Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние социальных сетей на поведение младшего подростка в классном коллективе.
Для младших подростков также характерно стремление к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте. Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых. Одним из важнейших моментов в личности младшего подростка является развитие самосознания, самооценки; возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой младшего подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству. В возрасте этом особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.[7]
Младший подростковый
возраст занимает важную фазу в общем
процессе становления человека как личности,
когда на основе качественно нового характера,
структуры и состава деятельности ребенка
закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность
в формировании нравственных представлений
и социальных установок.
2.2 Причины общения младших подростков в социальных сетях
Говоря
о гранях социальных сетей, подросток
видит в первую очередь: возможность
быть похожим на всех за счёт формы подачи
информации (одинаковые для всех окошки
аккаунтов "Вконтакте", "Одноклассники"
и других социальных сетей); возможность
отличаться ото всех за счёт содержания
(огромный выбор стилей оформления, музыкального
и видео наполнения, фотографий, аватарок,
размера и цвета букв, текстового наполнения,
игр). Таким образом, подросток находится
со всеми наравне, но в тоже время, имеет
огромный шанс отличатся от своих сверстников.
Ещё одна важная вещь, которая привлекает
младших подростков в пользовании социальной
сетью: доступность информации о других,
а также об их активности. Поразительная
простота нахождения контакта, которая
раньше достигалась долгим путём проб
и ошибок: очень легко было вдруг обнаружить
себя, любителя попсы, в компании заядлых
рокеров. На сегодняшний день понять, с
кем имеешь дело, очень просто — открой
его страничку. Девочки хвастаются нарядами
и лаком для ногтей, мальчики — мышцами
и велосипедами. Симпатии выражаются виртуальными
поцелуями, клипами и открытками в несчетном
ассортименте. Всё это настолько облегчает
процесс утверждения себя в стае, что становится
своеобразным наркотиком, как становится
наркотиком всё, что доставляет быстрое
удовольствие.[15]
Но современных подростков отличает то, что компьютер для них привычная и давно знакомая в обиходе вещь. Поэтому многие к старшим классам уже начинают программировать, рисовать в достаточно сложных графических программах и создавать свои сообщества по интересам.
Общение посредством интернета, а в частности социальных сетей, имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей И.Шевченко отмечает следующие :
1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.
2. Своеобразие
протекания процессов
3. Добровольность и желательность контактов . Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4. Затрудненность
эмоционального компонента
5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению . Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.[18]
Исходя из вышеназванных особенностей, вытекает проблема виртуальной идентичности младшего подростка. Восприятие человека человеком в интернете оказывается отделенным от базовых категорий социального познания, которые выражены во внешнем облике, таких, как пол, раса, возраст и принадлежность к определенному социальному слою. Это порождает феномен конструирования виртуальных личностей. В текстовой коммуникации в интернете люди часто создают себе так называемые "виртуальные личности», описывая себя определенным образом.[9] Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Псевдоним называется «nick» (от «nickname» - псевдоним) или «label» - «лейбл», «ярлык». Конечно, не все создают себе образ в интернете , отличный от реального образа и стиля поведения . Гипотетическим объяснением того, почему одни подростки конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть, степень социальной ригидности личности. Выделяется два основных типа социальной ригидности. Первый - это ролевая ригидность (или ригидность «Я» - концепции), которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, «упорствует в определенных видах ролевого поведения ». Второй - это диспозициональная ригидность (наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах).
Конструирование виртуальных личностей носит возрастной характер и связано с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное «Я» представляется подростку размытым. Конструирование виртуальных личностей в интернете – это отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений.
Среди причин обращения к социальным сетям как инструменту общения выделяют :
1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах . В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.
2. Возможность
реализации качеств личности, проигрывания
ролей, переживания эмоций, по
тем или иным причинам
Что касается стремления подростков к общению «он-лайн», то оно является нормативным явлением, удовлетворяющем потребность подростка в том ведущем виде деятельности, который соответствует возрастному периоду подростничества- это деятельность общения.[16] Благодаря такой своей особенности как анонимность, интернет позволяет подросткам , имеющим проблемы с общением в реальной жизни реализовать свою потребность в коммуникации виртуально. Подросткам, не испытывающим таких проблем в реальной жизни, интернет дает дополнительные возможности развития коммуникативных способностей.
Таким образом, видно, что социальные сети является новой социальной средой, в рамках которой появились новые средства, возможности для личностного развития человека. Особенную значимость социальная сеть может приобретать для тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения.
