Цели и задачи поликультурного
образования реализуются в рамках
поликультурного образовательного пространства
(В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк,
2004) с учётом образовательных возможностей
культурно-образовательной среды (Э. В. Загвязинская,
2007).
Культурно-образовательная
среда представляет собой совокупность
социальной, культурной и образовательной
среды, которая имеет не суммарный характер,
а приобретает качественно иной содержание,
выступая той неравновесной системой,
в которой индивид осуществляет собственную
социальность и индивидуальность; пространство,
где осуществляется социокультурное воспроизводство
общности. Данная позиция актуализируется
в культурологическом подходе к образованию.
Автор термина особо подчёркивает, что
культурно-образовательные среды должны
быть адекватны культурным потребностям
населения и «культурному возрасту реципиентов
образовательных услуг» [11]. Такие среды
должны отличаться гуманистической направленностью
образования, чтобы человек становился
субъектом собственной жизнедеятельности,
был способен к самоорганизации, выбору
и ответственности за него.
Поликультурное
образовательное пространство, по признанию автора его прогностической
модели О. В. Гукаленко, отнюдь не замыкается
на специально созданных и предназначенных
для воспитания и образования подрастающего
поколения учреждениях (детские сады,
школы, училища, техникумы и т.д.), но включает
также социальные системы и явления (люди,
предметный мир, общественные процессы,
средства массовой информации, ведущие
идеи, ценностные ориентации, всё то, что
обусловливает глубокие изменения в поликультурном
обществе). В его рамках реализуется процесс,
основная цель которого – создание условий,
обеспечивающих защиту и поддержку развития
каждой личности. В соответствии с этим
автор модели предлагает внедрять методы
и технологии, способствующие индивидуально-личностному
подходу в социальном становлении, адаптации
человека в интеркультурную образовательную
среду посредством различных социокультурных
практик: 1) активизирующих процессы самопознания,
саморазвития, способствующей развитию
механизмов рефлексии; 2) направленных
на выявление важнейших потребностей
субъектов образования и проблем по организации
процесса педагогического взаимодействия;
3) направленных на поиск средств и форм
адаптации, защиты и поддержки личности
консультативного, информационного и
практического характера [5].
Завершая рассматривать актуальные
аспекты отечественного образования в
контексте поликультурности, подчеркнём, что мы разграничиваем понятия
«мультикультурное образование» и «поликультурное
образование», трактуя последнее как образование
в русле культурологического подхода,
призванное:
- способствовать культурному
самоопределению личности, проявляющегося
в актуализации национального самосознания
и социального выбора человека, владеющего
языками культуры и применяющего их в
процессе освоения и сохранения культурных
ценностей в целях осознания смысла человеческого
бытия и самореализации;
- обогатить концептосферы обучающихся соответствующими культурными
концептами для осознания и описания современной
социокультурной ситуации и многообразия
типов культур (этнический, социальный, гендерный,
религиозный, профессиональный, территориальный,
лингвокультура, культура граждан с альтернативными способностями и т. д.), а их речевой репертуар — коммуникативными стратегиями
для обсуждения явлений культуры;
- утвердить культурные различия
обучающихся посредством участия в различных
культурных практиках, предполагающих
активную позицию участников межкультурного
общения;
- сформировать у обучающихся
умения и навыки межкультурного общения,
ознакомить их со способами деятельности
в поликультурном обществе и помочь приобрести
опыт межкультурного взаимодействия.
На наш взгляд, образование в контексте поликультурности
выступает прогрессивным и перспективным
веянием в современной педагогической
теории, обладающим потенциалом повышения
эффективности современного образования,
т. к. оно является отражением гуманистической
направленности процессов глобализации:
способствует самоопределению личности
в культуре, развитию адаптационных и
творческих качеств личности в условиях
поликультурного социума и многообразия
информационных потоков.
Список использованных материалов:
- Абрамова, М. А. Мировоззренческие предпосылки формирования
в России мультикультурного сообщества.
