Показатели отчуждения в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования социологии отчуждения обусловлена недостаточной изученностью негативных и позитивных проявлений этого процесса в контексте современной российской социальной реальности. Текучая социальная реальность современных обществ обусловливает необходимость в изучении социологией новых форм и видов отчуждения, механизмов его возникновения. Российское общество по-прежнему включено в глобализационные процессы, что также обусловливает актуальность изучения отчуждения с точки зрения появления его новых видов и форм, являющихся результатом трансформации общества.
Данная проблема имеет множество направлений, проекций и дискурсов в философии, социологии, психологии и экономике. Однако, несмотря на этот факт, всё еще остаётся в ряду малоизученных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность отчуждения 6
Глава 2. История развития взглядов на отчуждение 10
2.1. К.Маркс как основатель социологии отчуждения 10
2.2. Отчуждение и формы его проявления по Веберу 12
2.3. Проблема отчуждения в теории Г. Зиммеля 17
2.5. Проблема отчуждения в работах Э. Фромма 21
2.5. Франкфурсткая школа социологии об отчуждении 25
Глава 3. Показатели отчуждения в современном российском обществе 30
Заключение 37
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs_rabota_Sots-gia_otchuzhd-ya_ot_Marxa_do_Mark.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Критическая теория Франкфуртской школы оказалась весьма полезной для социологии. Ее представители обосновали в теоретическом плане необходимость осмысления тенденций мирового развития, формирования и развития разнообразных типов личности и культуры. В данном ей анализе современных типов общества акцентировалось внимание на том, чего не должно быть — прежде всего, явлений, носящих антигуманистический и антиличностный характер.

 
 

 

Глава 3. Показатели отчуждения в современном российском обществе

Наемный труд требует косвенного измерения и эквивалентного возмещения, т.е. объективно рассматривается индивидом как отношение личного обладания. Необходимость соблюдения эквивалентности возмещения ("справедливость") трудовых затрат требует самозащиты силами самих трудящихся (профсоюзы). Это положение в рамках категорий отчуждения можно охарактеризовать как состояние "нейтрального отчуждения" (когда труд и зарплата взаимно развивают друг друга, а оба вместе развивают капитал). Это противоречие естественно для современных индустриальных обществ.

Законодательное разрешение этого вопроса в России проведено ныне в основном в пользу работодателей (ликвидировано даже министерство труда, призванное оказывать корректирующее воздействие на это противоречие). Подвергаются усиленной социально-экономической эксплуатации, прежде всего, трудовые "гастарбайтеры", приезжающие на заработки из стран бывшего СССР.

"Социальный  откат" к капитализму, происшедший  в годы перестройки, углубил социальное  расслоение, усилив социальное отчуждение. Ныне в социальной структуре  общества насчитывается до пяти  слоев (во взрослом населении страны): элита, верхний, средний, базовый слои, социальное "дно". Их соотношение: 5:11: 49: 30: 5 [12].

Социально-экономическое отчуждение выражается в показателях дифференциации доходов: в начале 1980 гг. денежные доходы 20% наиболее обеспеченных советских семей превышали доходы 20% наиболее бедных немногим более чем в два раза, ныне это соотношение составляет 7 - 9 раз. Разрыв в доходах полярных социальных групп в 2000 г. составлял 30 раз - уровень отсталых стран Африки. В России в короткий срок появились 720 миллиардеров. Среди депутатов Госдумы и в Совете Федерации - соответственно 40 и 90 долларовых миллиардеров; трое из них - губернаторы ("Труд", 2006, 11 февраля). Наглядно это видно в росте протестных движений, особенно развившихся в период криминального "накопления первоначального капитала" (эпоха Ельцина). Характерно, что на эти годы падает и пик психических расстройств в стране: в 2005 г. уровень психических расстройств с начала 1990 гг. увеличился в 11,5 раза. Доля освобожденных от призыва в армию ввиду этого составила 22,4% от общего числа призывников [12]. В последнее десятилетие, следует отметить, все же произошло уменьшение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Демократизация общества привела к серьезному ослаблению отчуждения человека (сужение сфер деятельности КГБ, расширение прав и свобод граждан, утрата государством абсолютного доминирования в экономике), но увеличило отчуждение между людьми и их группами, прежде всего экономического, приобретающее разрушительный характер. Дальнейшее ужесточение жизненной борьбы может привести к возрождению в стране осознанной и организованной классовой борьбы. Внедрение социального партнерства позволит избежать обострения социально-экономических и политических противоречий. «Проф. Осадчая Г. И. отмечает "полное отчуждение" между слоями населения (изучались три города Подмосковья). Существует разительное отличие между данными, полученными несколько лет назад, и сейчас - усиливается индивидуализм. Даже победа принципа социального партнерства не сможет устранить основного противоречия между трудом и капиталом. Наступает эпоха компромиссов» [12].

"Отрешение  от деятельности" происходило  в России ввиду резкого сокращения  промышленного производства в  годы реставрации капитализма (до 75 % предприятий сократили свое производство) вызвало рост безработицы (до 13,3% в 1998 г., причем средний срок поиска работы возрос с 5,7 до 9,1 месяца) [3, с. 94]. Обнищание значительной части населения сопровождалось снижением его экономической и правовой защищенности.

В России существует политическое отчуждение, эпизодически принимающее враждебный характер. В своем поведении государство в целом выступает как "совокупный капиталист". Общественные группы различаются коренными интересами, и это неравенство требует применения государством единой меры (закон) к различным группам. Демократия означает, прежде всего, процедурное соблюдение равенства. Равенство перед законом есть иллюзорное (формальное) равенство; необходима целая историческая полоса для преодоления такого положения. «Преодоление политического отчуждения связано с ликвидацией самоотчуждения, обусловленной исчезновением политики при взаимодействии социальных групп. Главное для этого - повышение жизненного уровня и культуры населения на основе социальной политики государства, но с помощью наиболее активной группы работодателей в лице бизнес-сообщества» [12].

В современной ситуации у лиц наемного труда деформирована целостность структуры деятельности, они лишены такой ее органической части как поиск решений в своем социально-экономическом поведении и профессиональной ориентации, выбора и ответственного выполнения своих функций, что и определяет установку работника на "внешнюю целесообразность труда". Социализм дал исторически значимый пример вовлечения людей труда в процесс управления (советская власть означает советоваться... и построение власти означало "Советы снизу доверху"). Российский же капитал не допускает наемных работников к управлению. Профессионализм в этой сфере - менеджериализм - часто прикрывает непрозрачность в вопросах прибыли, что ведет к неоправданному обогащению предпринимателей, к возрождению протестных движений. Результат отражения в массовом сознании такого неравенства можно измерить: индекс терпимости людей к материальному расслоению, к отличию одного человека от другого (соседа) в рамках "богатство-бедность" в США достигает цифры 100 и больше раз, в Швеции - до десяти, в России - только до 3 - 4 (данные локальных исследований). Превышение привычного индекса терпимости ведет к напряженности в социальных отношениях.

В период перестройки произошел распад суперэтноса "советский народ" на отдельные этносы, образовавшие свои национальные государства. Процесс возрождения самосознаний этносов сопровождался конфликтами. Этот феномен - этническое отчуждение - развивался и внутри каждой нации. Двоякий процесс - отчуждение и единение - говорит о противоречивости процесса национального самосознания, где исторически, как показывает практика европейских государств, побеждает идея толерантности, признание прав нацменьшинств.

Поведение интеллигенции отделившихся наций, охваченной эйфорическим возбуждением чувства национального самосознания, сопровождалось возникновением волны ксенофобии, ведущей к агрессивности. В ряде республик бывшего СССР воз никли режимы правления кланового, семейно-родственного характера, что усилило процесс отторжения граждан от политической власти. Преодоление отрицательных последствий межнациональной напряженности требует толерантности, настойчивости, прежде всего в ведении диалогов между интеллигенциями разных наций, т.к. знание по своей природе интернационально.

Из пяти констант социального существования человека: труда, любви, доминирования, игры и смерти, подвержены отчуждению, возникающему в социальном соперничестве, в жизненной борьбе. «Доминация индивида в социальной жизни превращается в господство над другими при обладании капиталом ввиду постепенного превращения денег в абсолютную ценность. И если социальная жизнь диктует индивидам способ действий, который наиболее эффективно приводит к цели в данных условиях, то люди обычно выбирают линию своего поведения, исходя из этого диктата. Общество, построенное на принципах доминирования, господства одних над другими, открывает дорогу к всеобщему насилию» [12].

Наиболее сложной оказалась проблема выделения явлений отчуждения и самоотчуждения в духовной области. Существование между сознанием, массовой и общественной ментальностью и действительными условиями субъекта жизни различного рода фетишей, религиозных, социальных мифов и предрассудков создает духовный климат для закрепления социального неравенства. Говоря о преодолении отчуждения такого рода, точнее самоотчуждения, можно сделать вывод, что человек, выражаясь классическим языком, должен быть "не только в себе", но и "для себя". Такое состояние сознания и души человека приходит на смену принудительному примату коллективизма, социоцентризма. Одновременно, однако, создаются и объективные основания для формирования эгоцентризма, цинизма и "несчастного сознания" (Гегель), что ведет к консервативности, т.е. к воспроизводству идейного обоснования реального господства одних социальных групп над другими, поддержания status-quo и отрицания идеи развития, общественного прогресса.

Демократизация общественной жизни часто сопровождается манипулированием сознанием людей. Процедурный характер избирательной системы усиливает возможности манипуляции, формально уравнивая граждан. Масс-медиа такой демократии склонны формировать фальшивые образы, скрывая истинное лицо кандидата на выборную должность ("Все продается и покупается..."). Лоббирование законов "для своих", коррумпированность бюрократии, казнокрадство усиливают отчуждение граждан от власти. Но иного пути эволюционного, т.е. мирного, преодоления отчуждения нет. Преодоление отчуждения в духовной области совпадает с естественными надеждами (развивающимися потребностями) большинства граждан современных развитых государств.

Постмодернизм через целый понятийный аппарат пытается объяснить процесс "чтения" реальности людьми: природу мышления - через языковые (знаковые) формы. Осмысление (познание) действительности сводится к чтению знаков. Наступает "смерть" предметности (развеществление мира). Несмотря на отказ человеку-индивиду в самостоятельности мышления, это направление, по-своему объясняющее духовную жизнь современных европейцев, казалось многообещающим. Однако происходит замена закабаленности человека вещами уходом его в мир символов, социальных масок, поиском себя ("Я", самость) через чередование множества масок. Перед нами картина попыток преодолеть человеком отчуждение от самого себя, "возврата" к себе, к "подлинному Я". Такие попытки характерны для поэтов, художников, чувствующих колебания реальности. Но они могут явиться лишь "партизанами" действительности, т.е. будоражащей, но не решающей силой в преодолении отчуждения.

Человек, вступая в информационное общество, обнаружил свою уязвимость и даже беззащитность от потока идей, индуцирующих массовые психозы. Исследования феномена психической заразительности показывают: содержание "заразной" идеи, ее ничтожность или, наоборот, ее величие, ее ложность или справедливость решающего значения для поведения массы не имеют. Доверчивость человека ныне, в условиях ужесточения жизненной борьбы, становится опасной для его жизни и здоровья, носит элементы отчуждения человека от самого себя. Спасительное сомнение по отношению к иррациональным идеям и лозунгам, внушениям и заражениям есть функция образования, гуманистического воспитания и самовоспитания личности. В системе понятий отчуждения фиксируется усиление самоотчуждения человека, движущегося под действием внешних сил к состоянию враждебного отчуждения к себе, т.е. к девальвации идентичности со своими овеществленными силами (материальными, моральными и политическими ценностями).

Освобождение социальных наук от диктата требований бюрократически организованного "идеологического обеспечения" функционирования социалистического общества привело к парадоксальному результату: с одной стороны, социальные науки, расширив поле своих изысканий, безусловно, обогатились новыми знаниями за счет, в основном, трансплантации существующих на Западе теорий. С другой - они, ввиду возникшей плюральности в понимании социальных процессов, перешли лишь к формированию объяснительных схем, зачастую противоречащих друг другу, и в связи с этим лишились функции экспертизы со стороны социального, государственного управления. «Можно утверждать, что социальные науки сегодня работают "вхолостую", результаты их не востребованы обществом (социологически оформленные избирательные технологии не в счет, ибо они по определению находятся по ту сторону "добра и зла" и вне социальной науки). Проще, социальные науки сейчас в основном лишь по-разному интерпретируют действительность, но не могут, возможно, ввиду неустоявшегося характера процессов, обнаружить в них истинные тенденции, обозначить общий вектор развития страны и мира. Лишь обращение к фундаментальным теориям общественного развития, выдержавшим испытание временем, обращение с целью интерпретации в рамках такой теории событийного ряда текущей реальности может возродить спрос управления на теорию. К ряду таких теорий относится теория отчуждения человека и его преодоления» [12].

 

 

 

 

Заключение

Итак, в социологии принято считать, что «отчуждение описывает одновременное субъективное ощущение потери смысла жизни, изолированности, подконтрольности, а также объективное явление разрушения каких-то социальных институтов или структур» [20].

Понятие отчуждения труда фиксирует совокупность негативных социальных явлений, сопровождающих отношения между участниками процесса труда. При этом под результатом понимается не только непосредственный продукт труда и вознаграждение за труд как часть стоимости этого продукта. Речь идет о более широком понимании результатов труда как совокупности всех социальных условий, воспроизводимых и существующих благодаря труду как общественному явлению и самой трудовой деятельности. Если работник не в состоянии влиять на комплекс условий своей деятельности и использовать ее результаты в своих интересах, то труд для него становится тем, от чего лучше избавиться и что необходимо терпеть.

Отчуждение - это объективный социальный процесс, присущий классово антагонистическому обществу и характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Истоки отчуждения — в антагонистическом разделении труда и частной собственности. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда.

Информация о работе Показатели отчуждения в современном российском обществе