Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 10:34, реферат
Краткое описание
Цель данной работы – выяснить причины изменения пенсионной системы и достижение целей ее реформирования в настоящее время. Задачи исследовательской работы: 1. Изучить юридическую сторону данного вопроса. 2. Рассмотреть Федеральные законы и другие документы, регулирующие состояние пенсионной системы сегодня 3. Проанализировать достоинства и недостатки пенсионной системы России на данном этапе экономического развития 4. Указать перспективы пенсионной реформы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3 1.Пенсионная система России: понятие, состав, структура…….....................4 2. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы………………….9 3.Преимущества и недостатки принятия Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы…………………………………………….........................11 4. Специфика деятельности российских негосударственных пенсионных фондов……………………………………………………………………………16 Заключение……………………………………………………………………….19 Литература……………………………………………………………………….20
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(ННГАСУ)
Кафедра экономики, финансов
и статистики
Реферат
по дисциплине «Экономическая
теория»
на тему:
«Пенсионная система России»
Выполнил: студент Горшенкова
О.Н.
гр.ЭУН-11
Научный руководитель: доцент,
кандидат экон.наук
Кулагина К.Е.
17.03.2014
Нижний Новгород – 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1.Пенсионная система России:
понятие, состав, структура…….....................4
2. Стратегия долгосрочного
развития пенсионной системы………………….9
3.Преимущества
и недостатки принятия Стратегии
долгосрочного развития пенсионной
системы…………………………………………….........................11
4. Специфика деятельности
российских негосударственных пенсионных
фондов……………………………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….19
Литература……………………………………………………………………….20
Введение
Тема данного реферата «Пенсионная
система РФ». Данная тема актуальна, так
как с нового 2013 года пенсионные права
россиян формируются по новым правилам.
Речь идет о гражданах, которые моложе
1967 года рождения. В 2012 году шесть процентов
от их зарплаты ежемесячно отчислялись
работодателем на накопительную часть
пенсии. В 2013 году этот размер может быть
снижен до двух процентов. Принять решение,
какой процент направить на накопительную
часть, а какой - на страховую, предстоит
будущим пенсионерам.
В течение 2013 года гражданам
необходимо было написать заявление в
Пенсионный фонд или заключить договор
с Негосударственным пенсионным фондом.
В противном случае, если будущий пенсионер
не сделает ничего, решение за него примет
государство.
Цель данной работы – выяснить
причины изменения пенсионной системы
и достижение целей ее реформирования
в настоящее время.
Задачи исследовательской работы:
Изучить юридическую сторону
данного вопроса.
Рассмотреть Федеральные законы
и другие документы, регулирующие состояние
пенсионной системы сегодня
Проанализировать достоинства
и недостатки пенсионной системы России
на данном этапе экономического развития
Указать перспективы пенсионной
реформы в краткосрочном и долгосрочном
периодах.
Пенсионная система
России: понятие, состав, структура
Пенсионная система России
— это совокупность создаваемых в Российской
Федерации правовых, экономических и организационных
институтов и норм, имеющих целью предоставление
гражданам материального обеспечения
в виде пенсии. Пенсионная система России
в современном виде введена с 1 января
2002 года и включает в себя отношения по
формированию, назначению и выплате следующих
видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии
по государственному пенсионному обеспечению,
негосударственной пенсии.
Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата
в целях компенсации застрахованным лицам
заработной платы и иных выплат и вознаграждений,
утраченных ими в связи с наступлением
нетрудоспособности, вследствие старости
или инвалидности, а нетрудоспособным
членам семьи застрахованных лиц — заработной
платы и иных выплат и вознаграждений
кормильца, утраченных в связи со смертью
этих застрахованных лиц, право на которую
определяется в соответствии с условиями
и нормами, установленными Федеральным
законом «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации».
Законом установлены следующие
виды трудовых пенсий:
трудовая пенсия по старости;
трудовая пенсия по инвалидности;
трудовая пенсия по случаю потери
кормильца.
