Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности и основных направлений позитивизма в социологии, а так же определение его характерных черт.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Рассмотреть сущность позитивизма в социологии, а так же изучить ее основоположников;
Изучить основные виды позитивизма в социологии;
Определить место позитивизма в российском обществе;
Выявить степень влияния позитивизма на практику социологических исследований.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Позитивизм в социологии…………………………………………………5
Основоположники и сущность позитивизма………………………..5
Виды позитивизма в социологии…………………………………...11
Глава 2. Роль позитивистской социологии в истории общества………………..20
2.1. Место позитивизма в российском обществе……….………………20
2.2. Влияние позитивизма на практику социологических
исследований………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы ………………………………………………………………...34
Содержание стр.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Позитивизм в социологии…………………………………………………5
Глава 2. Роль позитивистской
социологии в истории общества………………..20
2.1. Место позитивизма в российском обществе……….………………20
2.2. Влияние позитивизма на практику социологических
исследований………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………...34
Формирование буржуазной социологии как особой дисциплины во многом происходило под воздействием позитивистской философии, образующей ее идейно-теоретическую основу.
Позитивизм в социологии был первым направлением, которое сложилось в XIX в. Его суть заключалась в формировании новой системы знаний об обществе на основе применения методов и законов естественных наук. Позитивизм является одним из ведущих направлений в социологии, сыгравших большую роль в ее становлении и развитии. Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.
Аналитика социологического позитивизма существенным образом восполняет социологическую картину общественной жизни, и без него невозможно целостное представление о таком феномене как динамика современной социологии.
Актуальность темы объясняется, с одной стороны, тем неуклонно растущим интересом к социологической теории позитивизма, изучение которых значимо с точки зрения усвоения ее динамичности, принципов инвариантности и вариабельности, а, с другой стороны, он связан с необходимостью анализа истории социологической науки, которая является важным содержанием социологии. Так же становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII - начале XIX века. Именно в это время было выделено понятие «позитивизм». Зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.
Целью курсовой работы является изучение сущности и основных направлений позитивизма в социологии, а так же определение его характерных черт.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Объектом курсовой работы является позитивизм в социологии.
Предметом работы является сущность и виды позитивистской социологии, а так же ее влияние на историю общества.
В первой главе курсовой работы раскрывается сущность позитивизма в социологии, ее основные виды, а так же ее основоположники. Во второй главе определяется место позитивистской социологии в российском обществе, ее влияние на практику социологических исследований. В заключении делается вывод о том, как решены поставленные в работе задачи.
ГЛАВА 1. ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
В этой главе раскрывается сущность позитивизма, рассматриваются ее основные виды. Подробнее говорится о трудах основоположника позитивизма. В первом пункте рассматриваются определения понятия «позитивизм», определяются характерные черты позитивизма, его сущность, описывается вклад Огюста Конта в появлении направления позитивизм. Во втором пункте определяются и характеризуются основные виды позитивизма в социологии, описываются вклады представителей в развитие позитивизма.
Позитивизм представляет собой философское направление, в котором с большой, порой даже чрезмерной, силой подчеркивается ценность позитивного, научного знания по сравнению с идеологическими утопиями и философскими умозрениями.
На это указывает и название данного философского течения, которое восходит к латинскому слову «positivus» — положительный.
Для того чтобы описать сущность позитивизма, необходимо рассмотреть определения этого понятия в различных словарях.
Социологический словарь определяет
позитивизм как социально – философское
направление, характеризующееся стремлением
исходить из «позитивного», т.е. данного,
фактического, устойчивого, несомненного,
чтобы создать «позитивную
Философский словарь дает следующую
трактовку определения: позитивизм
- парадигмальная гносео-методологическая устано
Википедия определяет позитивизм как философское
учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником
истинного, действительного знания эмпирические исследован
Психологический словарь: позитивизм - убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний; с его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые связаны с применением научных методов [19].
Принимая во внимание разнообразие трактовок, с учетом общих выделяемых признаков, можно определить позитивизм как направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.
Родоначальником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798–1857), основные идеи которого были изложены в работах «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии» и «Система позитивной политики».
Рассматривая историю
Но что же такое наука? Для Конта главным в науке являются факты — твердые, несомненные, устойчивые данные. Основное дело науки — собирать эти факты и систематизировать их. Религия видит в мире проявление божественной воли, философия ищет причины чувственно воспринимаемых вещей и событий в сфере не воспринимаемых, умопостигаемых сущностей. Но все рассуждения о причинах, полагает Конт, как религиозные, так и философские, весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой фиксацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин. «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов; другими словами — в замене слова „почему“ словом „как“» [13].
Отсюда основным методом научного познания оказывается наблюдение, а главной функцией науки — описание: «Со времен Бэкона все здравомыслящие люди повторяют, что истинны только те знания, которые могут опираться на наблюдения» [11].
Стремление Конта освободиться
от умозрительных спекуляций и опереться
на очевидное, надежное знание имело
под собой почву. Идеи французских
просветителей XVIII века привели в
конечном итоге к революционному
потрясению Франции и кровавым наполеоновским
войнам, длившимся почти четверть
века. Учение Гегеля о том, что развитие
природы обусловлено
Развитию естествознания, или «положительной науки», по О.Конту, способствует применение научного метода, единого для всех специальных наук. Его разработка осуществляется внутри самой науки, а не в философии, как это было раньше, поэтому и сам новый метод не считается уже философским, он составляет здание самой науки, рождается из нее. Само же развитие науки бесконечно, ничем не ограничено, является постоянным накоплением и приумножением новых знаний [2].
О.Конт расположил науки в порядке перехода от более общего, относительно легко изучаемого и точного знания, к частному, более трудному для исследователей. В результате определились две группы наук: теоретические и прикладные. В свою очередь, теоретические науки он также поделил на абстрактные (общие) и конкретные. К абстрактным наукам О.Конт отнес математику, астрономию, физику, химию, физиологию и социологию. Расположение наук здесь не случайно: каждая следующая опирается на предшествующие. Принципу трех стадий подчинены все области истории человеческой культуры: гражданское общество, развитие политических отношений, становление специальных наук, познание и т.д [2].
Конт разъяснял, что слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений:
1) реальное в противоположность химерическому;
2) полезное в противоположность бесполезному;
3) достоверное в противоположность сомнительному;
4) точное в противоположность смутному;
5) положительное в
Позитивную науку об обществе Конт назвал сначала социальной физикой, а позднее социологией, объясняя необходимость введения нового термина не пристрастием к созданию неологизмов, а необходимостью создания специальной дисциплины, посвященной позитивным исследованиям фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Он подчеркивал, что социология должна быть теоретической дисциплиной в отличие от описательной «социальной физики» А. Кетле. Превращение социологии в позитивную науку завершало систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии развития человеческого ума и человеческого общества. Это означало, по мысли Конта, настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой прошлых эпох [18].
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано. Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа» [18].
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии [18].