Глава
3. Экспериментальное
исследование по выявлению
влияния социальных
сетей на поведение
младшего подростка
в классном коллективе
3.1. Характеристика базы исследования
Экспериментальное
исследование проводилось на базе МОУ
СОШ №9 г.Архангельска в марте 2011 года
в 6 «а» классе. В классе 25 учащихся, в исследовании
принимало участие 22 человека, из них 13
мальчиков и 9 девочек в возрасте 12-13 лет.
3.2.Результаты исследования и их интерпретация
Целью нашего исследования было выявить влияние социальных сетей на поведение младшего подростка в классном коллективе, для этого были использованы следующие методы:
- метод социометрических измерений (социометрия), который позволяет выявить социальные статуса учащихся экспериментальной группы и проанализировать их межличностные отношения (Приложение 1);
- метод анкетирования, который позволяет выявить интерес учащихся экспериментальной группы к социальным сетям и проанализировать их личное отношение к современному развитию возможностей интернета (Приложение2);
- метод
наблюдения, который позволяет
Исследование проводилось на протяжении трёх недель, во второй половине учебного года. Для проверки гипотезы были проведены метод социометрии для выявления особенностей взаимоотношений и социального статуса каждого испытуемого в группе.
Полученные данные, в результате социометрии, представлены в приложении1.
На основании подсчётов мы определили статусные группы учащихся:
- «лидеры» - 0 человек (17-16 «+» выборов и 0 «-» выборов)
- «звёзды» - 2 человекa (11 «+» выборов)
- «принятые» - 8 человек (9-8 «+» выборов)
- «непринятые» - 14 человек (4-1 «+» выборов)
- «отверженные» - 1 человек ( о «+» выборов)
В результате было выявлено, что лидера в данном классе нет, а число «непринятых» превышает число «принятых». Отсутствие авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение детей, свидетельствует о том, что в данном классе большое количество «непринятых». В ходе исследования можно предположить, что в классе нет сформировавшегося коллектива, нет «сцепления» между детьми. Возможно это объясняется тем, что учащиеся в данном классе обучаются первый учебный год вместе. По причине неуспеваемости определенного количества учеников был сформирован специальный класс для их обучения, а остальные учащиеся были объединены в один классный коллектив на 2010-2011 учебный год.
Подсчитанные
проценты соотношения социальных статусов
учащихся можно проиллюстрировать
в виде диаграммы 1.
Примечание: 56%- непринятые, 32%- принятые, 0%-лидеры, 8%-звёзды, 4%- отверженные.
Из диаграммы
видно, что в группе большой процент
учащихся со статусом «непринятые» и
лишь 32% учащихся приняты группой.
Также для выявления личного интереса учащихся экспериментальной группы к социальным сетям мы использовали авторскую анкету «Социальные сети». Полученные данные, в результате анкетирования, представлены в Приложении2. Анализ полученных результатов анкетирования свидетельствует о том, что в социальной сети «Вконтакте» зарегистрировано 20 человек экспериментальной группы (91%), из них 5 человек также зарегистрированы в социальной сети «Fasebook» (23%) и еще 2 человека в социальной сети «mail.ru» (9%), а 2 человека экспериментальной группы не зарегистрированы в социальных сетях (9%).
По результатам анкетирования мы выявили, что главной целью посещения социальных сетей учащимися является общение и знакомство с новыми людьми. Выяснилось, что в большинстве случаев(65%) люди из списка друзей действительно друзьями не являются. Также по результатам анкетирования мы выявили, что 35% учащихся экспериментальной группы проводят в социальных сетях несколько часов в день, 25% учащихся заходят в социальные сети раз в неделю, а 40% младших подростков проводят в социальных сетях все свободное время. Также половина учащихся (50%) считают, что социальные сети способствуют их самовыражению.
С
помощью метода наблюдения
Проанализировав
полученные результаты по всем методам,
мы получили данные, которые позволяют
обобщить все результаты нашего исследования.
Учащиеся, которые зарегистрированы
в социальных сетях и активно посещающие
их имеют статус «принятых» и «звезд»
в классном коллективе, также группа этих
учащихся, по результатам наблюдения,
хорошо общаются между собой, коммуникативные,
но не стремятся к общению с другими одноклассниками,
на уроках отвлекаются, нарушая дисциплину
в классе. Также данная группа школьников,
по результатам наблюдения, посещает социальные
сети («Вконтакте», ICQ, «mail.ru») во время
учебного процесса (на уроках), тем самым
концентрируя свое внимание не на учебном
предмете. В число «непринятых» также
входят учащиеся, посещающие социальные
сети, но с меньшей активностью, при этом
их поведение в классном коллективе положительное:
не нарушают дисциплину, не отвлекаются,
свое внимание концентрируют на учебном
процессе. Также в «отвергнутых» оказался
человек, активно посещающий социальную
сеть «Вконтакте».