Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа
Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп (классов, наций и т.д.). Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей, с созданием условий производственной деятельности людей, обеспечении необходимого уровня жизни всех слоёв населения, решении проблем здравоохранения, образования и социального обеспечения. В данной сфере происходит регулирование всего комплекса отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Это достигается за счет социальной политики государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие социальной политики 5
1.2. Понятие и характерные черты социального государства 10
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА 90-Х ГОДОВ 16
2.1. Социальные проблемы начала 90-х 16
2.2. Социальные задачи государства 17
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА 2000-Х ГОДОВ 21
3.1. Направления социальной политики современного российского
государства 21
3.2. Рекомендации социальной политики государства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Оглавление
Введение
Социальная сфера –
это сфера взаимоотношений
Рассмотрим цели социальной политики:
- достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
- обеспечение эффективной
занятости населения,
- гарантия конституционных
прав граждан в области труда,
социальной защиты населения, о
- переориентация социальной
политики на семью,
- существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе социальной политики государства.
Предмет исследования – теоретические разработки в области социальной политики государства.
Целью работы является изучение приоритетных направлений деятельности социального государства.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи;
1.Выявить сущность социальной политики государства ;
2.Изучить
социальную политику
3.Рассмотреть социальную
политику российского
Глава 1. Сущность социальной политики государства
1.1. Понятие социальной политики
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.
В Российской Федерации
финансируются федеральные
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (статья 39 пункт 3).
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.
Рис. 1 Направления социальной политики
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики
социального страхования, устан
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства.
Социальная политика государства проявляется как определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между группами населения, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Любое государство должно обеспечивать хотя бы минимум социальных гарантий, закрепленных нормативными установками и условиями, направленными на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей. Реализация социальных гарантий осуществляется через социальное управление, представляющее собой один из видов управления в обществе, функции которого заключаются в регулировании социального положения всех участников общественной жизни, в обеспечении их развития как субъектов общественных отношений. Социальная политика зависит от возлагаемых на нее функций, уровня разработки, целевой аудитории, сферы осуществления.
Реализация социальной политики осуществляется через систему социальной защиты и поддержки населения.
Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Таким образом, в социальной защите нуждаются все без исключения население страны.
Одним из инструментов социальной поддержки населения является социальная помощь, которую можно определить как систему социальных мер, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления и смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной адаптации в обществе.
В целом, в области социальной политики участвуют два субъекта: государство, предприятие. В зависимости от ситуации каждый из них берет на себя решение той или иной части вопроса. Наиболее целесообразно функции социальной защиты осуществлять на государственном уровне, а функции социальной поддержки возложить на нижний уровень.
В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.
Проводимые в настоящее время реформирование социальной сферы, реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищной политике и сельском хозяйстве направлены на повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах является возможность граждан пользоваться системой разнообразных услуг: информационных, правовых, транспортных, культурных, образовательных, медицинских и т. д.
Институт социальных услуг, невзирая на особый интерес, проявляемый к нему со стороны государства, общества, правовых норм, пока остается недостаточно изученным юридической наукой. Имеющиеся исследования можно условно разделить на две группы: в рамках первой группы изучаются права той или иной категории российских граждан на получение бесплатных социальных услуг, в рамках второй — анализируются гражданско-правовые основы оказания услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры. Продолжающийся процесс замены льгот денежными компенсациями породил всплеск интереса к первой группе исследований, в то время как недостаточность финансирования государственных гарантий в социальной сфере потребовала дополнительного изучения возможностей институтов гражданского общества в реализации социальной политики.
Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа а развитии социального государства —- государства социальных услуг {С. В. Калашников}, так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства (В. Е. Чиркин).
По мнению В. Е. Чиркина, задачи по предоставлению социальных услуг населению в какой-то мере государство выполняло всегда. Действительно, если рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства потребность общества в институте, способном решать «общие дела», то следует признать, что деятельность государства по строительству дорог, установлению связи между различными частями страны, ликвидации последствий природных и иных катаклизмов — это деятельность, имеющая выраженную социальную направленность. Можно спорить о причинах, по которым оказывались эти услуги, но следует признать, что они отвечали интересам большинства.
Теоретики «государства благоденствия» еще во второй половине ХХ в. выделили причины, по которым государство оказывает гражданам определенные виды услуг. Во-первых, это незаинтересованность частного бизнеса в оказании ряда услуг ввиду отсутствия материальной прибыли и их высокой стоимости. Во-вторых, в этих услугах заинтересовано все общество, поэтому они должны быть оказаны обязательно. В-третьих, природа этих услуг требует наличия значительных ресурсов, не только финансовых, но и организационных, властных.
Оказание этих услуг на первых порах осуществлялось не путем непосредственной деятельности специальных государственных структур (их просто не существовало), а путем самостоятельной активности или целенаправленного привлечения государством общественных институтов, таких как церковь, общественные самоуправляющиеся организации, самоорганизация отдельных слоев населения (больничные кассы), частных лиц.
Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. СССР (правопреемницей которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина. Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
1.2. Понятие и характерные черты социального государства
XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому «либеральному государству» или «государству - ночному сторожу».
Сторонники доктрины либерализма (А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие) рассматривали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства.
Назначение государства
Материальная поддержка
- оказание помощи слабому рассматривалось как вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к «снижению качества» генофонда человечества;
- поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это по сути означает изъятие частной собственности.
С семидесятых годов XIX в. подобные взгляды постепенно были признаны устаревшими, не отвечающими реалиям и потребностям жизни общества, и в мировоззрении людей и в политике государства с большим трудом, постепенно, но укреплялась идея социального государства как инструмента заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.
Термин «социальное государство» достаточно широко употреблялся в трудах дореволюционных российских теоретиков права, при этом существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось.
Законодательно идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности.
В 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство».