Понятие «менеджмента в социальной работе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК. Данное понятие одновременно многозначное и выражает разные стороны, грани, аспекты управления.
Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим заниматься (занимаются)?», «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?».

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 1..docx

— 66.94 Кб (Скачать файл)

В 1911 г. вышла в свет работа «Принципы управления» Ф.У.Тейлора, который по праву

считается основателем теории современного менеджмента и системы  научного управления,

получивших название «тейлоризм».

Начальной фазой методологии  научного управления являются анализ содержания работы и

определение ее основных операций. На основе полученной информации рабочие  операции

изменялись с целью  устранения лишних, непродуманных движений и разрабатывались стандартные

приемы их выполнения для  повышения эффективности работы. Предполагалось, что количество

времени, выделяемого на выполнение определенных заданий, должно быть реальным. При этом

рабочим предоставлялся небольшой  отдых и перерывы в работе. Руководство  устанавливало нормы,

которые могли быть выполнены, а тем, кто их перевыполнял, платили  дополнительно.

Тейлор сделал вывод: главной  причиной низкой производительности труда  является не

совершенность системы стимулирования рабочих. И разработал систему материальных стимулов. По

утверждению Тейлора, награда  представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому,

кто хочет эффективно управлять  человеком, Тейлор доказал, что если внести соответствующие

усовершенствования в  трудовой процесс и заинтересовать рабочего, то за отведенное время он

сделает в 3-4 раза больше, чем  в обычных условиях.

Таким образом, концепция  научного управления, выдвинутая Тейлором - научное управление

- организационная гармония, экономическая и психологическая  целесообразность. Тейлор полагал:

если труд во всех звеньях  и участках производства организован  на научной основе, т. е. на рабочем

месте имеется все необходимое, применяются рациональные методы и приемы труда, установлены

достаточно высокие нормы, то рабочее время будет употребляться  с наибольшей пользой. Отсюда

вытекает важнейшее следствие - повысить эффективность производства можно, лишь решая

двуединую задачу разработки технико-организационных и социально-психологических  методов

управления. Управление стали  рассматривать как самостоятельную  область научных исследований.

Тейлор ввел в организацию  управления два новых отдела:

1) плановое бюро занимается  планирование – координацией  заданий, снабжением рабочих

документацией, инструментами, сырьем;

2) отдел кадров проделывает  то же самое, но только с  людьми.

Тейлор обнаружил «работу  с прохладцей» (РСП) эмпирическим путем. Феномен РСП тесно

связан с групповым  поведением и состоит в том, что  рабочие могут, но по тем или иным причинам не

выполняют официальные нормы. В присутствии начальника они  делают вид, что усиленно трудятся,

а стоит ему удалиться, как они прекращают работать. Современные  социологи называют этот

феномен рестрикционизмом.

Тейлоризм получил развитие в трудах Г. Гантта, Ф. И Д. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г.Форда и др.

Американский инженер  Генри Гантт (1861-1919 г.г.) изучал уже не отдельные операции и движения,

а производительный процесс  в целом. Он объяснял низкую производительность тем, что задачи и

методы решения производственных процессов формулируются на основе сделанного ранее, или уже

признанного мнения, как  выполнять работу. Гантт поставил цель усовершенствовать механизмы

функционирования предприятий  путем обновления систем формирования задач и определения форм

материального и морального стимулирования. Он также разработал систему плановых графиков,

которые позволяют осуществлять контроль запланированного ранее, и составлять календарные

планы на будущее. Гантт уделил внимание так же на систему заработной платы: ввел элементы

повременной и сдельной форм оплаты. Он выдавал премии не только рабочим-рационализаторам, но

11

и их непосредственным руководителям, если те поощряли рабочих вносить  предложения. Основной

принцип: побудить интерес  в человеке научиться большему, чем  может дать ему инструкция.

Преимущество метода Гантта – в налаженной системе вознаграждений инноваций, недостаток

состоял в том, что при  его системе не предусматривалось  обучение рабочих делать рацпредложения.

Следует отметить, что Гантт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора и высказывал

убеждение, что рабочему должна быть предоставлена возможность  обрести в своем труде не только

источник существования, но и состояние удовлетворенности,

Значительный вклад в  развитие менеджмента внесли супруги  Гилбрет, которые в 20 годы

прошлого столетия были активными  сторонниками научного управления и  искали оптимальные

способы выполнения любой  работы с использованием элементарных движений. Примером является

сокращение числа движений каменщиков c 18 до 5, предложенное Френком Гилбретом, в результате

чего производительность каменщиков возросла в несколько  раз. Он высказал такую мысль: « В  мире

нет больших потерь, чем  потери от бесполезных, плохо скоординированных и непроизводительных

движений». Гилбрет первым применил фотоаппарат и кинокамеру для исследований движений

работников, что позволило  ему разработать так называемые самокарты., т. е карты цикла

одновременно выполняемых  микро движений.

Одним из видных последователей Тейлора является известный американский ученый Г.

Эмерсон (1853-1931 г.). В 1912 г. вышла книга «Двенадцать принципов производительности». В этой

работе он сформулировал  широко известные в настоящее  время 12 принципов управления,

обеспечивающих рост производительности труда:

1) отчетливо поставленные  идеалы или цели;

2) здравый смысл;

3) использование компетентных  консультаций;

4) дисциплина;

5) справедливое отношение  к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

7) диспетчеризация;

8) наличие норм и расписаний;

9) нормализация условий  труда;

10) нормирование производственных  и управленческих операций;

11) наличие стандартных  инструкций;

12) вознаграждение за производительность.

