Отношение молодежи к чтению книг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:43, творческая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования .В настоящее время все большие масштабы приобретает проблема связанная с тем, что молодежь начинает все меньше читать книги, т.к. использует в основном только Интернет или слушают музыку.
Люди разных возрастов очень мало времени уделяю чтению книг и уровень разговорной речи становится хуже, а некоторые даже не знают известных писателей. Студенты, должны читать особенно русскую литературу, т.к. должны знать о прошлом и познавать каждый раз для себя что-то новое.

Содержание

1. Введение (стр.2-3)
2. Глава 1 «Общие понятия о книге и размышление о чтении» §1Общие понятия о книге, чтении. Зачем нужно читать?(стр.4-8) §2 Некоторые размышления о чтении вообще и чтении молодёжи.(стр.9-13)
3. Глава 2 «Отношение молодежи к чтению книг»(стр.14-16)
4. Заключение (стр.17)

Вложенные файлы: 1 файл

социолог.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

 

Внимательное чтение различных публикаций свидетельствует: ещё и сегодня – хотя реже, чем раньше – многие авторы, говоря о чтении, на самом деле имеют в виду чтение книг. Хороший, настоящий, «правильный» читатель – это читатель книг (конечно, тоже «настоящих» и «правильных»). Подобное представление (сознательное или бессознательное) достаточно характерно для представителей того сообщества, которое в той или иной мере профессионально связано с проблемой чтения, в частности – для учителей и библиотекарей. Различия во взглядах внутри сообщества могут проявляться, например, в следующем: одни утверждают, что такой читатель безвозвратно остался в прошлом (В этом случае речь обычно идёт еще и о читателе толстых журналов); другие – что это идеал, которого нельзя достичь, но к которому надо стремиться. Заменить традиционные взгляды или хотя бы дополнить их другими, менее радикальными и более адекватно отражающими реальную сложность общения сегодняшнего (особенно молодого) читателя с текстами, – достаточно трудно.

 

Конечно, при всех оговорках нельзя не согласиться с определением чтения как одного из необходимых способов освоения базовой культурной информации. Но для анализа эмпирических социологических данных будет полезно рядом с таким «идеологическим» определением поставить другое – «технологическое», встречающееся в нескольких современных словарях и энциклопедиях: это «совокупность практик, методик и процедур работы с текстом». Термин «практики», употребляющийся сегодня представителями ряда общественных наук, мне кажется очень удачным: он позволяет описать реальность чтения, множество различных конкретных ситуаций – кто читает, что, зачем, где и пр. Не случайно, наверное, выдающийся современный философ и культуролог Ролан Барт, признаваясь, что не может дать общее определение понятия «чтение», подчеркивал: «чтение по самой своей сути есть поле множественных, рассеянных практик, не сводимых друг к другу эффектов»[3]. Таким образом, чтение это не только средство для усвоения языка и идей, но и способ освоения базовой культурной информации, которая пригодиться в жизни.

Итак, попытаемся подойти к чтению с практической, «технологической» точки зрения. Действительно, чтение – это занятие, пусть и особенное. А любое занятие может быть для конкретного человека необходимым, желательным, или любимым. Как, например, вязание или приготовление пищи, или игра на фортепьяно, или поездка (путешествие) куда-то. Чтение тоже может определяться различными мотивами, различными условиями, выступать в самых различных модификациях.

 

Можно говорить о потребности в чтении, а можно – о чтении как способе удовлетворения той или иной потребности; это разные вещи, они могут быть связаны, но могут быть и совершенно не связаны. Потребность в чтении все же связана скорее со свободным временем, со свободным выбором именно этого занятия. Во втором случае речь может идти как о свободном, так и о несвободном времени; способ удовлетворения потребности может быть заменен (что сегодня часто и происходит). В целом же давно замечено, что значимость делового, прагматического чтения растет, а значимость свободного снижается. «Стремление к получению новых знаний, полезных для освоения престижных и прибыльных профессий, необходимость адаптироваться в изменившемся мире, – отмечает В.Я. Аскарова, – обусловили рост интереса к различным руководствам, практическим пособиям, учебной литературе, книгам по практической психологии – литературе, которая позволяет реализовать достижительную стратегию в частной жизни». И молодёжи это касается в наибольшей, пожалуй, степени.[4]  По нашему мнению, молодежь читает для того чтобы удовлетворить свои потребности, достичь определенной цели в той или иной деятельности.

Что касается общей картины чтения (и молодёжного чтения в частности), то уже более двадцати лет назад исследователи начали – и сегодня продолжают – отмечать две как бы исключающих друг друга, но тем не менее сосуществующих тенденции – массовизации и стратификации. Проще говоря, с одной стороны, все читают одно и то же (обычно тут называют боевики, детективы, женские романы, а говоря про молодёжное чтение – прежде всего фантастику и фэнтези); с другой – существует множество социокультурных групп, каждая из которых читает «своё» (то, что другие не читают). «Любые коммуникативные источники в России, за исключением телевидения, встроены сегодня в различные круги и сети „своих“, „близких“ и замыкаются ими, но не проникают между группами и слоями», – утверждают социологи Левада-центра [5] По нашему мнению , молодежь в XXI веке, предпочитает  читать то, что ей нравиться.