Финансирование выплаты трудовой
пенсии происходит за счет страховых взносов,
вносимых работодателями. Тариф страхового
взноса состоит из солидарной и индивидуальной
части. На счетах застрахованных лиц отражается
только индивидуальная часть тарифа, а
солидарная часть используется для выплаты
фиксированного базового размера трудовой
пенсии и на иные цели.
Трудовая пенсия
по старости — это ежемесячная денежная
выплата, назначаемая гражданам, достигшим
установленного законом возраста и имеющих
необходимый трудовой стаж, в целях компенсации
им заработной платы или иного дохода,
которые они получали в период трудовой
деятельности.
Пенсионный возраст — возраст
гражданина, установленный государством,
по достижении которого он может претендовать
на получение пенсии по старости. Достигнув
пенсионного возраста, гражданин превращается
из плательщика пенсионных взносов (налогов)
в получателя пенсионных выплат из пенсионного
фонда.
Право на трудовую пенсию по
старости имеют мужчины, достигшие возраста
60 лет, и женщины, достигшие возраста 55
лет, при условии наличия не менее пяти
лет страхового стажа. Отдельные категории
граждан, указанные в статьях 27, 27.1 и 28
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
имеют право на досрочное назначение трудовой
пенсии.
Трудовая пенсия по старости
может состоять из следующих частей:
1) страховой части;
2) накопительной части.
До 1 января 2010 года существовала
также базовая часть трудовой пенсии по
старости, но с 1 января 2010 года она была
объединена со страховой частью в связи
с отменой единого социального налога.
Размер трудовой пенсии по старости
определяется как сумма её страховой и
накопительной частей.
Право на трудовую пенсию
по инвалидности имеют граждане, признанные
инвалидами I, II или III группы в порядке,
предусмотренном Федеральным законом
«О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации».
Право на трудовую пенсию
по случаю потери кормильца имеют
нетрудоспособные члены семьи умершего
кормильца, состоявшие на его иждивении.
Одному из родителей или супругу указанная
пенсия назначается независимо от того,
состояли они или нет на иждивении умершего
кормильца.
Пенсия по государственному
пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная
денежная выплата, которая предоставляется
гражданам в целях компенсации им заработка
(дохода), утраченного в связи с прекращением
федеральной государственной гражданской
службы при достижении установленной
законом выслуги при выходе на трудовую
пенсию по старости (инвалидности); либо
в целях компенсации утраченного заработка
гражданам из числа космонавтов или из
числа работников летно-испытательного
состава в связи с выходом на пенсию за
выслугу лет; либо в целях компенсации
вреда, нанесенного здоровью граждан при
прохождении военной службы, в результате
радиационных или техногенных катастроф,
в случае наступления инвалидности или
потери кормильца, при достижении установленного
законом возраста; либо нетрудоспособным
гражданам в целях предоставления им средств
к существованию.
Виды пенсий по государственному
пенсионному обеспечению:
пенсия за выслугу лет;
пенсия по старости;
пенсия по инвалидности;
социальная пенсия.
Право на получение государственной пенсии за выслугу
лет имеют:
Федеральные государственные
служащие;
Военнослужащие (за исключением
граждан, проходивших военную службу по
призыву в качестве солдат, матросов, сержантов
и старшин);
Космонавты;
Работники летно-испытательного
состава.
Федеральные государственные
гражданские служащие имеют право на пенсию
за выслугу лет при наличии стажа государственной
гражданской службы не менее 15 лет и замещении
должности федеральной государственной
гражданской службы не менее 12 полных
месяцев при увольнении с федеральной
государственной гражданской службы.
Пенсия за выслугу лет устанавливается
к трудовой пенсии по старости (инвалидности),
и выплачивается одновременно с ней.
Лица, проходившие военную службу,
службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, органах по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, имеют право на пенсию за выслугу
лет при наличии на день увольнения со
службы выслугу 20 лет и более; и лица, уволенные
со службы по достижении предельного возраста
пребывания на службе, состоянию здоровья
или в связи с организационно-штатными
мероприятиями и достигшие на день увольнения
45-летнего возраста, имеющие общий трудовой
стаж 25 календарных лет и более, из которых
не менее 12 лет шести месяцев составляет
военная служба и другая указанная служба.
