Пенсионное обеспечение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

В данной контрольной работе мы поставили цель – изучить особенности пенсионного обеспечения лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Объектом данной контрольной работы стало пенсионное обеспечение лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Предметом – особенности пенсионного обеспечения лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, законы, поддерживающие пенсионное обеспечение лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, меры социальной поддержки и защиты жителей Севера.

Содержание

Введение…………………………………………………..………………3
Глава 1. Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………………………………………………………….......5
Глава 2. Пенсионное обеспечение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях………...……………………………..10
Глава 3. Пенсия, надбавки и северный коэффициент для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях……..12
Заключение………………………………………………….. …………17
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности пенсионного обеспечения лиц.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение…………………………………………………..………………3

Глава 1. Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…………………………………………………………….......5

 Глава 2. Пенсионное обеспечение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях………...……………………………..10

 Глава 3. Пенсия, надбавки и северный коэффициент для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях……..12

Заключение…………………………………………………..  …………17

Список литературы…………………………………………..    ……….21

Приложение № 1……………………………………  ………….. ……..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Пенсионное обеспечение лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях характеризуется рядом особенностей, которые упираются на природно-климатические условия Крайнего Севера. Люди, работающие в экстремальных условиях Крайнего Севера испытывают воздействие на них многих факторов, к которым относятся: устойчивые морозы, метели, затяжные  холодные дожди, снегопады, короткий световой день, резкие перепады барометрического давления, нехватка витаминов, дисбаланс микроэлементов в питьевой воде, частые простуды, вирусные заболевания и многое другое. Все это требует повышенного внимания к охране здоровья людей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. 
Основную трудовую деятельность на Севере и приравненных к нему местностях ведут коренные, порой малочисленные, народы, ведущие традиционный, веками заложенный образ жизни. 
    В Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 г.», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г.,  отмечается, что денежные доходы коренных народов в 2-3 раза ниже средне-российского показателя, а размер пенсии составляет 26 % прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, проживающих на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Средняя продолжительность жизни народов Севера крайне низкая – до пенсионного возраста доживает только 8,5 %. Отсюда необходимость эффективной социальной защиты тружеников Севера. 
    Исходя из вышеизложенного, мы видим на сколько тяжело жить в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. Поэтому проблема достойного пенсионного обеспечения лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях – это одна из важных задач Правительства Российской Федерации. В важности этой проблемы и состоит актуальность данной контрольной работы. Ведь труженики Севера обогащают нашу страну углеводородным сырьем, золотом, алмазами, мехами, рыбой, олениной и т.п. Практически ничего не выпуская, Россия живет за счет своей сырьевой базы, благодаря своим богатствам недр земли, которые в основном рассредоточены на северных регионах страны.  
      Ведь основная деятельность тружеников Севера – это добыча нефти, газа, угля, золота, других драгоценных металлов и камней. Это еще раз подчеркивает, что жители Севера как никто нуждаются в охране труда и здоровья, а также льготном пенсионном обеспечении. Об этом и наша контрольная работа. Конечно же, на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях работают и приезжие люди, мигранты (гастербайтеры), которые в основном работают вахтовым методом. При этом они не всегда выигрывают в денежном отношении, так как на Севере дорогие продукты питания первой необходимости, одежда, лекарства первой необходимости и т.д. Что также бьет по пенсионному обеспечению пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. С учетом вышеизложенного, вся специфика пенсионного обеспечения лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях требует более внимательного изучения и анализа.