Итак, Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению это

определенная специальность, и что организация в целом  выиграет, если каждая группа работников

сосредоточится на том, что  она делает успешнее всего. Управление стало широко признаваться как

самостоятельная область  научных исследований.

1.1.2. Классическая  или административная школа

Создателем классического (административного) менеджмента является Анри Файоль (1825-

1925 г.г.). Файоль намеренно употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент». У

него администрирование  образует лишь одну из шести функций  управления и по степени важности

стоит после пяти других. Администрирование воздействует только на коллектив предприятия, не

оказывая никакого влияния  на материальные и экономические  факторы производства. В теории

администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая – с

пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и

компетенции управленца. Она  отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив. Принцип

отвечает на вопрос, как  руководитель делает это. Целью административного  менеджмента было

создание универсальных  принципов управления, следуя которым, организация, несомненно,

достигнет успеха. Принципы управления - это основные правила, определяющие построение и

функционирование системы  управления; важнейшие, требования_______, соблюдение которых обеспечивает

эффективность управления. Принципы больше направлены на поведение  людей.

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1) разделение труда –  специализация, необходимая для  эффективного использования рабочей

силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского;

2) власть и ответственность  связаны между собой, причем последняя является следствием

первой;

3) дисциплина - уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить  повиновение,

прилежание, энергичность и  внешнее проявление уважения;

12

4) единоначалие обеспечивает  единство точки зрения, действия  и распорядительства;

5) единство руководства  - виды деятельности, преследующие  одну и ту же цель, должны

иметь одного руководителя и руководствоваться одним планом;

6) подчинение частных  интересов общим - интересы служащего  или группы не должны

ставиться выше интересов  предприятия;

7) вознаграждение - методы  стимулирования труда должны  быть справедливыми и доставлять

максимально возможное удовлетворение сотрудникам, и руководителям;

8) централизация - степень  концентрации или рассредоточения  власти;

9) скалярная цепь - т.е.  «цепь начальников» от самого  высшего до самого низшего  ранга;

10) порядок - т.е. «всему (или каждому) должно быть свое  место, и все (каждый) на своем

месте»;

11) справедливость - лояльность  и преданность персонала должны  обеспечиваться,

уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным;

12) стабильность рабочего  места для персонала - излишняя  текучесть кадров является

одновременно и причиной и следствием плохого управления;

13) инициатива - предоставлять  подчиненным возможность проявить  личную инициативу;

14) корпоративный дух –  т. е. в единении сила.

Файоль подчеркивал, что эти принципы надо применять с учетом специфики организации и

конкретных условий, отмечая, что система принципов никогда  не может быть завершена, количество

принципов управления не ограничено.

Файоль выделил такие функции управления: технические, коммерческие, финансовые,

страховые, учетные, административные. По его мнению, они производятся на любом предприятии и

являются взаимосвязанными.

Различие между функциями  и принципами в следующем. Функции  – обязательные элементы

управленческого процесса. Отсутствие одного ведет к нарушению  всей технологии управления.

Принципы воплощают субъективный опыт руководителя, они не жестко связаны  между собой,

поэтому могут заменяться, дополняться или трансформироваться в зависимости от конкретной

ситуации.

Файоль придавал наибольшее значение таким качествам руководителя, как компетентность и

наличие знаний. Он поставил вопрос о необходимости выделения  собственно управленческой

деятельности в особый объект исследования.

Таким образом, заслуга представителей классической (административной) школы  в теорию

управления состоит в  том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий

из взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления, многие из которых до

сих пор полезны.

1.1.3. Школа  человеческих отношений и поведенческих  наук

Большой интерес к исследованиям  психологических аспектов менеджмента  отмечается в

работах американки Мэри.Паркер Фоллетт (1868-1933 г.г.), которая изучала социально-

психологические отношения  в небольших группах. В своей  книге «Новое государство» Фоллетт

выдвинула идею гармонии труда, и капитала, которая могла быть достигнута при правильной

мотивации и учете интересов  всех заинтересованных сторон. Она  считала, что руководитель должен

управлять в соответствие с ситуацией, а не с тем, что  предписано функцией управления. С  ее точки

зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений  принадлежит Элтону

Мэйо (1880-1949), который провел ряд экспериментов, получивших название «Хоторнские

эксперименты», подтвердил открытый Тейлором в 1882 г. Феномен «работы  с прохладцей». Мэйо

призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым, сильным из

которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими коллегами по

работе. Искусство общения  с людьми, как отмечал Мэйо, должно стать главным критерием отбора

руководителей, особенно на техническом уровне.

«Хоторнские эксперименты» положили начало исследованиям взаимоотношений в

организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду,

подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в  организации. Мэйо назвал конечную

причину работы с прохладцей: принуждение трудиться хуже, испытываемое работником со стороны

собственных товарищей.

Суть человеческих отношений характеризуют так называемые заповеди руководителя -

предписания, нормы, правила, которым должен следовать руководитель в своей практической

13

деятельности. В деятельности сегодняшнего руководителя преобладают  социально- экономические и

психологические методы управления над традиционными административными. То есть

руководитель, должен учитывать человеческий фактор. В психологии - личность, группа, коллектив,

общество, включенные: в управленческую систему. В более конкретном понимании - это внутренний

мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д. Согласно современной

доктрине менеджмента  в системе управления имеют значение 3 главных фактора: люди, финансы  и

техника. Преобладающим среди  них является человеческий фактор (отношения  между людьми).

Информация о работе Понятие «менеджмента в социальной работе»