Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа
Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп (классов, наций и т.д.). Функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей, с созданием условий производственной деятельности людей, обеспечении необходимого уровня жизни всех слоёв населения, решении проблем здравоохранения, образования и социального обеспечения. В данной сфере происходит регулирование всего комплекса отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Это достигается за счет социальной политики государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие социальной политики 5
1.2. Понятие и характерные черты социального государства 10
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА 90-Х ГОДОВ 16
2.1. Социальные проблемы начала 90-х 16
2.2. Социальные задачи государства 17
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА 2000-Х ГОДОВ 21
3.1. Направления социальной политики современного российского
государства 21
3.2. Рекомендации социальной политики государства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества, либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.
Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных. В их интересах устанавливаются государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации. В свою очередь проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны. Его участие в перераспределении экономических благ - это черта, характерная и для социального и для социалистического государства. В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Однако история показывает на примере тоталитарных режимов, что игнорирование требований связанности государства правом при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям, не позволяющим считать данные государства правовыми.
Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления и интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса).
В основе социального государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей. Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условие для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.
Поскольку государство представляет собой территориальный публично – правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства. Природа государственной власти – в охране прав и свобод человека и гражданина, в обеспечении гражданского мира и согласия.
Социальное назначение государства заключается в том, что это такая организация политической власти, призванная представлять общие интересы населения. Деятельность государства направлена на решение общесоциальных проблем. Управляя делами общества, государство стремится к стабильности и гармоническому развитию общества, к обеспечению социального компромисса и правопорядка. Еще Цицерон писал, что «государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций
социального государства
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.
Глава 2. Социальная политика российского государства 90-х годов
2.1. Социальные проблемы начала 90-х
С начала 90-х гг. российская социальная политика претерпела резкие перемены. Противодействие старому режиму сократило планирование из центра в пользу рынков и децентрализованного демократического управления. Однако перемены достались дорогой ценой тяжелых социальных потрясений. Инфляция привела к обнищанию наиболее уязвимых слоев населения - женщин, детей и пожилых людей и подорвала положение работников общественного сектора, таких как врачи и учителя. Классические социальные проблемы - эпидемии, алкоголизм, проституция и преступность - вышли на первый план, в то время как уровень рождаемости упал, а уровень смертности повысился. Давление на социальные службы возросло, а инфляция и уклонение от налогов снизили поступления в государственную казну; администрация и правопорядок утратили авторитет.
Но выбор политики
весьма ограничен. Абсолютное отсутствие
поддержки социального
С административной и правовой точек зрения, наиболее заметным событием— стала Конституция, принятая в конце 1993 г. Социально-политические проблемы были частично затронуты в ряде статей. Конституцию следует читать в свете более детального обсуждения социально-политических проблем, начатого Б. Ельциным в ноябре 1993г. в преддверии декабрьского референдума. Конституция, как отмечают многие наблюдатели, предоставляет Президенту большую власть. В то время как министры ответственны за претворение в жизнь различных пунктов внутренней политической программы - например, труд, социальная защита, здоровье, - президентские указы продолжают оставаться основной направляющей силой в политических инициативах. Создание Президентского Совета по социальной политике в 1994 г., который наблюдает за развитием и выполнением предложений, выдвинутых в ноябре 1993 г., является главным подтверждением этому.
Конституция продолжает осуществлять контроль над политикой в области здоровья, образования, и социального обеспечения на федеральном уровне (статьи 39, 41, 43), за исключением жилья, контроль за которым осуществляется различными республиканскими, территориальными, региональными и федеральными органами (статьи 130, 132). Именно поэтому, поскольку бюджетное финансирование этих служб перестало быть централизированным, местные источники финансирования (налоги, пошлины, страховые сборы, ипотеки, благотворительность и т.д.) приобретают все большее значение, результатом чего становится растущее расслоение регионов.
2.2. Социальные задачи государства
3 ноября 1993 года Б.
Ельцин опубликовал свой
- о системе минимальных социальных гарантий;
- о системе льгот для малообеспеченных слоев населения;
- о мерах гарантии социальной защиты населения;
- о минимальном прожиточном минимуме;
- о минимальной зарплате;
- о минимальной пенсии;
- о благотворительности и других мероприятиях.»
Не вызывает сомнения, что краеугольным камнем советской политики социального обеспечения было право на труд (ст.40 Конституции 1977 г.), на котором базировались и другие важные направления политики. Таким образом, главная проблема состоит в том, сможет ли массовая безработица остаться в пределах запланированных 30% труда, который экономически невыгоден. Вместе с тем отсутствует ясное представление об уровне безработицы в России. Например, Адирим говорит, что «безработица» находится на уровне 6%, но отсутствие рабочих мест в существующей системе занятости, которое выражается в неполной выплате зарплат, заставляет этот уровень повыситься до 10-15% от всего экономически активного населения. Но более проблематично желание улучшить свои условия работы, выражаемое большинством населения.
Закон о занятости, обсуждавшийся осенью 1990 года и формально утвержденный 15 января 1991 года, практически "отменил" привычные "права/обязанности" на труд, вводя принудительные отчисления 1% основных фондов на создание фондов по безработице, переквалификации, общественных работ и профориентации. Первоначально боялись, что средств создаваемых фондов не хватит, чтобы выплачивать установленные пособия или минимальную зарплату, или поддерживать тех, кто истощил свои ресурсы (разорившиеся). Ожидалось, что последние составят 50% будущих безработных, а поскольку государственная схема поддержки дохода отсутствовала, население быстро обнищает. Отсюда Стендинг сделал вывод, что только схема основной доход - социальный дивиденд сможет смягчить как обнищание, так и нестабильность трудовых ресурсов, которые будут доминировать в политике социального обеспечения в 90-х годах.