Пожилые люди как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектная. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . 3
Глава I Теоретический аспект пожилых людей как объекта социальной работы. . . . . . . . . . . . 5
1.1 Проблемы пожилых людей. . . . . . . . 5
1.1.1 Старость. . . . . . . . . . 8
1.1.2 Социальное положение и психологические особенности. . 10
1.1.3 Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте. . . . . . . . . . 14
1.2 Технология реабилитации пожилых людей. . . . . . 17
1.2.1 Социальная помощь и поддержка. . . . . . 20
1.2.2 Беседа с клиентом. . . . . . . . 28
Глава II Социальная работа с пожилыми людьми. . . . . 33
2.1 Анализ деятельности учреждений. . . . . . . 33
2.2 Геронтологический центр. . . . . . . . 35
2.2.1 Основные направления и организация деятельности Геронтологического центра. . . . . . . . . 35
Заключение. . . . . . . . . . . 40
Список литературы. . . . . . . . . . 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Можно рекомендовать  правительствам всех стран предпринять  следующие меры в области социальной поддержки пожилых людей19:

 

1) разработать национальную  политику в отношении престарелых,  тем самым укрепляя связь между  поколениями; 

2) поощрять благотворительные  организации; 

3) защитить пожилых  людей от экономических потрясений;

4) обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для престарелых;

5) полностью обеспечить  пожилого человека независимо  от места его проживания —  на родине или в другой стране.

В России в настоящее  время принят ряд федеральных  социальных программ, авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной программы «Старшее поколение» читаем, что этот документ впервые в истории России предлагает «решение проблем пожилых людей на качественно новом уровне». Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.

Изучению содержания пожилых людей в домах-интернатах в мире уделяется большое внимание. Этому посвящена серия исследований отечественных ученых. В США с 70-х гг. действуют «Омбудсмановские программы долгосрочного попечения». Практика подтверждает актуальность установки ООН на то, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», ибо в домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой — переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку, боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивость нервно-психического состояния, служит причиной подавленного настроения, неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики переживают полную деперсонализацию. Проживающие в домах-интернатах для престарелых в основном жалуются на качество ухода за ними, питание, нарушение их прав.

Приоритетное направление  социальной работы с пожилыми —  организация среды их обитания таким  образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь20.

Прекрасным примером удачного создания окружающего пространства для стареющих людей являются пешеходные зоны в центрах городов — не только потому, что люди должны пройти пешком выбранный маршрут, но и потому, что, находясь в пешеходной зоне, они иначе воспринимают окружающее пространство. Пешеход получает возможность не только наблюдать себе подобных людей, но и концентрировать свое внимание на архитектуре зданий, сопоставлять атмосферу центра города с его атмосферой в целом.

В городах России очень  мало мест, где можно просто посидеть (речь идет не о ресторанах и кафе, хотя и их в расчете на возможности  пожилых людей крайне мало). Это не пустое времяпровождение или отдых — это одновременно и «способ передвижения» для престарелых людей, и демонстрация автономной позиции. Места, где пожилой человек мог бы просто посидеть, желательно многовариантные, должны быть не только в тихих уголках города. Некоторые избегают многолюдных городских улиц и площадей, но есть и такие, для которых пребывание в толпе спешащих куда-то людей усиливает ощущение жизни, дает дополнительный эмоциональный заряд.

Другими стимулирующими элементами городского пространства являются его малая архитектура, деревья, ручьи или речки, создающие впечатление «дружественности уголков», укрепляющие чувство безопасности. Разумеется, среда обитания стареющих людей не сводима к городскому пространству.

Парадокс заключается  в том, что чем больше мы стараемся  помочь стареющим людям, тем меньше вероятность получения ими эффективной, профессиональной помощи, ибо страстное  желание помочь означает в конечном счете взятие на себя ответственности  за решение проблем пожилого человека, за его судьбу. Это форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной точки зрения. Пожилой человек, даже являясь клиентом социальной службы, — субъект, т.е. лицо, принимающее решение.

Важную роль в решении  подобного рода задач в настоящее время играют группы самопомощи. Самостоятельное объединение социально нуждающихся существовало в России издавна. «Склонность людей к взаимной помощи имеет такое отдаленное происхождение, — писал П. Кропоткин, — и она так переплетена со всею прошлою эволюцией человеческого рода, что люди сохранили ее вплоть до настоящего времени, несмотря на все превратности истории»21.

Группы самопомощи —  это небольшие, привязанные к  определенному месту группы, члены  которых, имея общие проблемы (потребности, которые они сообща решают), помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика, состоят из 5—7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует один из наиболее активных будущих ее членов или (реже) социальный работник, оказывающий им бытовую помощь. Каж­дый участник такой группы не только принимает, но и осуществляет помощь, актуализируя и развивая для этого собственные ресурсы. Цель работы в группе — смягчение влияния негативных явлений, а не полное их преодоление (что невозможно), поддержка человека, а не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным жизненным навыкам, а не полное отрицание прошлых норм жизни22.

Причины создания групп  самопомощи:

1) самореализация и развитие личности;

2) кризисная ситуация  или горе;

3) плохие социальные  условия, состояние здоровья, наличие  инвалидности;

4) принадлежность к  группе «изгоев», меньшинствам и  др.

