкасается с учреждениями культуры, быта, торговли, общественного питания, отдыхает, лечится и т.д. В связи с этим регион – не только место сосредоточения предприятий различных отраслей и место труда человека, но и основная территория общего местожительства населения, его физического воспроизводства.

Согласно  концепции региональной политики выделяются три группы регионов с позиций  формирования новой налоговой и  бюджетной политики:

1 группа  – регионы, имеющие душевые  доходы, превышающие среднереспубликанский уровень доходов (Акмолинская, Актюбинская, Восточно- Казахстанская, Карагандинская, Мангыстауская, Павлодарская области и г.Алматы).

11 группа  – регионы, имеющие близкий  к среднереспубликанскому уровень доходов (Атырауская, Жезказганская, Костанайская, Северо-Казахстанская, Тургайская области)

111 группа  -регионы, для которых характерен самый низкий уровень среднедушевых доходов (Алматинская, Жамбылская, Защдно-Казжстанская, Кзыл-Ординская, Кокшетауская, Семипалатинская, Талдыкорганская и Южно-Казахстанская области). Это дотируемые области, представляющие группу потенциальных субъектов преференциальной системы, с низким уровнем социально- экономического развития, так называемые аутсайдеры, должны быть в центре внимания в силу необходимости оказания им государственной поддержки.

Спад производства, отсутствие прежних налогов, финансовой подпитки резко сузили доходную часть  бюджета. Как следствие – государство  вынужденно приступило к сокращению своих расходов, что серьезно затруднило инвестицион- ную и социальную сферы, а в совокупности привели к снижению уровня жизни людей.

Для Казахстана наиболее актуально решение проблем  занятости с учетом его демографической  структуры. Традиционно сложившаяся  территориальная специфика занятости  связана как раз с особенностями  демографического плана, повлиявших на выделение трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов.

Чтобы не допустить  опасных последствий безработицы, правительство, вся исполнительная власть, парламент должны осуществить  полный комплекс мер по оживлению  предпринимательства, прежде всего  индивидуального, семейного и малого бизнеса, организации общественных работ, главным образом жилищного  строительства.

Уровень благосостояния является более предпочтительным и  надежным для измерения порога бедности, но и более трудоемким для измерения.

Он включает в себя оценку имущества и сбережений и представляет из себя потенциальный источник доходов. Доступ к коммунальной инфраструктуре также является одним из элементов благосостояния. Отсутствие таких благ, как электричество, газ, свет, коммуникации, ликвидация отбросов и канализации может обесценить многое. Экономический спад для этой сферы оказался просто разрушительным.

Кроме перехода малообеспеченных (пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек и многодетных  семей и т.п.) в категорию экстремальной  нищеты, возникли новые категории  бедных:

• безработные;

- представители  бюджетной сферы с крайне низкой  зарплатой;

• сельское население;

• находящиеся  в вынужденных отпусках рабочие;

- работники,  не получающие зарплату по  несколько месяцев;

• молодежь.

Лицо бедности в Казахстане, а также в других странах СНГ, коренным образом отличается от бедности в развивающихся странах. Во-первых, в Казахстане есть большая  категория бедствующих людей, вынужденные  жить за счет сбережений из-за задержки в выплате зарплаты. Во- вторых, качественный состав (образование, профессиональная подготовка) также отличаются.

Президент РК Н.А. Назарбаев в своей работе "Рынок и социально-экономическое  развитие™ отметил особенности  социального развития в Казахстане: "Следует стремиться к тому, чтобы, несмотря на процесс расслоения общества по уровню доходов, свести их разницу к разумному минимуму. Необходимые дли этого экономические рычаги предстоит создать.

В роли сдерживающих моментов могут выступать сохраняющаяся  психология иждивенчества, резкая региональная неравномерность распределения  населения и ресурсов социального  развития, отсталость производственного  аппарата" (7).

В условиях переходного периода к рыночной экономике особую остроту приобретают  вопросы, связанные с изменением уровня жизни населения. От их решения  во многом зависят направленность и  темпы дальнейших преобразований и, в конечном счете, политическая стабильность в обществе.

Реальное  изменение уровня жизни населения  регионов в сторону улучшения  может быть достигнуто только в рамках политики, преследующей долгосрочные пели стабилизации и экономического роста.

В ближайшем  же будущем необходимо найти пути смягчения неблагоприятных социальных последствий проводимых преобразований при ограниченных ресурсах в областном  и местном бюджетах. Эта цель может  быть достигнута при помощи эффективных  и приемлемых, с точки зрения бюджета, программ поддержки доходов нуждающегося населения.

Одним из основных элементов таких программ должен стать принцип адресности социальных трансфертов. Наиболее распространенным механизмом реализации принципа адресности социальных программ является проверка нуждаемости или имеющихся доходов.

Выявление нуждающихся  путем измерения их дохода возможно при наличии критерия уровня жизни  – черты бедности, который позволит определить размер доходов и обоснованность на оказание какого-либо вида социальной помощи.

Основным  показателем определения черты  бедности является прожиточный минимум.

Гражданами, нуждающимися в оказании социальной помощи являются те, у которых совокупный доход на члена семьи ниже размера черты бедности, определенный в областном уровне с учетом финансовых возможностей.

В данной статье мы рассмотрим ситуацию по Южно-Казахстанской  области, так как эта область  согласно концепции региональной политики относится к 111 группе регионов, для  которых характерен самый низкий уровень среднедушевых доходов  и является трудоизбыточным.

Утвержденная  Постановлением Правительства РК 103 от 12 февраля 1998 года Программа микрокредитования наименее обеспеченных граждан Республики Казахстан на 1998-2000 годы предполагает категорию лиц, имеющих уровень среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума (3397 тенге на 1.02.98 г. в области), тогда как ранее для определения критерия бедности использовался двухкратный расчетный показатель (12бО тенге).

Начиная с 1 февраля 1998 года органами труда и  социальной защиты населения области  началась выплата государственных социальных пособий, выделяемых из местного бюджета. Количество получателей государственных социальных пособий 68586 человек. По области число получателей семейных пособий составляет 170393 чел..За 1997 год 105402 получателям невыплачено пособий на сумму 1,4 млрд. тенге.

В области  за чертой бедности, определенной с  учетом местных возможностей социально- экономического развития на 30.07.98 г. находятся 153478 семей (всего численность семей  по ЮКО 392588). Это означает, что почти  половина населения области находится  за чертой бедности.

Информация о работе Особенности социальных процессов в Казахстане