Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 16:37, реферат
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной школы — образование в контексте поликультурности. Уточняется понятие «поликультурное образование», выделяются его цели и задачи в качестве фактора повышения эффективности отечественного образования.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, культурологический подход к образованию, культурное самоопределение личности, культурно-образовательная среда, поликультурное образовательное пространство.
Поликультурность как фактор повышения эффективности образования
Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских наук, заведующий кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
Полянкина Софья Юрьевна, соискатель кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
Polyculturality as a factor in increasing effectiveness of education
Аннотация: В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной школы — образование в контексте поликультурности. Уточняется понятие «поликультурное образование», выделяются его цели и задачи в качестве фактора повышения эффективности отечественного образования.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, культурологический подход к образованию, культурное самоопределение личности, культурно-образовательная среда, поликультурное образовательное пространство.
Интенсивно проходящие в последние десятилетия геополитические процессы не могли не повлиять на гуманитарную сферу деятельности человека. Глобальная интеграция стала одной из причин осознания поликультурности как важнейшего свойства современной социальной реальности. Процессы глобализации ведут к обновлению и возрождению различных культур и языков культуры путём увеличения числа интегральных связей, способствующих взаимопониманию участников культурного полилога. Смена представлений о мире, в свою очередь, требует соответствующего пересмотра взглядов на человека, его развитие и образование. Образование и воспитание в современном мире становятся основным интегрирующим фактором и условием развития личности, а интеграционные процессы в воспитательных системах выполняют функции по освоению мировой культуры, трансляции социального и индивидуального опыта, способствуют выработке единого мировоззрения, основанного на принципах гуманизма, организуют человечество в единую взаимосвязанную систему.
Так как человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже нескольких культур, взаимодействие с ними требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Проблема «встречи культур» всё чаще обнаруживает себя в структуре совершенно разных по характеру, содержанию и направленности социокультурных практик (художественно-творческих, нравственных, религиозных и т.д.), особенно в образовании [7; 23]. Мы полностью солидарны с А. Ю. Белогуровым, полагающим, что стремление «замкнуть» личность в монокультурном пространстве неизбежно обернется дальнейшим культурным шоком, который в психологическом плане представляет собой конфликт различных культурных норм и ориентаций на уровне индивидуального сознания [3].
Анализ справочной литературы показал, что понятия поликультурность и поликультурализм являются синонимичными, а следовательно взаимозаменяемыми. Однако, Большая современная энциклопедия по педагогике предлагает называть реализацию идей культурного плюрализма в образовании поликультурализмом. Автор-составитель энциклопедии Рапацевич Е. С. под поликультуризмом в образовании понимает «построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола иди возраста» [20 , с. 444]. Принципы поликультурности предполагают возможность ведения диалога и способность личности к интеграции в другие культурные модели — способность принять чужую культуру как свою.
С учётом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующие направления развития образования. В частности, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, ограничения социального неравенства [14]. Основным методом проектирования и развития образования в условиях поликультурности и полиязычия становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог культур, способствующий культурному самоопределению личности.
Бондаревская Е. В. рассматривает
образование в качестве особого типа гуманистической
культуры, в основе которой лежит
представление о педагогической действительности
как о культурообразующей среде, в центре
которой находится личность ребёнка, познающего
и творящего культуру через диалогическое
общение, обмен смыслами, создание произведений
индивидуального и коллективного творчества
[4]. Данный подход подразумевает создание
культурных сред и условий для свободного
и эффективного культурного самоопределения
и самореализации ребёнка. Также в настоящее время на
первый план выдвигается идея поликультурности,
сохранения многообразия культур при
принятии большинством людей общечеловеческих
ценностей. Крылова Н. Б. отмечает, что
культурная парадигма образования должна
ориентироваться на развитие универсальных
культурных умений обучающихся посредством
особых культурных практик — повседневных
способов самоопределения и самореализации.
