Отношение молодежи к чтению книг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:43, творческая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования .В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что молодежь начинает все меньше читать книги, т.к. использует в основном только Интернет или слушают музыку.
Люди разных возрастов очень мало времени уделяю чтению книг и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают известных писателей. Студенты, должны читать особенно русскую литературу, т.к. должны знать о прошлом и познавать каждый раз для себя что-то новое.

Содержание

1. Введение (стр.2-3)
2. Глава 1 «Общие понятия о книге и размышление о чтении» §1Общие понятия о книге, чтении. Зачем нужно читать?(стр.4-8) §2 Некоторые размышления о чтении вообще и чтении молодёжи.(стр.9-13)
3. Глава 2 «Отношение молодежи к чтению книг»(стр.14-16)
4. Заключение (стр.17)

Вложенные файлы: 1 файл

социолог.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                         Содержание 

    1. Введение (стр.2-3)
    2. Глава 1 «Общие понятия о книге и размышление о чтении» §1Общие понятия о книге, чтении. Зачем нужно читать?(стр.4-8) §2 Некоторые размышления о чтении вообще и чтении молодёжи.(стр.9-13)
    3. Глава 2 «Отношение молодежи к чтению книг»(стр.14-16)
    4. Заключение (стр.17)
    5. Приложение (стр.18-23)
    6. Список литературы (стр.24)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования .В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что молодежь начинает все меньше читать книги, т.к. использует в основном только Интернет или слушают музыку.

Люди разных возрастов очень мало времени уделяю чтению книг и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают известных писателей. Студенты, должны читать особенно русскую литературу, т.к. должны знать о прошлом и познавать каждый раз для себя что-то новое.

В данный момент количество студентов, которые любят читать становится все меньше. Это явление связано все с большим проникновением западной культуры в нашу страну и с возрастающим давлением ее на сознание нашей  молодежи. Так же, немало важным  является то , что некоторые не имеют времени, другие после работы или учебы очень устают и поэтому уже не могут читать .Вот почему интересно узнать  мнение людей, которые только вступают во взрослую жизнь.

 В современном обществе  информация приобретает все большую  ценность (почерпнуть её из книг - наилучший вариант). Также чтение  является важной деталью саморазвития, что необходимо для конкурентоспособности  личности. Люди творческих специальностей  могут, читая, развивать фантазию. Любящие читать куда более грамотны в отличие от тех, кто считает чтение пустой тратой времени. Это касается и прошлого, и настоящего, и будущего, хоть книги и становятся не основным источником информации.

 

Пусть данная программа социологического исследования будет стимулом для всего этого. Ведь читать различную литературу полезно, каждый раз можно познавать все больше и больше.

Объект исследования  – молодёжь 17-25 лет

Предмет исследования –жанры, которые предпочитают студенты различных возрастов.

Цель исследования: Выявить какие жанры литературы наиболее предпочтительнее у молодежи.

Задачи исследования:

  • определить отношение молодежи к чтению книг;
  • выяснить зависимость выбора жанра книги от возраста;
  • выявить зависимость выбора жанра книги от пола;
  • выявить любимые места для чтения книг;
  • какие книги, интересуют нынешнюю молодежь.

Гипотезы: Большинство студентов считают, что читать книги это пустая трата времени. Чем взрослее человек, тем больше он начинает читать научных книг. Девушки предпочитают романы, а молодые люди рассказы и повести. Большинство предпочитают читать в транспорте, на отдыхе, дома, на работе и в университете. Обстоятельства, препятствующие чтению — это отсутствие книг,  дефицит времени, жизненный цикл семьи, дефицит интереса.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 

§1Общие понятия о книге, чтении. Зачем нужно читать?

Книги — подборка листов бумаги, пергамента или другого листового материала, содержащих каким-либо способом перенесённые на них текст и (или) иллюстрации, скреплённая по одному краю и защищённая обложкой. Каждая сторона листа в книге называется страницей. Иногда книгой называется большой раздел документа или литературного произведения. Книга, записанная в электронном формате, называется ещё e-книга или электронная книга.

