Понятие личности в психологии и социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:52, реферат

Краткое описание

В целом, основные особенности и сущность понятия «личности», значимые для психологической и социологической науки, формируют в каждой из них определенные методы познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанные науки, хотя и используют во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет понять множество других понятий и теорий. Рассмотрим подробнее понятие личности в социологии и психологии.

Содержание

Введение
Понятие личности в психологии
Мнения психологов для определения понятия «личность»
Психологический подход к изучению личности
Понятие личности в социологии
Основные определения личности в социологии
Особенности применения и интерпретации понятия «личность»
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Соц.docx

— 42.09 Кб (Скачать файл)

     Перейдем  к индивидуальности. Личность –  совокупность определенных своеобразных и уникальных свойств индивида. То есть, для характеристики конкретного  индивида, значимыми является его  индивидуальность. Определить «индивидуальность», можно как совокупность характерных  особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие  психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Еще раз подчеркнем, что понятия  индивид, личность и индивидуальность в психологии, не тождественны по содержанию, но каждое из них раскрывает специфический  аспект индивидуального бытия человека.

     Исходя  из этого, перейдем к изучению особенностей межличностных связей. Личность в  психологии (и отчасти т в других общественных науках) может быть понятна  только в системе устойчивых межличностных  связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные  связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках  людей, входящих в коллектив и  внешне выражаются в различных свойствах  общения.

     Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность –  сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Эти  теоретические выкладки являются основополагающими  для изучения личности в психологии.

     При рассмотрении структуры личности в  нее обычно включают: способности, темперамент, характер, мотивация социальные установки, а также волю и эмоции.

     Способности – это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его  успехи в различных видах деятельности. Темперамент – это динамическая характеристика психических процессов  человека. Характер – это качества человека, определяющие его отношение  к другим людям. Мотивация – это  совокупность побуждений человека к  деятельности. Социальные установки  – это убеждения человека.

     Каждая  личность обладает сознанием. Сознание – это единство всех психических  процессов, состояний и свойств  человека как личности, представляющее собой чрезвычайно сложный способ отражения объективной действительности. Мы воспринимаем мир и самого себя с непосредственной очевидностью. Сам по себе факт сознания не вызывает ни у кого сомнения. Еще в семнадцатом веке Р. Декарт говорил о нем как о самом достоверном факте на свете. Сознание позволяет личности совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели, осознавать, контролировать свое состояние и поведение.

     Однако  существует большое количество психических  процессов и явлений, которые  не отражаются в сознании человека. Целый ряд психологических теорий рассматривают бессознательные  процессы как основу личности (например, психоанализ Зигмунда Фрейда).

     Среди многообразия характеристик структура  личности подразделяется на первичные и вторичные. К первичным структурам относят поступки, субъектности, отношения, жизненные позиции, а к вторичным – духовность и направленность.

     Субъектность  – это осмысленность, осознанность своих действий (поступков) и значимости (ценности) явлений внутреннего и  внешнего мира.

     Жизненная позиция – обобщенная ценностная характеристика жизнеосуществления. Включает в себя ответственность, творчество и нравственный выбор.

     Отношение – это осознанная избирательная  связь личности с предметами и  явлениями внутреннего и внешнего мира, соответствующая внутренней картине  жизнедеятельности.

     Поступок  – это акт сознательного самоопределения  человека, в котором он утверждает себя как личность по отношению к  другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом. В поступках проявляется самостоятельность личности, т.е. способность личности к дейтвиям с опорой на свои собственные интеллектуальные и духовные силы, без обращения к подсказке другого, к авторитету. Поступок всегда оценивается с точки зрения существующей морали.

     К вторичным структурам относят духовность и направленность.

     Направленность  – это система ведущих мотивов  личности, складывающихся в результате следования определенной жизненной  позиции в зависимости от ценностей. Перерабатываемые личностью ценности общества во многом определяют направленность.

     Духовность  – это выход за пределы себя и самосовершенствование в соответствии выбранным нравственным идеалом. Духовность рассматривается в качестве мерила личностного совершенства. Нередко  духовность рассматривается в контексте  религиозности личности. Религия позволяет верующему человеку создать личностную ценность, что проявляется в повседневной жизни и поведении.

     Таким образом, можно сделать следующие выводы:

     - проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались  множество зарубежных и отечественных  ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г. Ковалев,  З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили  в своем научном наследии различные  определения «личности» с точки  зрения психологии, которые, в  целом, сформировали сущность  психологического подхода к личности;

     - в целом, и в отечественной  и зарубежной психологической  науке, понятие «личность» можно  свести к тому, что это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия;

     - особенности психологического подхода  к изучению личности выражаются  в тесной взаимосвязи понятия  личность с рядом других понятий,  таких как индивид, индивидуальные  свойства, общественные отношения  и межличностные связи, при  этом они являются основополагающими  для изучения личности в психологии;

     - в психологии обычно выделяют  такие составляющие процесса  изучения личности как: структура  личности; направленность личности; соотношения биологического и  социального в личности. При этом  структура личности - это концепция  подразумевающая, деление личности  на ряд подструктур, наиболее  значимыми из которых является  способности и характер. Направленность  личности – это совокупность  устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительно  независимых от наличных ситуаций. Соотношения биологического и социального в личности подразумевает, то, что в каждом из этих совокупностей фиксируются разные свойства человека: в биологической – структура человеческого индивида как биологической системы, в социальной – его включённость в жизнь общества.

     Таким образом, личность в психологии –  это особое качество, приобретаемое  индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при  этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими  индивидами.

     Понятие личности в социологии.

     Основные  определения личности в социологии

     Теперь, ознакомившись с тем, как в  психологической науке изучается  и определяется личность, перейдем к тем определениям и характеристикам  этого понятия, которые значимы  для социологии.

     На  социологическое понятие личности влияют как философские концепции, так и психологические теории. Однако, если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное. Личность – это социальный субъект, который по уровню сложности своей структуры, сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.

     Перейдем  к основным определениям личности, которые характерны для социологии. К определению личности существует несколько подходов.

     Во-первых, понятие «личность» применяется по отношению к выдающимся историческим деятелям. Они выдвигаются благодаря определенным классовым силам и, лишь опираясь на них, могут приобрести историческое значение. Выдающиеся личности воздействуют на темп и ход событий, придают им субъективный оттенок, но сами зависят от объективных условий.

     Во-вторых, понятие «личность» используется для  обозначения качественных признаков, особых свойств человека. В этом случае оно является оценочным понятием, подчеркивает различие в способностях и навыках, особенности внутренней структуры, характеризующие определенного индивида.

     В-третьих, понятие «личность» применяется  по отношению к каждому человеку на том основании, что он индивидуальным образом отражает социально значимые черты. В данном случае это понятие  отмечает в личности индивидуальную форму бытия, общественных отношений, общественный характер человека

     Для определения личности в социологии важны такие понятия как индивид и человек.

     Именно  социальная среда формирует человека как личность. Она является основой  того, что человек, рождаясь, как  социальный индивид, становится личностью  по мере активного присвоения им общественных отношений, существующих в обществе.

     Человек в социологии употребляется для  характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие  в мире такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий род.

     Индивид, это значимое понятие как уже  было показано выше и для психологии, и для социологии. Однако индивид  в социологии — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества.

     В то же время, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человеком  первобытного общества и современным  человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных  уровнях его индивидуального  и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в  данном случае рассматривается как  отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса общество и сам индивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, окружает, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт. Как мы видим, понятийные аппараты, как в социологии, так и в психологии во многом похожи.

     При определении сущности личности в  социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Первая из них предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества (К. Маркс). Другая предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности (В. Розанов). Научная школа Л.С. Выготского, ищет источник неповторимости «человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности (деятельностный подход). Западная социология (Ж. Пиаже) отстаивает иную позицию, и ищет сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.

     Некоторыми  учеными выделяются основные особенности  личности в социологии:

     - степень осознанности человеком  своего места в обществе;

     - содержание и характер потребностей  и интересов человека, устойчивость  и лёгкость их переключения, их  узость или многогранность;

     - степенью целостности мировоззрения  и убеждений, отсутствием или  наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы  разных слоёв общества.

     Для определения личности в социологии, также используются изыскания таких  ученых как З. Фрейд и Г. Юнг, с  которыми мы познакомились в первой части работы, причем их использование, также не способствует единообразному пониманию личности в социологии.

     В целом если свести, насколько это  возможно, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как:

     - системное качество индивида, определяемое  его включенностью в общественные  отношения и проявляющееся в  совместной деятельности и общении;

     - субъект социальных отношений  и сознательной деятельности.

     Личность  не только целеустремленная, но и самоорганизующая система. Объектом ее внимания и деятельности служит не столько внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

     Основополагающий  постулат социологии личности – это  мнение о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

Информация о работе Понятие личности в психологии и социологии