Понятие личности в психологии и социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:52, реферат

Краткое описание

В целом, основные особенности и сущность понятия «личности», значимые для психологической и социологической науки, формируют в каждой из них определенные методы познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанные науки, хотя и используют во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет понять множество других понятий и теорий. Рассмотрим подробнее понятие личности в социологии и психологии.

Содержание

Введение
Понятие личности в психологии
Мнения психологов для определения понятия «личность»
Психологический подход к изучению личности
Понятие личности в социологии
Основные определения личности в социологии
Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Соц.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

ВКА им. А.Ф.Можайского. 
 
 
 
 

Реферат

на тему:

Понятие личности в психологии и социологии 
 
 
 
 

     Подготовила:

     ефр-р Сантимирова М. Р.

     Руководитель:

     преп-ль Курбатов О. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г.

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Понятие личности в психологии

Мнения  психологов для определения понятия  «личность»

Психологический подход к изучению личности

Понятие личности в социологии

Основные  определения личности в социологии

Особенности применения и интерпретации понятия  «личность»

Заключение

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Заметим, что личность – это основополагающее понятие для многих наук, например для философии, политологии, истории, социологии, психолгии и т.п.. Определение личности несколько разниться, в зависимости от той отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие.

     В целом, основные особенности и сущность понятия «личности», значимые для  психологической и социологической  науки, формируют в каждой из них  определенные методы познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанные науки, хотя и используют во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия  личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет  понять множество других понятий  и теорий.

     В философском плане интерес представляют вопросы о соотношении общего, особенного и единичного в личности о преломлении в ней внешнего (объективного) во внутреннее (субъективное), о связях личности и общества и т.п..

     Политологию интересует проблема личности как субъекта политики, а также проблемы политического  лидерства и роли личности в политическом процессе.

     История рассматривает личность, как проявление субъективного фактора исторического  процесса.

     Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни  человека, житейское «определение»  личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и  его, как субъекта отношений с  другими людьми.

     В целом, основные особенности и сущность понятия «личности», значимые для  психологической и социологической  науки, формируют в каждой из них  определенные методы познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанные науки, хотя и используют во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия  личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет  понять множество других понятий  и теорий. Рассмотрим подробнее понятие личности в социологии и психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие личности в психологии.

     Мнения  психологов для определения  понятия личности.

     Понятие личности начало складываться уже в  древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал  актёр древнего театра, затем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в  общественной жизни. С развитием  психологии в отдельную науку, личность стала являться одним из центральных  объектов изучения, как в теоретической, так и прикладной психологии.

     Проработкой особенностей личности, значимых для  психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых.

     Так, «личность» по мнению А.Н. Леонтьева (1903-1979) - это психологическое образование  особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт  основание личности, формирование которой  происходит на протяжении всего цикла  жизни человека. При этом такие  особенности человека как: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических  потребностей, природные задатки, а  также прижизненно приобретённые  навыки, знания, умения, в том числе  профессиональные к характеристике личности не относятся, а формируют  индивидуальность человека, которая  в свою очередь составляют предпосылки  и условия формирования личности. Научные разработки А.Н. Леонтьева  стали основой для выработки  общего подхода к личности в отечественной  психологии.

     Один  из последователей А.Н. Леонтьева –  советский ученый А.В. Петровский занимался  развитием его подхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Таким образом, «личность»- это особое качество, которое приобретается  индивидом в обществе, причём она  не отделяется от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему  общественных отношений.

     Российский  психолог (1889-1960 гг.) С.Л. Рубинштейн считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.

     Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, в  первую очередь, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются  по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются  в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает  в избирательном характере запоминания  и забывания.

     Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что  они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят  от общего развития личности. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.

     Другой  ученый – А.Г. Ковалев, определил  личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено  в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического  развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития – с другой. Личность – созидатель общественного  богатства. Личность – сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все  силы обществу или жить только личными  интересами. Всё это зависит не только от общественного положения  человека, но и от уровня осознания  им объективных закономерностей  и потребностей общественного развития.

     А.Г. Асмолов рассматривал личность с точки зрения проблемы соотношения биологического и социального в человеке.

     Таким образом, исходя из всех приведенных  мнений, можно выделить  понятие, согласно которому личность характеризуется  как особое качество, приобретаемое  индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует  индивида со стороны его связей с  другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми.

     В зарубежной психологии определению  понятия личность, также уделялось  довольно большое влияние:

     - «личность» по определения американского  ученого У.Джеймса (1842-1910), возникает  как взаимодействие инстинктивных  и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных «строительных» блоков, предоставленных природой;

     - Г.У. Олпорт (1897-1967), американец, который впервые дал теоретическую характеристику чертам личности сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление»;

     - в работах ученых В.Мак-Дугалла, и А.Адлера, личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений;

     - в рамках концепции «бихевиоризма», личность не рассматривалась  вообще, заменяемая механической  схемой «стимул – реакция»;

     - американский психолог В.Джеймс  писал, что личность «в наиболее  широком смысле – есть общий  итог того, что человек может  назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт». Отсюда – потеря личности ведет к потере определенных составляющих личности;

     - согласно З. Фрейду, личность есть  замкнутая в себе биологическая  индивидуальность, живущая в обществе  и испытывающая его влияния,  но противостоящая ему. Оказывается,  что источником активности личности  являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом.  Соответственно смысл жизни состоит  в удовлетворении этих изначальных  биологических влечений. Общественное  развитие, цивилизация с её многочисленными  моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному  развитию человеческой личности, являются источниками её неврозов;

     - Личность, по Юнгу, включает три  основные системы: Эго, личное  бессознательное и коллективное  бессознательное. При этом, Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей. Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.

     Таким образом, в зарубежной науке, понятие  «личность» также получило широкое  развитие, причем в западной школе  психологии, по поводу сущности личности, было и есть гораздо больше мнений.

     В целом, и в отечественной и  зарубежной науке (по крайней мере, в большей части из имеющихся  мнений), понятие «личность» можно  свести к  общему. Итак, личность в  психологии – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический  настрой, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой.

     В дальнейшем изложении, на основании полученных теоретических данных, можно выделить особенности психологического подхода при изучении личности. 
 
 

     Психологический подход при изучении личности.

     Личность  формируется на основе индивидных свойств  человека благодаря его жизни  в обществе. Личностные качества будут  отсутствовать у человека, если он в силу тех или иных обстоятельств  существовал в качестве изолированного от общества индивида (например, Маугли). В процессе же жизни в обществе человеку необходимо вступать в контакт с людьми.

     Перейдем  к общественным отношениям. Отношения  «личность-общество» во многом являются основополагающими для психологической  науки, в вопросе изучения личности. То есть, чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть  её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений. Общественные отношения это социальные качества индивида, формирующие его  личность. Включённость индивида в  те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими  людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ  жизни отдельных индивидов, тех  или иных общностей людей, а также  общества в целом определяется исторически  развивающейся системой общественных отношений. Для личности общество –  не просто внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым  образом включена в систему общественных отношений.

Информация о работе Понятие личности в психологии и социологии