Кто не слышал поговорку «Книги – лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Все меняется со временем, уходит молодость, седеют волосы, но сила знания остаётся всемогущей, несмотря ни на что! Именно чтение помогает нашей личности стать немного совершеннее в этом несовершенном мире, оно добавляет свет в наши темные души, учит быть терпимее к ближнему. К сожалению, с научно техническим прогрессом и развитием науки любовь к чтению заметно погасла – все заменил вездесущий компьютер и ненасытный Интернет. Согласитесь в плотном графике современного человека довольно трудно найти свободное время для чтения! Но надо заметить, что и в наше время есть те, кто понимает огромное значение чтения для развития кругозора, принимает чтение, как «точилку» для ума, осознаёт социальную направленность чтения!

Не удивляйтесь, но сколько пользы для здоровья приносит погружения в мир букв и предложений. Этого своего рода пилюля против стресса. Настроение заметно улучшается, душа отбывает в страну фантазий, где не существует зла и разочарований. Обязанность каждого родителя – прививать любовь к чтению своим детям, рассказывать о пользе этого занятия. Для детей будет очень хорошо, если им прочитать наиболее интересные истории вслух, особенно в самом начале их читательского пути! Они начинают смотреть на историю в перспективе, структурируя её, их душа открывается для сочувствия. Неважно, какой жанр предпочитает ваш ребенок: и фантастика, и детектив, и сказка в любых её проявлениях благодатно действует на творческое мышление, создавая в голове целый мир образов. Но это далеко не все преимущества чтения, и вам предстоит в этом убедиться!

Не будет преувеличением сказать, что чтение – самый лучший способ провести свободное время. А особенно в том случае, если вы любите читать, то лучшего подарка, чем хорошая книга и придумать невозможно! Гарантировано вы получите чувство величайшего удовлетворения. И это касается абсолютно каждого человека – достаточно взять в руки книгу, открыть её и окунуться в мир, откуда уже нет возврата...

Один раз начав читать, остановиться уже невозможно! Это воистину пример правильной траты времени. Все тревоги отступают перед интересной книгой, человек отрешается от проблем – таким образом, книги служат отличным средством для релаксации. Читая, уже никто не сможет сказать, что ему скучно. Все страхи и заботы остаются вне страниц, испещренных буквами, которые складываются в слова и фразы, а ведь из них и состоит наша жизнь!

Плюс ко всему, нисколько не преуменьшая значение СМИ, отметим, что книги хранят действительно живое дыхание истории, это кладезь информации, которую невозможно исчерпать. Чем больше читаешь – тем сильнее желаешь только одного – читать все больше и больше...

Да, конечно, не стоит отказываться от всех благ цивилизации – от компьютеров, ноутбуков, мобильных телефонов и прочих новых веяний техники, но и о книгах забывать не стоит. Мы же не бросаем престарелых родителей – не оставляем их без внимания. Так и с книгами! Кроме того, научно доказан факт, что даже пятнадцать минут чтения значительно улучшают наши грамматические и стилистические навыки. А о словарном запасе и говорить не стоит!

Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей.

Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. Это ли не доказательство всего вышесказанного? Более того, многие известные люди, добившиеся в жизни успехов, признаются, что ни на что не променяют свои библиотеки и возможность почитать любимую книгу.

 

Известно, что чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению. Кроме того, чтение предполагает полную концентрацию читателя на процессе, улучшает коммуникативные навыки. При чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни – то есть развитие словарного запаса налицо!

Только читая, мы можем, не вставая с удобного дивана, побывать в самых экзотических странах, понять образ мышления их жителей, а самое главное – пропустить всю информацию через свою душу.

Читайте – и становитесь более чуткими, отзывчивыми.

В чем польза чтения? Что имеют в виду люди, утверждая, что читать полезно? Почему многие продолжают читать, ведь не только для того чтобы расслабиться, отдохнуть, или просто занять свободное время?

Польза чтения книг очевидна. Полезное чтение (чтение хороших книг) расширяет кругозор человека, обогащает его внутренний мир, делает умнее и положительно сказывается на памяти. А еще важно читать книги, потому что:

Чтение книг увеличивает словарный запас человека, способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение. Тот, кто раньше и «двух слов связать не мог», заметит, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, изъясняться и подбирать нужные слова, заметит, что из лексикона исчезают слова-паразиты.

Чтение серьезных произведений, заставляет нас постоянно думать о том, какую же мысль хотел выразить автор, а это заставляет наши извилины шевелиться быстрее.