В данной контрольной работе мы поставили цель – изучить особенности пенсионного обеспечения лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. 
        Объектом данной контрольной работы стало пенсионное обеспечение лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. 
      Предметом – особенности пенсионного обеспечения лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, законы, поддерживающие пенсионное обеспечение лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, меры социальной поддержки и защиты жителей Севера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Различается несколько подвидов указанного стажа. Так, в подпунктах 2 и 6 п.1 ст.28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации1» предусмотрен стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях независимо от ее характера. Установлены правила исчисления стажа. Если работа протекала как в районах Крайнего Севера, так и приравненных к нему местностях, то каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Кроме того, согласно п.1 ст.28.1. Федерального Закона от 17 декабря 2001 года при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к последней приравнивается работа с особыми условиями труда. Порядок приравнивания определен в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года2. Правила не допускают суммирование работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и подземных работы, работ с вредными условиями труда и в горячих условиях, работ с тяжелыми условиями труда и т.д. 
    Поскольку в настоящее время за пенсией по старости обращаются лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях в период до 1 января 2002 года, то неизбежно возник  вопрос о порядке исчисления трудового стажа на указанных территориях за время до 1 января 2002 г. Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года в отличие от Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» 1990 г., не предусматривает льготного исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. Этот недостаток был преодолен Конституционным Судом Российской Федерации, однако весьма своеобразным способом. Основой для решения данного вопроса явилась правовая позиция Суда, изложенная им в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке Конституционного положения части первой ст.1 и ст.2 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из в районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностях»3. В нем Суд указал, что при изменении законодательства должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Эта правовая позиция была применена Конституционным Судом Российской Федерации и в последующих решениях по пенсионным вопросам. В частности,  в  постановлении от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержится весьма важное положение о том, что граждане могут осуществлять оценку приобретенных ими  до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства. 
      На наш взгляд, это положение нужно понимать так: лицам, работавшим в районах Крайнего Севера в период до 1 января 2002 года, трудовой стаж может быть исчислен в льготном порядке, т.е. из расчета 1 календарный месяц за полтора. Однако льготное исчисление стажа еще не означает обязательного исчисления размера пенсии по Закону о государственных пенсиях в Российской Федерации, так как если стаж исчисляется за прошлое время, то размер пенсии определяется в настоящее время, т.е. по Федеральному Закону «О трудовых пенсиях в РФ». 
      Поэтому нельзя согласиться с теми авторами, которые считают, что в подобных случаях размер пенсии однозначно должен исчисляться по Закону 1990 г.4 Более правильным представляется толкование  постановления от 29 января 2004 года, данное в Комментарии, подготовленном работниками Пенсионного фонда РФ. В нем возможность исчисления периодов до 1 января 2002 года, засчитываемых в  страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, с учетом правил и норм Закона 1990 г. не связывается с необходимостью исчисления пенсий также по правилам этого Закона, а не Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»5. Следующий подвид стажа работы в районах Крайнего севера и приравненных к нему местностях – периоды работы вахтовым методом. 
     Согласно абзацу 2 п. 8 Правил от 11 июля 2002 года периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера при досрочном назначении трудовой пенсии по старости исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени между сменами отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя  или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно. Как видим, в стаж работы на Севере не включаются периоды междувахтового отдыха. Данное обстоятельство послужило причиной обращения в Конституционный Суд РФ ряда заявителей. 11 июля 2006 года Суд вынес определение №261-О6, в котором обратил внимание на следующее. Исходя из статей 107 и 300 Трудового Кодекса Российской Федерации при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. При этом учетный период охватывает как все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, так и время отдыха, приходящийся на данный календарный отрезок времени, включая межвахтовый отдых. В результате Суд признал положение абзаца 2 п.8 Правил от 11 июля 2002 года в той части, в какой он не включает период междувахтового отдыха в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, утратившим силу как не соответствующее части 2 статьи 19 и частей 2 и 3 статей 39 Конституции Российской Федерации7. Третьим подвидом стажа работы на Севере является стаж работы в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (подпункт 13 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года.). Специфическая разновидность трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях,- военная и правоохранительная служба на данных территориях. Во-первых, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военно-служащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ8» в льготном порядке исчисляется время службы в отдаленных местностях. В их перечень в значительной мере включены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Во-вторых, статья 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает сохранение районных коэффициентов к размерам пенсий пенсионеров, прослуживших  в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, при выезде их из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства9.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Пенсионное обеспечение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Особенности пенсионного обеспечения лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, проявляются также в льготных условиях назначения им пенсий и определения их размеров. Так, досрочные пенсии по старости назначаются мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением указанного возраста на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, причем независимо от характера работы. Независимо от характера работы досрочная пенсия по старости назначается также женщинам, родившим 2 и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. К третьей группе «северян», имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости относятся оленеводы, рыбаки, охотники-промысловики. Здесь пенсия назначается мужчинам – по достижении возраста 50 лет, женщинам 45 лет, если они постоянно проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков. В четвертую группу «северян» входят лица, которые проработали 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях и имеют необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по условиям труда страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ. В данном случае происходит суммирование льгот по снижению пенсионного возраста. Так, при наличии 15-20 календарных лет работы в северных территориях и необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, а также стаж уменьшается на 5 лет. 
     Что же касается льгот при исчислении размеров пенсий, то они проявляются в повышенном учете отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (п. 2 ст.30 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года), а также в увеличении размера базовой части трудовой пенсии по старости (п.4.1. ст.14 данного Закона). Наконец, специфика пенсионного обеспечения «северян» проявляется в обеспечении пенсиями трудящихся-мигрантов». 
       Таковы основные особенности пенсионного обеспечения лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пенсия, надбавки и северный коэффициент для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

      Если более точно подойти к особенностям пенсионного обеспечения лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, то для этого открываем Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ с изменениями и дополнениями на 2013 год. 
      Мы видим, что в главе III. Размеры трудовых пенсий. В статье 14 «Размеры трудовых пенсий по старости» в пункте 6. Указано, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2-5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях)10. При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства11. При выезде граждан за пределы районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2-5 настоящей статьи (без северного коэффициента).

      В пункте 7 данной статьи указано, что лицам(за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц. 
         Лицам, работавшим как в районах крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах крайнего Севера.12 
         В пунктах с 7 по 14 данной статьи подробно  пишется о суммах платежей проживающим в районах Крайнего Севера с учетом количества иждивенцев, инвалидности и т.п. 
        Так например в пункте 14 данной статьи Федерального Закона пишется, что лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах:

  1. При наличии 1 такого члена семьи – 7 771 рубля 40 копеек в месяц;
  2. При наличии двух таких членов семьи  - 8 881 рубля 60 копеек в месяц;
  3. При наличии трех и более таких членов семьи – 9 991 рубля 80 копеек в месяц13.

В пункте 15 данной статьи Федерального Закона указано, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 7-14 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства гражданина14. 
         В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно статьям 315, 316, 317 ТК РФ оплата труда работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, утверждаемых нормативными актами правительства РФ, а также нормативными актами субъектов  РФ. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностям.

Стоит отметить, что законодательная база по данному вопросу крайне противоречива и большая часть документов регулирующих порядок применения надбавок относится к началу 90-х годов, а иногда и к более раннему периоду. В приложении № 1 мы видим, что северная надбавка или по-другому коэффициент в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях везде различен в зависимости от природно-климатических условий, района Крайнего севера. Что касается Республики Коми, северный коэффициент в наиболее северных районах равен 1,6, а в Сыктывкаре 1,2. Процентная надбавка наиболее северных района Республики Коми равна 80, а в Сыктывкаре – 50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы видим,  что гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, независимо от места нынешнего проживания, предоставлено право:

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на увеличение фиксированного базового размера страховой части (далее - ФБР) трудовой пенсии по старости, либо на увеличение ФБР трудовой пенсии по инвалидности, либо на увеличение ФБР трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях