Поликультурность как фактор повышения эффективности образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:37, реферат

Краткое описание

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной школы — образование в контексте поликультурности. Уточняется понятие «поликультурное образование», выделяются его цели и задачи в качестве фактора повышения эффективности отечественного образования.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, культурологический подход к образованию, культурное самоопределение личности, культурно-образовательная среда, поликультурное образовательное пространство.

Вложенные файлы: 1 файл

06_статья_Полянкиной_в_Сиби.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Поликультурность как фактор повышения эффективности образования

Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск

Полянкина Софья Юрьевна, соискатель кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск

Polyculturality as a factor in increasing effectiveness of education

Аннотация: В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной школы — образование в контексте поликультурности. Уточняется понятие «поликультурное образование», выделяются его цели и задачи в качестве фактора повышения эффективности отечественного образования.

Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, культурологический подход к образованию, культурное самоопределение личности, культурно-образовательная среда, поликультурное образовательное пространство.

 

Интенсивно проходящие в последние десятилетия геополитические процессы не могли не повлиять на гуманитарную сферу деятельности человека. Глобальная интеграция стала одной из причин осознания поликультурности как важнейшего свойства современной  социальной реальности. Процессы глобализации ведут к обновлению и возрождению различных  культур и языков культуры путём увеличения числа интегральных связей, способствующих взаимопониманию участников культурного полилога. Смена представлений о мире, в свою очередь, требует соответствующего пересмотра взглядов на человека, его развитие и образование. Образование и воспитание в современном мире становятся основным интегрирующим фактором и условием развития личности, а интеграционные процессы в воспитательных системах выполняют функции по освоению мировой культуры, трансляции социального и индивидуального опыта, способствуют выработке единого мировоззрения, основанного на принципах гуманизма, организуют человечество в единую взаимосвязанную систему.

Так как человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже нескольких культур, взаимодействие с ними требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Проблема «встречи культур» всё чаще обнаруживает себя в структуре совершенно разных по характеру, содержанию и направленности социокультурных практик (художественно-творческих, нравственных, религиозных и т.д.), особенно в образовании [7; 23]. Мы полностью солидарны с А. Ю. Белогуровым, полагающим, что стремление «замкнуть» личность в монокультурном пространстве неизбежно обернется дальнейшим культурным шоком, который в   психологическом плане представляет собой  конфликт различных культурных норм и ориентаций на уровне индивидуального сознания [3].

Анализ справочной литературы показал, что понятия поликультурность и поликультурализм являются синонимичными, а следовательно взаимозаменяемыми. Однако, Большая современная энциклопедия по педагогике предлагает называть реализацию идей культурного плюрализма в образовании поликультурализмом. Автор-составитель энциклопедии Рапацевич Е. С. под поликультуризмом в образовании понимает «построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола иди возраста» [20 , с. 444]. Принципы поликультурности предполагают возможность ведения диалога и способность личности к интеграции в другие культурные модели — способность принять чужую культуру как свою.

С учётом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. В частности, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства [14]. Основным методом проектирования и развития образования в условиях поликультурности и полиязычия становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог культур, способствующий культурному самоопределению личности.

Бондаревская Е. В. рассматривает образование в качестве особого типа гуманистической культуры, в основе которой лежит представление о педагогической действительности как о культурообразующей среде, в центре которой находится личность ребёнка, познающего и творящего культуру через диалогическое общение, обмен смыслами, создание произведений индивидуального и коллективного творчества [4]. Данный подход подразумевает создание культурных сред и условий для свободного и эффективного культурного самоопределения и самореализации ребёнка. Также в настоящее время на первый план выдвигается идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей общечеловеческих  ценностей. Крылова Н. Б. отмечает, что культурная парадигма образования должна ориентироваться на развитие универсальных культурных умений обучающихся посредством особых культурных практик — повседневных способов самоопределения и самореализации. К культурным практикам относят «всё разнообразие исследовательских, социально ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий» [15, с. 135]. В основе любой культурной практики  можно выделить три последовательных уровня усвоения определённого аспекта культуры: когнитивный (знание правил, норм, традиций, условий продуктивной деятельности), эмоционально-ценностный (проявление эмоционально-ценностного отношения к явлению культуры) и практически-деятельностный (актуализация полученных знаний в реальной практической деятельности)  [12]. При этом нужно особо отметить, что практика ребёнка становится истинно культурной тогда, когда она открывает возможности для его личной инициативы, обретения личностных смыслов и создания образцов и творческих продуктов деятельности на основе  осваиваемых культурных норм. В подтверждение данного положения приведём слова А. Я. Данилюка о том, что человеком культуры может считаться тот, кто овладел методами воссоздания культур определённых типов, кто может генерировать новую культуру, находясь в межкультурном пространстве, на гранях разных культур [8] Таким образом, основной задачей культурологического подхода к образованию является развитие у обучающихся способности самоопределению в мире культуры и к культурогенезу.

 В рамках настоящей статьи рассматривается одно из направлений культурологического подхода — поликультурное образование. Отечественная педагогическая наука в настоящий момент находится на стадии теоретического осмысления проблем поликультурного образования, а его концептостроение проходит синкретическую фазу. Анализ соответствующих исследований показывает, что само понятие «поликультурное образование» трактуется учёными неоднозначно.

Данный термин является калькой сформированного в западной интеллектуальной культуре в 1970-е годы понятия «мультикультурное образование» (multicultural education – англ., éducation multiculturelle — фр., Erziehung multikulturell — нем.). В Международной энциклопедии образования оно рассматривается как педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку [25].

Анализ теоретических работ, посвящённых проблеме поликультурного образования в России показывает, что большинство отечественных исследователей подразумевают под мультикультурным или поликультурным образованием то, что по сути является полиэтническим образованием (О. В. Аракелян, А. Ю. Белогуров, Л. В. Колобова, М. Н. Кузьмин, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Г. В. Палаткина, А. А. Соколова, Л. Л. Супрунова и др.) [2; 3; 13; 16; 22; 17]. Соответственно, в данном контексте перед системой общего образования ставятся следующие задачи: формирование у обучающихся представлений как о собственной культуре, так и о культуре других народов России, умений налаживать эффективную коммуникацию с представителями разных национальностей, рас, вероисповеданий; создание условий для интеграции учащихся в культуру других народов; воспитание позитивного отношения к культурным различиям.

Однако, как показывает опыт претворения данных идей в жизнь в странах Запада, полиэтническое образование, способствующее гармонизации отношений между этническими или национальными группами, отнюдь не всегда решает проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в её границах — к различным социокультурным группам, имеющим разную культурную идентичность (политическую, половую, религиозную, возрастную и т. д.). Иными словами, полиэтническое образование является более узким понятием, нежели поликультурное образование [9; 24].

На основании определения терминов «поликультурное общество» (множество социокультурных групп) и «мультикультурное сообщество» (множество этнокультурных групп, имеющих единое социокультурное ядро) [1, с. 45—46], нам видится, что термин «мультикультурное» образование соответствует широко распространённому в нашей стране его пониманию в контексте многообразия этнокультур с преобладанием культуры титульного этноса, т. е. русской культуры (единое социокультурное ядро), а термины «поликультурное» и «многокультурное» образование определяют более обширные понятия, учитывающие другие типы культур помимо этнического: социальный, гендерный, религиозный, профессиональный, территориальный, лингвокультуры, культуру граждан с альтернативными способностями и т. п.

Какие же цели ставит перед собой образование в контексте поликультурности? Как замечает большинство исследователей поликультурного образования, его сформулированной в самом общем виде целью является «подготовка молодёжи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды» (В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова, 1999) [17].

На наш взгляд, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: культурного самоопределения личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к поликультурному окружению; развития навыков межкультурного общения.

На основании этого можно выделить следующие группы задач образования в контексте поликультурности:

  1. Личностно-развивающие, предусматривающие создания условий для эффективного самоопределения личности в культуре, проявляющегося в актуализации национального самосознания и социального выбора человека, владеющего языками культуры и применяющего их в процессе освоения и сохранения культурных ценностей в целях осознания смысла человеческого бытия и самореализации.

Культурное самоопределение личности трактуется профессором Н. Е. Буланкиной как предельное проявление национального самосознания, социальной идентичности, социального и профессионального выбора сфер приложения жизненных сил человека. Оно начинается с языковой самореализации, следующей за постижением смыслов, заложенных в культурных реалиях. Таким образом человек формирует собственное полиязыковое пространство в процессе диалога, в ходе которого интерпретируются факты культуры. Культурное самоопределение личности в пространстве языков культуры, как творческий процесс, протекает на протяжении всей её жизни и выражается через подобный диалог.

Автор данной теории рассматривает культурное самоопределение как:

  • процесс приобщения человека к языкам культуры, что находит отражение в индивидуальной полиязыковой культуре личности;
  • ведущий критерий повышения эффективности полиязыковго образовательного пространства, что также выражается в уровне сформированности  индивидуальной полиязыковой культуры (от адаптивного до интегративного уровня) и в продуктивности взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • важнейшее проявление национального самосознания, социальной идентичности, что, в свою очередь, обусловливает социальный выбор сфер приложения жизненных сфер человека [6]. 

Ключевой предпосылкой для эффективного культурного самоопределения как важнейшего проявления национального самосознания, социальной идентичности и профессионального выбора является языковая активность личности, проявляющаяся в ситуациях полифонического взаимодействия с представителями иных культурных сообществ.

  1. Содержательные, ориентированные на формирование индивидуального тезауруса личности, обогащение его концептами, характеризующими современную социокультурную ситуацию. Проблемы реализации данной группы задач обусловлены тем, что Г. В. Елизарова называет «естественностью» восприятия собственной культуры, проявляющейся в том, что поскольку члены одного культурного сообщества бессознательно воспринимают конкретную культуру и разделяют её постулаты, постольку у них просто не возникает необходимости обсуждать явления или характеристики культуры. «В результате, - пишет она, - носители культуры не владеют вокабуляром для обсуждения культурных сущностей и проблем, возникающих в ходе межкультурного общения» [10, с. 166]. Соответственно, одной из задач поликультурного образования состоит в расширении концептосферы обучающихся соответствующими культурными концептами для осознания и описания современной социокультурной ситуации и многообразия типов культур (этнический, социальный, гендерный, религиозный, профессиональный, территориальный, лингвокультура, культура граждан с альтернативными способностями и т. д.) и обогащении их речевого репертуара речевыми стратегиями для обсуждения явлений культуры.
  2. Эмоционально-ценностные, помогающие ученику сформировать своё отношение ко всему «иному». Многие учёные видят ключевой задачей поликультурного образования, относящейся к этой группе, формирование толерантного отношения обучающихся к представителям других культур [13; 19]. Согласно словарю иностранных слов, толерантность (от латинского tolerantia — терпение) означает терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо [21, с. 498]. Мы считаем, что терпимость и снисходительность не будут способствовать продуктивному межкультурному общению, поскольку само понятие уже предполагает превосходство субъекта, испытывающего данные чувства. В связи с этим, нам импонирует подход Г. Д. Дмитриева, рассматривающий обучение толерантности неотъемлемым, но лишь начальным уровнем в становлении поликультурной личности. На данном уровне происходит развитие у индивида терпимости к культурным различиям и либерального отношения к ним, а также формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов. Второй уровень понимания и принятия другой культуры предполагает изучение культурных различий и оказание поддержки носителям другой культуры. Третий уровень характеризуется формированием у обучающихся уважения и высокой оценки культурных различий, в то время, как на высшем четвёртом уровне происходит утверждение культурных различий посредством участия в различных культурных практиках, предполагающее активную позицию участников межкультурного общения. [9, с. 40-47]
  3. Практические, предусматривающие овладение умениями и навыками межкультурного общения, способами деятельности в поликультурном обществе и приобретение опыта межкультурного взаимодействия (в том числе, преодоления межкультурных противоречий и конфликтов).  Следует отметить, что именно умения и навыки межкультурной коммуникации позволяют обучаемым осознать факт, что язык, сознание, культура и менталитет являются звеньями одной цепи, поэтому незнание культурно-обусловленного подтекста может привести к межкультурным недоразумениям, конфликтам, напряженности, проявлениям интолерантного поведения.

Информация о работе Поликультурность как фактор повышения эффективности образования