Еще чем полезно чтение книг, это тем, что оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например «Приключения Шерлока Холмса» — небезызвестное произведение Артура Конан Дойла. Уверяю вас, после прочтения, в любой ситуации вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, улучшиться наблюдательность и вы поймете, что читать полезно и выгодно.

Анализируя прочитанное, мы задаемся вопросами, почему тот или иной персонаж поступил определенным образом, думаем над тем, как бы на его месте поступили мы, что бы мы чувствовали, представляем, как бы в этой ситуации поступил кто-то из наших знакомых. Мы примеряем типаж описанных персонажей на людей из жизни, кого-то узнаем. Таким образом, мы учимся на примерах познавать психологию.

Чем полезно чтение книг, людям, находящимся в подавленном настроении? Если вас посещают мрачные мысли или вас что-то тревожит, книга поможет поднять настроение и побороть грусть-печаль. Произведения, авторы которых обладают остроумием и тонким юмором, помогут вам, пусть и на время, забыть обо всем, что вас тревожит. Возьмите, например какую-нибудь из новелл О. Генри, которые славятся юмором и неожиданными развязками.

Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.

В пользу чтения также можно привести доводы ученых, которые выяснили, что чтение помогает человеческому организму дольше оставаться молодым. Урсула Ленз из Федерального объединения организаций, работающих с людьми пожилого возраста (BAGSO) утверждает – «Для пожилых людей чтение книг полезно по нескольким причинам. Во-первых, способность переводить слова в мысленные формы и образы положительно сказывается на когнитивных функциях. Во-вторых, чтение помогает концентрироваться. Поэтому чтение книг можно считать универсальным способом, сохранить живой ум даже в старости.»[1]Действительно, по нашему мнению чтение является не только фактором приобщения к культуре, но и помогает развивать клетки головного мозга.

Надеюсь, эти доводы, приведенные в пользу чтения, сделают вас с книгой лучшими друзьями.

 

 

§ 2 Некоторые размышления о чтении вообще и чтении молодёжи.

В 2006 г. была разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения. В ее Концепции дается следующее определение: «Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой культурной информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, представлений об исторически непреходящих и текущих событиях. Под базовой культурной информацией понимаются знания, нормативные и ценностные представления, социально значимые сведения, составляющие основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие» В совсем недавней статье авторы Концепции с некоторыми (непринципиальными) изменениями и уточнениями повторили эту мысль. «Чтение, – говорят они, – это единственный способ освоения письменной информации (а мы живём в эпоху письменной культуры), способ освоения и профессионального, и обыденного знания, культурных ценностей и норм»[2]. Соглашаясь с подобным взглядом в общих чертах, можно, однако, отметить, что некоторые достаточно важные жизненные и культурные реалии ему «сопротивляются».

Во-первых, под него подходит отнюдь не всякое чтение. С этим как бы соглашаются сами авторы Концепции и Программы, неоднократно говоря о том, что уровень чтения упал и продолжает падать, что снижению необходимо противостоять, что надо продвигать ценную, серьезную литературу, классику.

Во-вторых, утверждение, что именно чтение является важнейшим способом освоения базовой культурной информации и важнейшим механизмом поддержания ядра культуры, вовсе не бесспорно. В разных ситуациях и для разных социокультурных групп эту роль могут играть устное вербальное общение, слушание и смотрение (аудио– и визуальная информация), просто подражание и т.д.

Более того, уверенность авторов, что мы живём в эпоху именно письменной культуры, разделяется сегодня далеко не всеми. Действительно, когда-то Ю.М. Лотман говорил, что есть две эпохи развития культуры – дописьменная и письменная. Но такое определение вписывалось в определённый контекст, и в нём (контексте) такое разделение было понятным и достаточным. Нынешнюю культуру, которая конечно является и письменной, называют и визуальной, и компьютерной, и онлайновой – с равными, в общем, основаниями, зависящими прежде всего от темы, предмета внимания того или иного автора, от его подхода и пр. Именно в таком, сегодняшнем контексте, логично было бы рассматривать причины, по которым во всё мире снижается значимость и престижность освоения информации именно путем чтения. Вероятно, и эффективность реализации Программы и развития чтения будет в большой степени зависеть от умелого выявления и разделения объективных и субъективных факторов, влияющих на эту ситуацию.

Информация о работе Отношение молодежи к чтению книг