На первый взгляд группы самопомощи аналогичны терапевтическим группам. Но при более подробном анализе их деятельности становится очевидным, что для групп самопомощи характерны самоуправление, а не управление со стороны профессионального работника, а также самопомощь.

Итак, человек ищет новые  формы помощи, ибо государственная помощь нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят, «сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы, которую они покидают, когда хотят.

Однако группы самопомощи не панацея от всех бед, и далеко не все проблемы могут быть решены с их помощью. По мнению специалистов Дании, группы такого рода «антипрофессиональны, дают своим членам костыль и изолируют  их от общества», их помощь недостаточна, эффективность их деятельности не документирована, носит эксклюзивный характер, излишне авторитарна, в группах не соблюдается договор о неразглашении и др.

 

1.2.1 Социальная  помощь и поддержка

 

Основными направлениями  социальной работы с пожилыми людьми в условиях современного общества являются социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка, при этом, направлена на создание условий и возможностей, необходимых для самореализации пожилого человека в новом социально-демографическом качестве23.

Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:

  • совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;
  • совершенствование системы пенсионного законодательства и системы социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества;
  • обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав со стороны работодателей;
  • создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественные организации и союзы);
  • адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых супружеских пар;
  • формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на всех уровнях его организации;
  • оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам лиц старческого возраста с низким уровнем благосостояния и нарушенными социальными контактами;
  • социальная реабилитация пожилых и старых людей, создание условий, повышающих их социальную активность;
  • формирование политики социальной защиты в отношении пожилых и старых людей;
  • разработка превентивных программ по устранению отрицательных последствий и старости;
  • проведение социальных экспериментов с целью получения объективно подтвержденных результатов для создания банка данных по улучшению жизненных условий и материального благополучия старых людей.

Основной целью социальной поддержки пожилых людей должно стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.

Социальная помощь –  это деятельность по полному или  частичному решению ряда социальных проблем пожилого человека соответствующими организациями, учреждениями и специалистами. Для её реализации применяются следующие основные формы социальной помощи пожилым людям.

     1.Социальное  обслуживание, то есть, обеспечение  пожилого человека всем необходимым в денежной или натуральной форме, в виде конкретных услуг. Оно может осуществляться на дому, в домах и Центрах дневного пребывания или в условиях стационара и быть срочным, единовременным, решающим какую-либо насущную проблему, или систематическим, осуществляющимся на длительной или постоянной основе.

      2.Социальные  услуги, представляющие собой конкретизацию  системы социального обслуживания  на индивидуальном, личностном уровне. Чаще всего, пожилые люди нуждаются  в таких социальных услугах как социально-медицинские, социально-бытовые, социально-правовые или социально-психологические.

И социальная поддержка, и социальная помощь пожилым людям  реализуются в социальной практике на таких основных уровнях, как макроуровень и микроуровень социальной работы.

Макроуровень – это  меры, принимаемые на уровне государства  и общества по отношению к пожилым  людям как к одной из социальных общностей. Основными его элементами являются:

     - формирование  социальной политики с учётом  интересов пожилых людей;

     - разработка  и реализация соответствующих  социальных федеральных программ;

     - формирование  системы социально-экономической  поддержки пожилых людей;

     - подготовка специалистов  для работы с ними.

Микроуровень социальной работы с пожилыми людьми – это меры, принимаемые конкретными лицами и структурами в отношении отдельного пожилого человека с учётом его личных особенностей, социального окружения, возможностей конкретного специалиста. Оба эти уровня постоянно взаимодействуют между собой в реальной социальной практике, дополняя, конкретизируя, а, иногда, и компенсируя друг друга.       Грамотно и квалифицированно организованная социальная работа с такой сложной категорией населения, как пожилые люди, предполагает соблюдение ряда основополагающих принципов, таких как принцип государственных гарантий, доступности социальных услуг и равных возможностей их получения, личного согласия на получение социальной помощи, индивидуального подхода к её организации, доверительности и конфиденциальности.

В настоящее время для общества и государства актуальной является задача совершенствования и развития как системы организаций и учреждений, работающих с пожилыми людьми, в том числе, и негосударственных, так и совершенствование направлений и способов деятельности уже существующих структур.

Особую актуальность и значимость приобретает обеспечение  социальной защищенности членов общества, реализация целостной системы законодательно закрепленных экономических, юридических  и социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической и духовной.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетом из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.

Совершенствование пенсионного  обеспечения является одним из важнейших  направлений обеспечения в современных  государствах.

Россия стремится вступить в Европейский совет, а для  этого ей необходимо обеспечить своих граждан определенным объемом социальных услуг государства и лучшей социальной защитой. В частности, она обязана:

    • дать возможность пожилым гражданам как можно дольше оставаться полноценными членами общества путем: а) обеспечение достаточными средствами для достойного проживания и активного участия в общественной, социальной и культурной жизни; б) предоставление информации о службах и учреждениях для пожилых и предоставляемых ими услугах;
    • дать возможность пожилым выбирать условия проживания и вести самостоятельную жизнь в привычных условиях столь долго, сколько они пожелают путем: а) предоставления жилья в соответствии с их потребностями и состоянием здоровья и б) медицинского обслуживания.

Группы пожилых людей, требующих первоочередной поддержки  со стороны общества.

I. Ветераны и инвалиды  Великой Отечественной войны.

II. Одинокие граждане  преклонного возраста.

Информация о работе Пожилые люди как объект социальной работы