Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние социальных сетей на поведение младшего подростка в классном коллективе.
Первой социальной сетью стал американский веб-сайт Classmates (Одноклассники), созданный в 1995 г. Этот сайт помогал зарегистрированным пользователям находить и поддерживать связь со своими друзьями и знакомыми, с теми с кем человек имел дело ранее в течение всей своей жизни – в школе, вузе, на работе или находясь на военной службе. Подобные сайты существуют и по сей день, в том числе и в России . Каждый подобный сайт имеет набор инструментов, помогающих пользователю создать свой виртуальный портрет – сформировать профайл, т. е. указать необходимые данные о себе, своей работе, увлечения, интересах, разместить фотографии, видеоролики и т. п. Постепенно подобные сервисы стали не только средством поиска старых друзей и знакомых, но и способом знакомства с новыми людьми, это также может быть средство поиска нужных контактов и установления связей, необходимых, в частности, для осуществления профессиональной деятельности[20].
Сегодня в мире большое количество социальных сетей, наиболее популярны MySpace (более 220 млн. регистраций), FaceBook, Classmates и из профессиональных – LinkedIn, в рунете Одноклассники.ру (более 10 млн. регистраций), ВКонтакте, МойМир и из профессиональных МойКруг, в Украине это – Коннект, Friends.ua. В России наиболее популярными являются такие социальные сети, как: «Вконтакте», «Мой мир», «Одноклассники», а также большой интерес, в основном для школьников, представляет ICQ-общение[25].
Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу). Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети , отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками[11].
Все
социальные сети имеют ряд общих черт:
наличие регистрации (т.е. учетной записи)
пользователя, при регистрации пользователь
указывает некоторую информацию о себе,
по которой его можно идентифицировать;
вход в систему посредством открытия сеанса
(пользователь указывает имя и подтверждает
свою личность вводом пароля); настройка
окружения (например, указание дополнительных
данных о себе, своих интересов).
В социальные
сети активно встраиваются технологии
коммуникации, например, в крупнейшей
социальной сети MySpace
уже есть возможность совершать звонки
по Skype, а также у этой социальной
сети есть большое количество
приложений[2].
В настоящее время, социальные сети предлагают своим пользователям следующие возможности:
Таким
образом, уровень развития социальных
сетей в мире почти достиг своего
пика, и в данный момент можно
чуть ли ни каждый день наблюдать появление
новых социальных сетей. Социальная сеть,
предоставляя широкий круг возможностей
пользователю, помогает решать различного
рода задачи в современном обществе.
Деятельность человека в Интернете , а в частности в социальных сетях, является новым видом деятельности, который сочетает в себе свойства различных традиционно выделяемых в психологии видов деятельности. И как любая деятельность, она имеет мотивационную основу. При изучении проблемы мотивации пользователя представляет интерес вопрос о том, что дает (или не дает) работа в социальной сети для развития личности человека и его общения с другими людьми. Этот вопрос относится к оценке психологических последствий работы в Интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Процесс оценивания субъектом прямых и побочных результатов его деятельности пользователя воздействует на мотивационную регуляцию. Критерием этого оценивания является степень соответствия результатов деятельности потребностям самого человека, то есть сопоставление желаемого и достигнутого. Эти оценки распространяются на последствия, которые данная деятельность имеет для самого человека - развивает его возможности, дает новые навыки, или, наоборот, не дает возможности для самореализации и саморазвития[5].
Среди исследователей мотивации пользователей социальных сетей следует отметить работу А.Е.Войскунского и О.Н.Арестовой[13]. Они приводят следующую классификацию мотивов пользователей социальной сети:
1. Деловой
мотив. Для большинства пользователей
работа в
социальных сетях является частью профессиональной
деятельности,
направленной на достижение конкретной
цели, т.е. результата. Это может
быть поиск конкретной информации, контакты
и взаимодействие с
определенным человеком, организация
работы какого-либо подразделения и так
далее. Ориентация на конкретный деловой
результат и служит индикатором наличия
так называемой деловой мотивации.
2. Познавательный
мотив. Этот мотив связан с получением
новых
знаний, он может иметь различные характеристики
в зависимости от
направленности познавательного интереса
пользователя. Предметом
познавательного отношения в компьютерных
сетях могут быть новые сервисные возможности,
различная гипертекстовая информация,
новые
люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые
образы.
3. Мотив
общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется
поиском новых знакомств, людей с близкими
интересами, обменом
мнениями, обретением нового круга друзей
и единомышленников. Он связан с естественной
для человека потребностью в обмене знаниями,
мнениями, эмоциями с себе подобными.
4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в компьютерных сетях служит индикатором корпоративной мотивации.
5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта.
6.
Мотив рекреации и игровой мотив. Игра
и рекреация занимают
важное место в жизни любого человека.
Помимо восстановления
функционального состояния работоспособности,
игра и рекреация является способом овладения
новыми видами деятельности, тренировкой
и проверкой своих возможностей, соревнованием.
В социальных сетях каждый пользователь
может найти тот вид игры, который ему
наиболее близок и интересен.
7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.
8. Мотив
самореализации и развития личности. Значительная
часть
пользователей осознает влияние социальных
сетей на собственную
личность и деятельность. Это влияние
касается развития познавательных
возможностей, игровой деятельности, особенностей
общения, формирования интересов личности.
Осознанное стремление к реализации и
развитию собственных возможностей (познавательных,
коммуникативных и т.д.) формирует мотив
развития личности. Это позволяет человеку
реализовывать свои творческие потенции,
дает возможность получить оценку своего
творчества со стороны значимых и компетентных
экспертов.
Выделенные типы мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды мотивационной направленности личности: продуктивную, социально-коммуникативную, познавательную, развивающую.
Данная
классификация показывает на уменьшение
веса мотивов делового и профессионального
характера в деятельности пользователей компьютерных
социальных сетей. Напротив, мотивы
коммуникативного, рекреационного направления,
мотивы личного общения приобретают все
большее значение в системе мотивационной
регуляции.
Глава 2. Особенности взаимодействия младшего подростка с социальной сетью
2.1 Психологические особенности младшего подросткового возраста
Младшим подросткам присущи свои возрастные особенности, которые мы обязаны учитывать при работе с ними.
Ученый-педагог А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:
Следует добавить, что младшие подростки драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут попасть под чужое влияние, попасть в уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Младшие подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют активность при выполнении классных, общественных поручений, при уборке кабинета, школьной территории и т.д. (что говорит о высокой физиологической энергии), правда эта активность может уступить место утомляемости. Желание сохранить тайны и секреты у них соседствует с неумением хранить эти тайны и секреты от окружающих, младшие подростки часто ябедничают друг на друга, начинают давать друг другу “прозвища”, которые сохраняются вплоть до окончания школы. У многих младших подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей (“я все могу сделать сам”), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным, чем он. Младшие подростки очень ранимы и обидчивы. Очень любят младшие подростки бравировать вещами, предметами, нарядами, которые есть только у них, но отсутствуют у остальных товарищей. Сейчас мы наблюдаем, как среди младших подростков идет разделение в классах на детей обеспеченных родителей и на детей из малообеспеченных семей (это особенно ярко проявляется в городах), на первое место ставится богатство, а не знания. Весьма активно в младшем подростковом возрасте идет формирование “малых групп”.[22]