Отличие предмета социологии от предмета социальной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 23:51, контрольная работа

Краткое описание

Социология и социальная философия относятся к наукам, предметом изучения которых является общество как единое целое, его структура и эволюция. В круг их исследовательских целей входит анализ функционирования социальных систем, формирования социальных институтов и социальных ценностей. Близость этих научных дисциплин вполне очевидна и объяснима. В ней проявляется сходство трактовки многих общих проблем, касающихся тенденций развития современного общества, причин, определяющих динамику и характер социальной жизни, а также относящихся к объяснению и пониманию человеческой деятельности. Тем не менее, социология и социальная философия отличаются конкретизацией предмета изучения и выбором методов организации научно-исследовательской работы.

Содержание

Отличие предмета социологии от предмета социальной философии.
Социальная дифференциация современного российского общества.
Основные категории политической социологии.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

социология гот.2в.docx

— 47.14 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

  1. Отличие предмета социологии от предмета социальной философии.
  2. Социальная дифференциация современного российского общества.
  3. Основные категории политической социологии.
  4. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отличие предмета социологии от предмета социальной философии.

Социология и социальная философия относятся к наукам, предметом изучения которых является общество как единое целое, его структура и эволюция. В круг их исследовательских целей входит анализ функционирования социальных систем, формирования социальных институтов и социальных ценностей. Близость этих научных дисциплин вполне очевидна и объяснима. В ней проявляется сходство трактовки многих общих проблем, касающихся тенденций развития современного общества, причин, определяющих динамику и характер социальной жизни, а также относящихся к объяснению и пониманию человеческой деятельности. Тем не менее, социология и социальная философия отличаются конкретизацией предмета изучения и выбором методов организации научно-исследовательской работы.

Что такое социология и социальная философия

Социология – наука, исследующая закономерности развития общества в целом и его отдельных социальных структур, описывающая и оценивающая  их функционирование как непрерывный процесс эволюционного развития.

Социальная философия – наука, содержанием которой является философское исследование общества в его историческом развитии.

Сравнение социологии и социальной философии

В чем же разница между социологией и социальной философией?

Социальная философия сформировалась как одно из направлений общей философии, поэтому ей исторически присуще развитие концепций, основанных на обобщенном опыте наблюдений и отвлеченном, абстрагированном анализе социальной жизни.

Социология – молодая наука; ее связь с эмпирической реальностью выражена явственнее, чем в социальной философии, и требует иного способа подтверждения теоретических обобщений, складывающегося не на абстрагировании от изучаемых явлений социальной жизни, а на практическом исследовательском опыте.

Внимание социологии сконцентрировано преимущественно на современном обществе и протекающих в нем процессах, в то время как социальная философия исследует социальные явления в широком историческом контексте.

Социология не ставит задачей прогнозирование дальних перспектив социального развития. Социальная философия рассматривает социальную жизнь общества гораздо шире, чем социология, выявляя ее смысл, предназначение и цели в человеческой истории. Это дает возможность исключать случайности из современных социальных явлений и определять основные направления социального развития в отдаленном будущем.

Социология преследует цель установить закономерности в повторяющихся социальных процессах. Социальная философия рассматривает каждое социальное явление как уникальное, описывает и оценивает его в системе сравнительных категорий, но и не стремится к утверждению каких бы то ни было социальных законов.

TheDifference.ru определил, что отличие социологии от социальной философии заключается в следующем:

  1. Социальная философия развилась как одно из самостоятельных направлений общей философии, основы которой сформировались в античный период. Развитие социологии началось в XIX веке.
  2. В социологии применяются преимущественно эмпирические методы исследования социальных отношений, явлений и процессов. В социальной философии теоретические обобщения более абстрактны.
  3. Социология как наука обращена к исследованию современного общества. Социальная философия изучает общество в контексте исторического развития.
  4. Социология выявляет закономерности социальных процессов. Социальная философия такие закономерности описывает и оценивает, но не устанавливает. 

Социальная дифференциация современного российского общества.

Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время российское общество переживает системную социальную трансформацию. В рамках этого процесса изменяются экономические, политические, культурные и социализационные основы общественного строя. 
 
В социологической литературе проблемы культурной дифференциации социальных групп рассматриваются в связи с анализом культурного аспекта социальной дифференциации, то есть различий* «между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделенными по многим основаниям» (экономическим, политическим, профессиональным, социально-демографическим, образовательным.) и, в частности, «по идеологическим и культурным пристрастиям» [118]. Фактически под «культурной дифференциацией социальных групп» здесь понимаются проявляющиеся в обществе социально-групповые различия в типах культуры, субкулыНурах, стилях жизни и прочих культурных формах.

Воспринимаемая в таком качестве, тема культурной дифференциации социальных групп нашла отражение в многочисленных исследованиях. Так, при постановке и анализе исходных проблем диссертационной работы мы использовали статьи и монографии, посвященные влиянию культуры на социальные процессы в современном мире, в том числе на изменение социальных структур в трансформирующихся обществах. Этой проблеме посвящены работы И. Вал-лерстайна, С. Хантингтона, JI. Харрисона, Ф. Фукуямы, Р. Инглхарта. Те же явления применительно к российскому обществу рассматривалась Л.Д. Гудковым, Б.В. Дубиным, Т.И. Заславской, Н.Зоркой, Ю.А. Левадой, А.Г. Левинсо-ном и О.И. Стучевской, О.Л. Лейбовичем, В.В. Радаевым и О.И.Шкаратаном.

Далее, с целью разработки концепции изучения культурной дифференциации социальных групп и интерпретации полученных эмпирических данных мы обратились к исследованиям структуры и динамики отдельных компонентов культуры: ценностей, норм, целевых установок в основных социальных В переводе с латинского языка слово «differentia» означает различие. группах российского общества, которые были проведены А.В. Андреенковой, Ю.Р. Вишневским и В.Т. Шапко, В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, И-М. Головой, Р. Громовой, И.Г. Дубовым и другими авторами монографии «Ментальность россиян» [105], Б.Г. Капустиным, И.М. Клямкиным, С.Г. Климовой, JI.H. Курбатовой, Н.И. Лапиным, С.П. Парамоновой, В.В. Петуховым, Г.Г. Силласте, В.Н. Стегнием, Н.Е.Тихоновой, B.C. Цукерманом, Е.С. Шайдаровой.

Наконец, собственно концепции культурной дифференциации социальных групп, составившие теоретическую основу работы, рассматриваются в контексте трех традиций.

Первая традиция — это зарубежные социологические концепции О. Конта; М. Вебера; П.А. Сорокина; Г. Зиммеля; теоретиков модернизации: Т. Парсонса, У. Ростоу, Р. Арона, А. Турена, А. Абдель-Малека, Ш. Эйзенштадта; а также Д. Бирнбаума и М. Соммерса; Р. Лайнса; Г. Стиглера и Г. Беккера; П. Бурдье и его последователей: Д. Вайна, А. Уорда и М. Томлинсона, С. Лэша, Ж. Урри, М. Сэвэжа и других авторов исследования «Собственность, бюрократия и культура: Формирование среднего класса в современной Британии» [179].

Анализу некоторых из этих концепций посвящена статья А.Ю. Согомо-нова, в которой в целом отражена ситуация повышенного интереса к проблемам культурной дифференциации социальных групп со стороны современных исследователей, главным образом теоретиков постмодернизма [133].

Ко второй традиции относятся советские концепции, появившиеся в 196070-е годы. Это концепции З.И. Файнбурга и представителей свердловской (ныне екатеринбургской) школы исследований культуры Л.Н. Когана, Т.М. Иовчу-ка, В. Л.Барсука, Ю.Р. Вишневского и других.

Третью традицию составляют концепции отечественных исследователей, отразившие ситуацию социальной трансформации российского общества в 1990-2000-е годы. Среди них следует отметить концепцию творческого коллектива лаборатории социологии ПГТУ под руководством М.А. Слюсарянского, обстоятельно представленную в работах В.Д. Разинской; концепцию социологов сектора проблем общественного сознания Санкт-Петербургского филиала

Института социологии РАН Б.М. Фирсова, В.В. Сафронова, О.Н. Бурмыкиной, А.В. Корниенко и Н.А. Нечаевой; концепцию Л.Г. Ионина; концепцию специалистов журнала «Эксперт»; концепцию A.M. Демидова и его коллег.

Особого внимания заслуживает работа Ю.М. Вассермана, в которой представлена методика измерения культурной дифференциации социальных групп в современном российском обществе, разработанная на основе концепции модернизации [18]. Данная методика с благодарностью используется в настоящем исследовании.

Объектом исследования являются социальные группы как компоненты социальной структуры современного российского общества.

Предмет исследования — культурная дифференциация социальных групп, ее обусловленность социоструктурными факторами в ситуации социальных перемен.

Цель исследования состоит в теоретической разработке и эмпирическом применении концепции изучения культурных различий социальных групп в российском обществе в условиях трансформационного процесса.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- провести анализ социологических концепций культурной дифференциации социальных групп и выявить возможные аспекты изучения интересующего нас явления;

- предложить научно обоснованную  модель исследования культурной  дифференциации социальных групп  на основе систематизации критериев, позволяющих зафиксировать феномен;

- рассмотреть изменение  исторического типа культуры  в современной России в качестве  обстоятельства, влияющего на характер  проявления культурной дифференциации  социальных групп и ее воздействие  на процесс социального структурирования  общества; 4

- разработать типологию  культурных различий социальных  групп в условиях трансформации  российского общества;

- выяснить особенности  влияния социально-демографических, социально-статусных и социализационных факторов на культурную дифференциацию социальных групп.

Методологическая база исследования. В нынешних условиях изучение проблем культурной дифференциации социальных групп целесообразно проводить, опираясь на различные направления социологического анализа.

Прежде всего это формационный подход, адаптированный исследователями к изучению современной трансформации в мире и в России, в частности. Методология формационного подхода позволяет представить противоречия и перспективы развития общественной системы, которые находят отражение в социальной структуре общества и в социокультурных установках непосредственных участников исторического процесса. Применение принципов данного подхода необходимо для рассмотрения динамического аспекта культурной дифференциации социальных групп в современном обществе.

Анализ структурного аспекта культурной дифференциации социальных групп опирается на конструктивистский структурализм, интегральную теорию взаимосвязи объективных социальных структур и внутриличностных схем восприятия, мышления, действия, составляющих габитус агентов. Данная теория позволяет за явными (субстанциональными) проявлениями общественной жизни увидеть существенные отношения или логические структуры, которые делают необходимыми эти проявления. Исследование подобного рода структур -«способов актуализации социальной реальности» —лежит в основе настоящей работы. Понимание действия этих структур расширяет объяснительные возможности концепции габитуса в меняющемся обществе, поскольку позволяет изучить культурные различия, (вос-)производимые агентами в конкретных видах деятельности, в качестве адаптационных свойств социальных групп, представляющих собой системы однотипных личностных практик.

Наконец, рассмотрение функционального аспекта культурной дифференциации социальных групп, связанного с технологией выделения способов актуализации социальной реальности, заставляет принять принцип взаимодополнительности в использовании приемов типологического и стилевого подходов к анализу интересующего нас явления. Эти подходы были выделены нами в результате изучения социологических концепций культурной дифференциации. Конструирование идеальных культурных типов, характерное дл'я типологического подхода, используется при создании аналитической модели исследования, а описательная логика стилевого подхода — при эмпирической проверке действия этой модели посредством выделения конкретных конфигураций отдельных культурных признаков, различающих представителей тех или иных социальных групп.

Эмпирическую базу работы составили полученные автором результаты:

- исследований культурной  дифференциации работников производственных  предприятий г. Перми и студентов ПГТУ 2003 и 2004 годов (численность респондентов 576 человек и 534 человека соответственно); 4

- исследования социальных  автобиографий студентов 1998-2004 годов (проанализированы 98 автобиографий);

Информация о работе Отличие предмета социологии от предмета социальной философии