Понятие «менеджмента в социальной работе»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент в социальной работе является одним из видов социального управления, т. е. такого управления, где главным субъектом и объектом выступает ЧЕЛОВЕК. Данное понятие одновременно многозначное и выражает разные стороны, грани, аспекты управления.
Первое значение — организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?», «Какие органы, учреждения должны этим заниматься (занимаются)?», «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?».

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар 1..docx

— 66.94 Кб (Скачать файл)

Примерно с конца 50 гг. прошлого века школа человеческих отношений  трансформировалась

в школу «поведенческих наук», или бихевиористскую, главным принципом, которой являются не

методы налаживания межличностных  отношений, а повышение эффективности  отдельного

работника и организации  в делом на основе поведенческих наук. В общих чертах главной целью

данной школы было оказание помощи работнику в осознании  своих возможностей и раскрытии

творческого потенциала, повышение  эффективности организации за счет повышения эффективности

ее человеческих ресурсов.

Наиболее крупные представители  этого направления: Р. Лайкерт, Д, МакГрегор, А. Маслоу

изучали различные аспекты  социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета,

организационной структуры, коммуникаций в организации и  лидерства.

1.1.4. Наука  управления или количественный  подход

Наука управления или количественный подход по своей сути - применение методов  научного

исследования к операционным проблемам организации, После постановки проблемы группа

специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма

представления реальности, облегчающая понимание сложностей реальности.

Во второй половине 20 века в управлении сложились и получили большое распространение,

такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50 гг.), системный (с середины 70 гг.) и

ситуационный (80 гг.).

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто является основателем  теории современного менеджмента  и системы научного

управления?

2. Опишите вклад представителей  школы научного управления.

3. Перечислите принципы, сформулированные Эмерсоном.

4. В чем заключается  заслуга Тейлора и его современников?

5. Назовите цель классического  или административного менеджмента.

6. Вклад Файоля в теорию управления.

7. Назовите представителей  школы человеческих отношений  и бихевиористской школы и

опишите их вклад в теорию управления.

8. Раскройте суть науки  управления или количественного  подхода.

4Вопрос.Процессный подход к управлению

При процессном подходе управление рассматривается не как серия  разрозненных действий, а

как единый процесс воздействия  да организацию. Эти действия, каждое из которых само по себе

является процессом, очень  важны для успеха организации. Эти  действия называют управленческими

функциями. Общая сумма  этих функций представляет собой  процесс управления.

Руководитель обязан последовательно  выполнять такие функции. Эти  функции в настоящее

время принято считать  общими и применимыми ко всем организациям: планирование, организация,

мотивация, контроль. ЭТИ  четыре функции управления объединены связующими процессами

коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) рассматривается  как самостоятельная

деятельность.

14

Рис. 1. Управление как процесс

Планирование - эта функция  предполагает решение о том, какими должны быть цели

организации, и что должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей. Выполняя

функцию планирования, руководство  устанавливает основные направления  усилий и принятия

решений, которые, в свою очередь, обеспечат единство целей  для всех членов организации.

Организация - организовать – значит создать некую структуру. Существует много элементов,

которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять  свои планы. Одним из

этих элементов является работа, конкретные задания (например, оказание услуг престарелым и

инвалидам по системе социального  обслуживания.) Другим важным аспектом функции организации,

является определение, кто  именно будет выполнять каждое конкретное задание.

Мотивация. Задача этой функции, заключается в том, чтобы члены  организации выполняли

работу в соответствии с делегированными им обязанностями  и сообразуясь с планом. В настоящее

время мы понимаем, что для  того, чтобы эффективно мотивировать своих работников, руководителю

следует определить, каковы потребности у его работников и обеспечить способ для работников

удовлетворять эти потребности  через хорошую работу.

Контроль — это процесс  обеспечения того, что организация  действительно достигает своих

целей. Руководитель планирует  достигнуть цели в определенное время. За этот период многое может

измениться, как в самой  организации, так и вне ее, также  люди могут совершить ошибку.

Руководство должно оказаться  способным найти и исправить  отклонение от первоначального плана,

прежде чем организации  будет нанесен серьезный ущерб. Может возникнуть ситуация, которая

повлечет изменение планов организации. Вот поэтому стрелка, исходящая от контроля, идет к

планированию (рис. 1). Это  подтверждает, что процесс управления представляет собой процесс

взаимосвязанных функций  управления.

Функции управления, имеют  две, общих характеристики: все они  требуют принятия решений

и для всех необходима коммуникация.

5Вопрос. Системный подход к управлению

Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных

систем, обладающих новыми качествами и функциями.

Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру, и состоят  из взаимосвязанных

элементов (подсистем). Системы  подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые системы

функционируют независимо от изменений внешней среды, а открытые связаны с внешним миром.

Все организации являются открытыми системами. Простая система  ориентирована на достижение

одной цели. Сложная система  стремится к: достижению нескольких взаимосвязанных целей.

Управление системой будет  эффективным, если в процессе преобразований внутри организации

соотношение количества и  качества потребляемых ресурсов на выходе-входе  будет увеличиваться.

В настоящее время системный  подход можно считать универсальной методологией

менеджмента, суть которой - формирование, образа мышления, рассматривающего в. единстве все

явления внешней и внутренней среды организации. Сущность системного подхода к управлению —

мысленный охват всех явлений  как единого целого, их объективная  оценка, обеспечение развития

всей системы с учетом внутренних переменных организации, предвидение  положительных и

отрицательных последствий  принимаемых управленческих решений

Ситуационный подход к управлению

Ситуационный подход к  управлению так же, как и системный, является скорее, способом

оптимального мышления, чем  набором конкретных действий. Он требует  оптимального решения,

зависящего от соотношения  имеющихся факторов. Центральным моментом ситуационного подхода

является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в

данное конкретное время.

Методологию ситуационного  подхода рассматривают как 4 шаговый  процесс.

1) руководитель должен  быть знаком со средствами  профессионального управления, которые

доказали свою эффективность;

15

2) руководитель должен  уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и

отрицательные, - от применения данной методики или концепции;

3) руководитель должен  уметь правильно интерпретировать  ситуацию;

4) руководитель должен  уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы

отрицательный наименьший эффект.

Успех ситуационного подхода  зависит от 3 шага, т.е. от того правильно  ли руководитель

определил какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект

может повлечь за собой  изменение одной или нескольких переменных.

Если руководитель правильно  проанализировал ситуацию, тогда  не нужно будет ему

прибегать к догадкам или  методу проб и ошибок для определения  наиболее подходящего решения

организационных проблем.


Информация о работе Понятие «менеджмента в социальной работе»