Позитивизм и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности и основных направлений позитивизма в социологии, а так же определение его характерных черт.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
Рассмотреть сущность позитивизма в социологии, а так же изучить ее основоположников;
Изучить основные виды позитивизма в социологии;
Определить место позитивизма в российском обществе;
Выявить степень влияния позитивизма на практику социологических исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Позитивизм в социологии…………………………………………………5
Основоположники и сущность позитивизма………………………..5
Виды позитивизма в социологии…………………………………...11
Глава 2. Роль позитивистской социологии в истории общества………………..20
2.1. Место позитивизма в российском обществе……….………………20
2.2. Влияние позитивизма на практику социологических
исследований………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы ………………………………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ист.социологии.docx

— 73.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание    стр.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Позитивизм в социологии…………………………………………………5

    1. Основоположники и сущность позитивизма………………………..5
    2. Виды позитивизма в социологии…………………………………...11

Глава 2. Роль позитивистской социологии в истории общества………………..20   

            2.1.   Место позитивизма в российском обществе……….………………20

2.2.   Влияние позитивизма на практику социологических

        исследований………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………….32

Список литературы ………………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование буржуазной социологии как особой дисциплины во многом происходило под воздействием позитивистской философии, образующей ее идейно-теоретическую основу.

Позитивизм в социологии был первым направлением, которое сложилось в XIX в. Его суть заключалась в формировании новой системы знаний об обществе на основе применения методов и законов естественных наук. Позитивизм является одним из ведущих направлений в социологии, сыгравших большую роль в ее становлении и развитии.   Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.

Аналитика социологического позитивизма  существенным образом восполняет социологическую  картину общественной жизни, и без  него невозможно целостное представление  о таком феномене как динамика современной социологии.

Актуальность темы объясняется, с одной стороны, тем неуклонно растущим интересом к социологической теории позитивизма, изучение которых значимо с точки зрения усвоения ее динамичности, принципов инвариантности и вариабельности, а, с другой стороны, он связан с необходимостью анализа истории социологической науки, которая является важным содержанием социологии. Так же становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII - начале XIX века. Именно в это время было выделено понятие «позитивизм». Зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.

Целью курсовой работы является изучение сущности и основных направлений позитивизма в социологии, а так же определение его характерных черт.

 Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

    1. Рассмотреть сущность позитивизма в социологии, а так же изучить ее основоположников;
    2. Изучить основные виды позитивизма в социологии;
    3. Определить место позитивизма в российском обществе;
    4. Выявить степень влияния позитивизма на практику социологических исследований.

Объектом курсовой работы является позитивизм в социологии.

Предметом работы является сущность и виды позитивистской социологии, а так же ее влияние на историю общества.

В первой главе курсовой работы раскрывается сущность позитивизма в социологии, ее основные виды, а так же ее основоположники. Во второй главе определяется место позитивистской социологии в российском обществе, ее влияние на практику социологических исследований. В заключении делается вывод о том, как решены поставленные в работе задачи.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

 

В этой главе раскрывается сущность позитивизма, рассматриваются  ее основные виды. Подробнее говорится  о трудах  основоположника позитивизма. В первом пункте рассматриваются определения понятия «позитивизм», определяются характерные черты позитивизма, его сущность, описывается вклад Огюста Конта в появлении направления позитивизм.  Во втором пункте определяются и характеризуются основные виды позитивизма в социологии, описываются вклады представителей в развитие позитивизма.

 

    1. Основоположники и сущность позитивизма

 

Позитивизм представляет собой  философское направление, в котором  с большой, порой даже чрезмерной, силой подчеркивается ценность позитивного, научного знания по сравнению с идеологическими  утопиями и философскими умозрениями.

На это указывает и название данного философского течения, которое  восходит к латинскому слову «positivus» — положительный.

Для того чтобы описать сущность позитивизма, необходимо рассмотреть  определения этого понятия в  различных словарях.

Социологический словарь определяет позитивизм как социально – философское  направление, характеризующееся стремлением  исходить из «позитивного», т.е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, чтобы создать «позитивную социальную теорию», свободную от умозрительных  метафизических объяснений, доказательную  и общезначимую, основанную на методологии, свойственную естественным наукам [17].

Философский словарь дает следующую  трактовку определения: позитивизм - парадигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос позитивизма заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом [16].

Википедия определяет позитивизм как философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования [18].

Психологический словарь: позитивизм - убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний; с его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые связаны с применением научных методов [19].

Принимая во внимание разнообразие трактовок, с учетом общих выделяемых признаков, можно определить позитивизм как направление философии, зародившееся в 30-е – 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Родоначальником позитивизма считается  французский философ Огюст Конт (1798–1857), основные идеи которого были изложены в работах «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии» и «Система позитивной политики».