Наблюдение за молодёжным чтением, анализ результатов больших и малых исследований, свидетельствуют: обе эти тенденции действительно существуют (разве что первую разглядеть легче, чем вторую); вероятно, они тесно связаны с процессами массовизации и стратификации общества и культуры в целом. Подавляющее большинство читателей втянуты в массовое чтение; но одновременно многие из них могут следовать нормам и «большой» социодемографической (в частности, возрастной) группы, к которой принадлежат, и более узких групп – семьи, друзей, коллег по учёбе и работе, а сегодня ещё – собеседников по Интернету.

Таким образом, чтение помогает развивать клетки головного мозга, приобщает нас к культуре , учит нас правильно и грамотно говорить. Хотелось бы сказать о том, что студенты читаю научную литературу для того  чтобы не только удовлетворить свои потребности и занять свободное время, а узнать не много о своей профессиональной деятельности ,понять что требуется от него в той или иной сфере. Молодежь читает не только романы и  фантастику ,которые являются в наше время обыденными жанрами, но и что-то свое ,отличающее  их от других социальных групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отношение молодежи к чтению.

 

Исследование проводилось в Курске  29.04.2015.  
Метод сбора информации: уличный опрос по формализованной анкете.  
Место сбора информации: Юго-Западный государственный университет. Респонденты: мужчины и женщины, 17 - 25.  
Выборка: случайная. 50 результативных интервью.

Было выявлено, что 58% респондентов  как женского, так и мужского пола от 17 до 25 лет увлекаются чтением.

В результате исследования было выяснено что на вопрос  «Читает ли молодежь?» 40% ответило да, а 18% опрошенных нет. Это связано с тем что , большенство студентов не работают и у них больше свободного времени для чтения.

На вопрос «Какую литературы вы предпочитаете больше зарубежную или отечественную?» 25 % читающих ответили зарубежную литературу, а остальные 15% отечественную. Так же очень удивили результаты ответа на вопрос «Что вы читаете?»25% опрошенных читаю современные книги и 15% предпочитают классику.

Ответы на вопрос «Какой литературный жанр книги  нравиться молодежи ?», с формировался по возрастной категории. Например: молодежь возраст которой менее 18 лет на былины приходиться 0%,на драму 7 %,на  оду 3%,на лирику 0 %,на рассказы 6%,на повесть 0%,на романы 10%,на стихотворения 5%,на поэмы 6%. Читатели возраст которых составляет 18-20 лет приходиться на былины и оды по 1%, драмы и повести составляют по 8%,лирика 2% ,рассказы 5%,романы 9%,на стихотворения-5% ,на поэмы 1%.Молодежь возраста 20-23 лет предпочитает больше читать драмы (25%);былина, ода ,рассказ и стихотворения составили 0%;лирика,повесть и роман составили по 5%.Если посмотрим на результаты опрошенных возраст которых составляет от 23 до 25 то увидим, что на повесть и рассказы приходиться по 20%,все остальные жанры составили 0%.

Рассматривая показатели по половому признаку на вопрос «Какие жанры предпочитает молодежь?» ,мы увидим что 12% мужского пола любят стихотворения ,а на остальные 8 %предпочитают  разные жанры ( оды ,повести рассказы и т.д ),15 % женского пола обращают внимания на романы и драмы, остальные 5% разнообразный жанр.

На вопрос  «Сколько времени вы  уделяете чтению?» большенство студентов ответили  1-2 часа, это не плохо на сегоднешний день.

В ходе исследования выяснили что благоприятные места для чтения студенты отметили -  дом который составил 37% опрошенных ,работа (6% опрошенных) ,институт (1%), общественный транспорт (25%),отдых (18%).

Вопрос звучал так – «Для чего ты читает?». Ответы распределились следующим образом: 21% – «нравиться »; 3% – «занять время,», 9% – «для саморазвития»; 7% – «для профессии»; 0% – «для отдыха».

На вопрос «Считаете ли вы, что каждый человек обязан читать?»Студенты ответили так: 21% - «да ,безусловно»;11%- «нет, если он не хочет»8%- «иногда читать нужно, но не часто».

В анкете на 19 вопрос («Есть ли у читающего человека интеллектуальное преимущество перед не читающим?») Ответы молодежи были такими: 35%- «да»,и всего лишь 5% ответили «нет».

Знаете  удивляют результаты на вопрос « Если у вас домашняя библиотека?»36% ответили «да» из них 6%,которые не читают вообще, остальные 22 % ответили «нет». «Как вы относитесь к домашней библиотеке?» Результаты были таковы: 26% - «нейтрально»; 30%-«положительно» и  2%- «отрицательно».