Гражданам, не имеющим по каким-либо
причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.
Законодательством предусмотрены следующие
виды социальных пенсий: социальная пенсия
по старости (для мужчин, достигших 65 лет,
и женщин, достигших 60 лет), социальная
пенсия по инвалидности, социальная пенсия
по случаю потери кормильца.
Негосударственная
пенсия — денежные средства, регулярно
выплачиваемые участнику в соответствии
с условиями пенсионного договора. Пенсионный
договор — соглашение между негосударственным
пенсионным фондом и вкладчиком негосударственного
пенсионного фонда (НПФ), в соответствии
с которым вкладчик обязуется уплачивать
пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется
выплачивать участнику (участникам) фонда
негосударственную пенсию.
Общая сумма материального
обеспечения пенсионера, проживающего
на территории Российской Федерации, не
осуществляющего работу и (или) иную деятельность,
в период которой он подлежит обязательному
пенсионному страхованию в соответствии
с Федеральным законом от 15 декабря 2001
года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации»,
пенсия (пенсии) которому установлена
(установлены) в соответствии с законодательством
Российской Федерации, не может быть меньше
величины прожиточного минимума пенсионера,
установленной в соответствии с пунктом
4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном
минимуме в Российской Федерации» в субъекте
Российской Федерации
Пенсионный фонд
Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых
социальных институтов страны. Это крупнейшая
федеральная система оказания государственных
услуг в области социального обеспечения
в России.
ПФР был образован 22 декабря
1990 года Постановлением Верховного Совета
РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного
фонда РСФСР» для государственного управления
финансами пенсионного обеспечения, которые
было необходимо выделить в самостоятельный
внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного
фонда в России появился принципиально
новый механизм финансирования и выплаты
пенсий и пособий. Средства для финансирования
выплаты пенсий стали формироваться за
счет поступления обязательных страховых
взносов работодателей и граждан.
В структуре Пенсионного фонда
- 8 Управлений в Федеральных округах Российской
Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда
в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур
(Казахстан), а также почти 2 500 территориальных
управлений во всех регионах страны. В
системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет
ряд социально значимых функций, в том
числе:
Учет страховых средств, поступающих
по обязательному пенсионному страхованию;
Назначение и выплата пенсий.
Среди них трудовые пенсии (по старости,
по инвалидности, по случаю потери кормильца),
пенсии по государственному пенсионному
обеспечению, пенсии военнослужащих и
их семей, социальные пенсии, пенсии
госслужащих. За счет средств Фонда получают
пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
Назначение и реализация социальных
выплат отдельным категориям граждан:
ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие
военной травмы, Героям Советского Союза,
Героям Российской Федерации и др.
Персонифицированный учет участников
системы обязательного пенсионного страхования.
В системе учитываются страховые пенсионные
платежи почти 63 млн. россиян;
Взаимодействие с работодателями
- плательщиками страховых пенсионных
взносов. Информация о гражданах, застрахованных
в пенсионной системе, поступает от 6,2
млн. юридических лиц;
Выдача сертификатов на получение
материнского (семейного) капитала;
Управление средствами пенсионной
системы, в т.ч. накопительной частью трудовой
пенсии, которое осуществляется через
государственную управляющую компанию
(Внешэкономбанк) и частные управляющие
компании;
Реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
Стратегия долгосрочного развития
пенсионной системы
28 декабря 2012 года глава
правительства Российской Федерации
Дмитрий Медведев утвердил Стратегию
долгосрочного развития пенсионной
системы. Об этом сообщает официальный
сайт кабинета министров РФ.
Данная программа, как ожидается,
будет направлена на следующие цели:
Гарантирование социально приемлемого
уровня пенсионного обеспечения
Обеспечение сбалансированности
и долгосрочной финансовой устойчивости
пенсионной системы.