Рассматривая историю человеческого  познания и умственное развитие отдельного индивида, Конт пришел к убеждению, что человеческий интеллект проходит три стадии развития. «В силу самой  природы человеческого разума, — пишет он, — всякая отрасль наших познаний неизбежно должна в своем движении пройти последовательно три различные теоретические состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное, наконец, состояние научное, или позитивное». Когда-то люди объясняли явления окружающего мира с помощью мифа и религии, затем человеческий разум возвысился до философского (метафизического) объяснения; сейчас, в XIX веке, философское объяснение должно уступить место научному познанию мира. Отсюда вытекает негативное отношение к философии, характерное для позитивизма: философия уже сыграла свою роль в развитии человеческого познания и должна уступить место науке. С этим же связана и высокая оценка науки и научного подхода: только наука способна дать позитивное знание о мире, она должна охватить все сферы человеческой деятельности и обеспечить им прочное основание [11].

Но что же такое наука? Для  Конта главным в науке являются факты — твердые, несомненные, устойчивые данные. Основное дело науки — собирать эти факты и систематизировать их. Религия видит в мире проявление божественной воли, философия ищет причины чувственно воспринимаемых вещей и событий в сфере не воспринимаемых, умопостигаемых сущностей. Но все рассуждения о причинах, полагает Конт, как религиозные, так и философские, весьма недостоверны, поэтому надежнее всего ограничиться простой фиксацией фактов, не занимаясь спекулятивными размышлениями насчет их возможных причин. «Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов; другими словами — в замене слова „почему“ словом „как“» [13].

Отсюда основным методом научного познания оказывается наблюдение, а  главной функцией науки — описание: «Со времен Бэкона все здравомыслящие люди повторяют, что истинны только те знания, которые могут опираться на наблюдения» [11].

Стремление Конта освободиться от умозрительных спекуляций и опереться  на очевидное, надежное знание имело  под собой почву. Идеи французских  просветителей XVIII века привели в  конечном итоге к революционному потрясению Франции и кровавым наполеоновским войнам, длившимся почти четверть века. Учение Гегеля о том, что развитие природы обусловлено саморазвитием  абсолютного духа, находилось в резком противоречии с научным подходом к изучению природы. Все это порождало  подозрительное отношение ко всяким идеям, выходящим за пределы того, что доступно простому и надежному  наблюдению. Это отношение и выразил  в своей философии О. Конт. Именно поэтому позитивизм получил широкое распространение в среде ученых [12].

Развитию естествознания, или «положительной науки», по О.Конту, способствует применение научного метода, единого для всех специальных наук. Его разработка осуществляется внутри самой науки, а не в философии, как это было раньше, поэтому и сам новый  метод не считается уже философским, он составляет здание самой науки, рождается  из нее. Само же развитие науки бесконечно, ничем не ограничено, является постоянным накоплением и приумножением  новых знаний [2].

О.Конт расположил науки в порядке  перехода от более общего, относительно легко изучаемого и точного знания, к частному, более трудному для  исследователей. В результате определились две группы наук: теоретические и  прикладные. В свою очередь, теоретические  науки он также поделил на абстрактные (общие) и конкретные. К абстрактным наукам О.Конт отнес математику, астрономию, физику, химию, физиологию и социологию. Расположение наук здесь не случайно: каждая следующая опирается на предшествующие. Принципу трех стадий подчинены все области истории человеческой культуры: гражданское общество, развитие политических отношений, становление специальных наук, познание и т.д [2].

Конт разъяснял, что слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений:

1) реальное в противоположность химерическому;

2) полезное в противоположность  бесполезному;

3) достоверное в противоположность сомнительному;

4) точное в противоположность смутному;

5) положительное в противоположность  отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать) [3, C.290].

Позитивную науку об обществе Конт назвал сначала социальной физикой, а позднее социологией, объясняя необходимость введения нового термина  не пристрастием к созданию неологизмов, а необходимостью создания специальной  дисциплины, посвященной позитивным исследованиям фундаментальных  законов, свойственных общественным феноменам. Он подчеркивал, что социология должна быть теоретической дисциплиной  в отличие от описательной «социальной  физики» А. Кетле. Превращение социологии в позитивную науку завершало систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии развития человеческого ума и человеческого общества. Это означало, по мысли Конта, настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой прошлых эпох [18].

Позитивисты объединили логический и  эмпирический методы в единый научный  метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано. Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа» [18].

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке  неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты  перенесли на всю философию в  целом. Так возникла идея очищения науки  от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии [18].

Информация о работе Позитивизм и его разновидности