Подавляющее большенство респондентов (31%) читают книги на электронных носителях, и всего 9% предпочитают обычную книгу. Что касается электронных носителей которые они  используют, то 11%  предпочитаю планшеты, 10% уделяют время ноутбуку ,6% читаю на телефоне и 4% -«электронная книга».

Большой интерес представляют ответы современной молодёжи на вопрос «Читай и ты полетишь…». Как Вы понимаете эту фразу из книги Пауло Коэльо? Мнения молодёжи по этому вопросу резко расходятся. На первом месте занял ответ на вопрос – «Чтение вдохновляет, дает силы для новых идей, развивает воображение, фантазию и позволяет окунуться  совсем в иной мир и т. д» (32% опрошенных); на втором месте –«почитаешь и что-нибудь знаешь»(17%); на третьем месте –«бред какой-то»(9%).

Таким образом, молодежь сейчас очень много читает, причем самостоятельно. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение. Чтение за  эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам относиться теперь детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала последующие поколения.

Что касается литературных жанров ,то молодые люди любят читать стихи, а девушки предпочитаю романы. Так же не маловажно имеет место прочтения литературы, все больше народу предпочитаю читать в общественном транспорте, дома, а также во время отдыха.

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе исследования, многие гипотезы были доказаны, некоторые опровергнуты.

По итогом можно сделать вывод, что многие студенты любят читать ,другие же не любят. Большенство студентов читают в общественном месте по пути из института в институт, получается, что в метро и в автобусах. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Пока чтению составляет конкуренцию только телевидение.

Не маловажно в чтение имеет жанр, дело в том что проза и поэзия соотносятся между собой ,есть взаимная функция стиха и прозы. Функция стиха в определенной литературной системе выполняло формальным элементом метра.  Роман, кажущийся целым, на протяжении веков развивающимся жанром, оказывается не единым, а переменным , с меняющимся от литературной системы к системе материалом, с меняющимся методом введения в литературу внелитературных речевых материалов, и сами  признаки жанра эволюционируют.

Сейчас такие современные книги, как «Гарри Поттер »,книги Коэльо, Лукьяненко, Акунина привлекаю современную молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес, зарубежная литература так же пользуется успехом.

 

 

 

Приложение №1. Анкета.

 

1. Ваш возраст:

а) младше 18

б) от 18 до 20

в) от 20 до 23

г) от 23 до 25

 

2. Ваш род деятельности.

а) студент, не работающий

б) студент, работающий

Если ваш ответ б) укажите профессию _______________

 

3. Ваш пол.

а) мужской

б) женский

 

4. Ваше образование.

а) среднее

б) среднее специальное

в) неполное высшее

г) высшее

 

5. Любите ли вы читать?

 

а) да

б) нет

Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12

 

6. Что вы предпочитаете  больше отечественную или зарубежную  литературу? (возможно два варианта  ответа)

а) отечественная литература

б) зарубежная литература

 

7. Что вы читаете? (возможно два варианта ответа)

а) классика

б) современные книги

 

8. Какой жанр книги  вы предпочитаете? (возможно несколько вариантов ответа)

а) былина

б) драма (трагедия, комедия)

в) ода

г) лирика (элегия)

д) рассказ (эссе, очерк, новелла)

е) повесть

ж) роман

з) стихотворение

и) поэма

 

9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?

а) меньше часа

б) от 1 до 3 часов

в) от 3 до 5 часов

г) другое ______________

 

10. За сколько вы прочитали  свою последнюю книгу?

а) за день

б) за неделю

в) за месяц

г) другое _________________

 

11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)

а) дома

б) в институте

в) на работе

г) в общественном транспорте

д) на отдыхе

е) другое ______________

 

12.Читаете ли Вы, хотя  бы иногда, книги или литературные  журналы на электронных носителях? Если да, то какие виды электронных носителей Вы для этого используете?

 

13.Входит ли в список  произведений, которые вы читаете  профессиональная литература?

 

14. Если у вас домашняя  библиотека?

а) да

б) нет

15.Ваше отношение к  домашней библиотеке?

а) положительное

б)отрицательное

в)нейтральное

16) Можете ли Вы представить  свою жизнь без чтения?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

17)Для чего ты читаешь?

а) нравиться

б)занять время

в)для саморазвития

г) нужно для профессии

д )для отдыха

18) Считаете ли вы, что  каждый человек обязан читать?

а) да, безусловно

б) нет, если он не хочет

в) иногда читать нужно, но не часто

г) Свой вариант

19) Есть ли у читающего  человека интеллектуальное преимущество  перед не читающим? 

а)да

б) нет

 в)затрудняюсь ответить

г)Свой вариант

20) «Читай и ты полетишь…». Как Вы понимаете эту фразу  из книги Пауло Коэльо?

а)Бред какой-то.

б)Почитаешь и что-нибудь знаешь

в) Чтение вдохновляет, дает силы для новых идей, развивает воображение,

фантазию и позволяет окунуться  совсем в иной мир и т.д

г)Свой вариант ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

Информация о работе Отношение молодежи к чтению книг