// Философия образования. — 2008. —№2.
— с. 44 — 50.
- Аракелян, О. В. Поликультурное
образование: сущность и содержание. — М.: Грааль, 2001. — 80 с.
- Белогуров, А. Ю. Идея поликультурности в образовательном процессе
/ А. Белогуров ; А. Белогуров // Высшее образование
в России. — 2005. — № 3. — С. 109—112. — Библиогр.: с. 112 (5 назв. ).
- Бондаревская, Е. В. Единое образовательное
пространство Северного Кавказа как среда
воспитания человека культуры и нравственности
// Интеграция культур в смылосозидающем
образовании: Материалы всероссийской
конференции. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. — 225 с.
- Борисенков, В. П. Поликультурное
образовательное пространство России
: история, теория, основы проектирования : монография / В.
П. Борисенков, О. В. Гукаленко , А. Я. Данилюк
; ред. И. Д. Святская ; РАО, Междунар. славянская
акад. образования. — Москва ; Ростов-на-Дону
: РГПУ, 2004. — 576 с.
- Буланкина, Н. Е. Философия эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом
образовательном пространстве. // Сибирский
учитель. — 2003. — №4. — с. 10—15.
- Быховская И. М. Личность в условиях
встречи культур: векторы и некоторые
методологические основания анализа проблемы.
/ И. М. Быховская // Личность в социокультурном измерении:
история и современность. — М.: «Индрик»,
2007. — с. 13— 21.
- Данилюк, А. Я. Принцип культурогенеза
в образовании / А. Я. Данилюк ; А. Я. Данилюк
// Педагогика. — 2008. — № 10. — с. 3—8.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование — М.: Народное образование, 1999. — 208 с.
- Елизарова, Г. В. Культура и обучение
иностранным языкам. — СПб.: КАРО, 2005. — 352 с.
- Загвязинская, Э. В. Культурно-образовательная среда и социально-педагогическое проектирование / Э. В. Загвязинская // Личность в социокультурном
измерении: история и современность. -
М.: «Индрик», 2007. — с. 250—254.
- Зарецкая, И. И. Культурологический аспект в пространстве непрерывного образования / И. И. Зарецкая // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М.: «Индрик»,
2007. — с. 223—227.
- Колобова, Л. В. Поликультурное образование как педагогический феномен. // Вестник ОГУ. — 2006. — №6. — с. 28—32.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. : Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р.
- Крылова, Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике. / Н. Б. Соколова // // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М.: «Индрик», 2007. — с. 132—139.
- Кузьмин, М. Н. Образование в
условиях полиэтнической и поликультурной
России. // Педагогика.— 1999. — № 6. — с. 3—11.
- Макаев, В. В., Малькова, З. А., Супрунова, Л. Л. Поликультурное
образование − актуальные проблемы современной
школы // Педагогика.— 1999. — № 4. — с. 3—10.
- Менская, Т. Б. Поликультурное образование: Программы и методы. // В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М.: 1993.
— с. 56 – 69.
- Палаткина, Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. — 2002. — №5. — с. 41—47.
- Педагогика: Большая современная
энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич — Мн.: «Соврем. Слово»,
2005. — 720 с.
- Словарь иностранных слов. —14-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1987. — 608 с.
- Соколова, А. А. Поликультурное образование как одно из условий получения качественного современного образования// Педагогическое образование. — 2009. — №1. — с. 83 —
93.
- Розин, В. М. Социальные практики
как условие становления и развития личности.
/ В. М. Розин // // Личность в социокультурном
измерении: история и современность. -
М.: «Индрик», 2007. — с. 21—29
- Этнические группы сибирского мегаполиса: взаимодействие
культур, особенности поликультурного
и национального образования. — Новосибирск: Изд-во АртИнфоДата, 2003. — 176 с.
- The International Encyclopedia of Education. Vol.7. — Oxford: Pergamon Press. 1994.— P. 3963