К культурным практикам относят «всё разнообразие
исследовательских, социально ориентированных,
организационно-
В рамках настоящей статьи рассматривается одно из направлений культурологического подхода — поликультурное образование. Отечественная педагогическая наука в настоящий момент находится на стадии теоретического осмысления проблем поликультурного образования, а его концептостроение проходит синкретическую фазу. Анализ соответствующих исследований показывает, что само понятие «поликультурное образование» трактуется учёными неоднозначно.
Данный термин является калькой сформированного в западной интеллектуальной культуре в 1970-е годы понятия «мультикультурное образование» (multicultural education – англ., éducation multiculturelle — фр., Erziehung multikulturell — нем.). В Международной энциклопедии образования оно рассматривается как педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку [25].
Анализ теоретических работ, посвящённых проблеме поликультурного образования в России показывает, что большинство отечественных исследователей подразумевают под мультикультурным или поликультурным образованием то, что по сути является полиэтническим образованием (О. В. Аракелян, А. Ю. Белогуров, Л. В. Колобова, М. Н. Кузьмин, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Г. В. Палаткина, А. А. Соколова, Л. Л. Супрунова и др.) [2; 3; 13; 16; 22; 17]. Соответственно, в данном контексте перед системой общего образования ставятся следующие задачи: формирование у обучающихся представлений как о собственной культуре, так и о культуре других народов России, умений налаживать эффективную коммуникацию с представителями разных национальностей, рас, вероисповеданий; создание условий для интеграции учащихся в культуру других народов; воспитание позитивного отношения к культурным различиям.
Однако, как показывает опыт претворения данных идей в жизнь в странах Запада, полиэтническое образование, способствующее гармонизации отношений между этническими или национальными группами, отнюдь не всегда решает проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в её границах — к различным социокультурным группам, имеющим разную культурную идентичность (политическую, половую, религиозную, возрастную и т. д.). Иными словами, полиэтническое образование является более узким понятием, нежели поликультурное образование [9; 24].
На основании определения терминов «поликультурное общество» (множество социокультурных групп) и «мультикультурное сообщество» (множество этнокультурных групп, имеющих единое социокультурное ядро) [1, с. 45—46], нам видится, что термин «мультикультурное» образование соответствует широко распространённому в нашей стране его пониманию в контексте многообразия этнокультур с преобладанием культуры титульного этноса, т. е. русской культуры (единое социокультурное ядро), а термины «поликультурное» и «многокультурное» образование определяют более обширные понятия, учитывающие другие типы культур помимо этнического: социальный, гендерный, религиозный, профессиональный, территориальный, лингвокультуры, культуру граждан с альтернативными способностями и т. п.
Какие же цели ставит перед собой образование в контексте поликультурности? Как замечает большинство исследователей поликультурного образования, его сформулированной в самом общем виде целью является «подготовка молодёжи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды» (В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова, 1999) [17].
На наш взгляд, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров: культурного самоопределения личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к поликультурному окружению; развития навыков межкультурного общения.
На основании этого можно выделить следующие группы задач образования в контексте поликультурности:
Культурное самоопределение личности трактуется профессором Н. Е. Буланкиной как предельное проявление национального самосознания, социальной идентичности, социального и профессионального выбора сфер приложения жизненных сил человека. Оно начинается с языковой самореализации, следующей за постижением смыслов, заложенных в культурных реалиях. Таким образом человек формирует собственное полиязыковое пространство в процессе диалога, в ходе которого интерпретируются факты культуры. Культурное самоопределение личности в пространстве языков культуры, как творческий процесс, протекает на протяжении всей её жизни и выражается через подобный диалог.
Автор данной теории рассматривает культурное самоопределение как:
Ключевой предпосылкой для эффективного культурного самоопределения как важнейшего проявления национального самосознания, социальной идентичности и профессионального выбора является языковая активность личности, проявляющаяся в ситуациях полифонического взаимодействия с представителями иных культурных сообществ.
Информация о работе Поликультурность как фактор повышения эффективности образования