Понятие организационного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность изучаемой проблемы. Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании.

Содержание

1. Введение 3
2. Что такое организационный конфликт 5
2.1 Понятие организационного конфликта 8
2.2 Виды и типы организационных конфликтов 10
2.3 Источники организационных конфликтов 14
3. Заключение 16
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

мастерство делового взаимодействия.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)
  1. С точки зрения участников организационного конфликта различают:
  • Межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения.
  • Внутригрупповой конфликт связан со столкновением между частями и всеми членами группы, влияющим на результаты работы группы или организации в целом.
  • Межгрупповой конфликт - столкновение двух и более групп в организации.
  1. С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты бывают:

Горизонтальный конфликт может иметь место между равными по статусу частями организации и чаще всего выступают как конфликты целей, оценки вклада или оценки значимости.

Вертикальный конфликт - это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение в организации может быть обусловлено тем, что влияет на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, распределение функций и доходов, коммуникации, культура и т. п.

  1. С точки зрения возникших последствий организационные конфликты делятся:
  • При конструктивном (функциональном) разрешении конфликта создаются предпосылки для нормализации эмоционального фона: смягчается враждебность, настороженность, уменьшается чувство несправедливости, формируются установки на сотрудничество, социальную активность.
  • При деструктивном развитии конфликта возникает отрицательный эмоциональный фон, нарушаются социальные связи, возникают установки конфликтного взаимодействия, препятствующие в дальнейшем рациональному поведению в подобных ситуациях.

Все виды конфликтов имеют не только негативную окрашенность, но порой даже желательны в некоторых ситуациях, потому что, во-первых, дают информацию о проблемах, во-вторых, улучшают взаимопонимание, сотрудничество, в-третьих, обеспечивают разрядку психологической напряженности, в-четвертых, стимулируют появление новых идей, инициируют обновление.

 

 

 

 

 

 

2.3. Источники организационных  конфликтов

 

 

Таблица 1: «Источники организационных конфликтов»

Направленность конфликтного поведения

Отмечается испытуемыми в собственном поведении, %случаев

Отмечается испытуемыми в поведении других, %случаев

Направленность на сотрудничество и взаимопонимание при разрешении конфликта

41 %

4%

Склонность к компромиссным решениям

25%

6%

Направленность на перестройку собственного поведения

8%

2%

Конкурентный тип реагирования, неуступчивость

21%

73%

Игнорирование конфликта

5%

16%


 

Интересные данные были получены и Т.Г. Закранец. Она показала, что преобладающий в организации тип конфликтного поведения, в первую очередь, связан с социально-экономическими и демографическими факторами, такими как возраст, структура профессиональной деятельности. Кроме того, на выбор стратегии конфликтного взаимодействия большое влияние оказывает тип ситуации или природа противоречия, вызывающего конфликтное поведение. В организации наибольшая дифференциация реакций причастных к конфликту лиц характерна для ситуаций, обусловленных материально-техническим и кадровым обеспечением деятельности, при подготовке нововведений.1

Таким образом, следует помнить об отсутствии однозначной прямой связи между личностными особенностями, типом конфликтного реагирования. К такому пониманию роли различных факторов склоняется мнение большинства исследователей конфликта.

Итак, конфликт - явление действительно многоплановое, характеризующееся возникновением непонимания между его участниками. Оно встречается в различных формах и видах в организации в зависимости от занимаемых должностей сотрудников, от количества субъектов, вовлеченных конфликт и от характера причины, поведшей за собой конфликт. Не менее важным для понимания того, что происходит в рамках конфликта, является изучение его особенностей.

 

                                        Заключение

 

Конфликт – это столкновение противоположно направленных интересов, позиций партнёров, сопровождаемое психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний.

В организации конфликты:

  • ведут к разобщённости и ухудшению социально-психологического климата в коллективе;
  • снижают мотивацию персонала;
  • ведут к снижению эффективности отдельных сотрудников и целых команд;
  • стимулируют «текучесть» кадров;
  • подрывают доверие к руководству.

Тем самым, конфликты препятствуют развитию организации в целом и требуют вмешательства.

Но также следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни организации, служа своего рода барометром, определяющим благополучность отношений между сотрудниками, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени.

Конфликты служат разрядкой напряженности между конфликтующими сторонами (нередко «холодная война» между сотрудниками намного хуже открытого противостояния), они способствуют сплочению коллектива, снимают синдром покорности у подчиненных (это способствует повышению активности подчиненных, они более открыто высказывают свое мнение по ключевым вопросам работы отдела) и т.д.

Руководитель отдела должен быть в курсе происходящего в его отделе и контролировать ситуацию. Так, он не должен допускать столкновения полномочий между работниками.

Инициатива сотрудника должна поощряться, но только в том случае, если она принесла ощутимые положительные результаты (например, разработка какого-то проекта, его реализация, получение гранта и т.п.), которые сказываются на имидже всего отдела.

В отделе должна присутствовать здоровая конкуренция. Это значит, что конфликт присутствует, но в минимальной степени и протекает ровно, вызывая лишь ощущение легкого стресса у сотрудников, который благоприятно сказывается на их внимательности, активности.

Введение штатного психолога в отдел нецелесообразно, но вот в Департамент – необходимо. Альтернатива – служба психологической поддержки при администрации.

Необходимо налаживать отношения между сотрудниками вне работы. Корпоративные праздники, выезды на природу и т.п. решают эту проблему.

Но в любом случае, благоприятный климат в организации должен контролировать руководитель. В его задачу должно входить не только предоставление работы, но и своевременное реагирование на всевозможные конфликтные ситуации.

Конфликт-явление многоуровневое, и его регулирование в каждом отдельном случае уникально и неповторимо, так как зависит от личностных характеристик работников, их профессиональной деятельности и должностного уровня. В целом, управление конфликтом должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избежания и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого сотрудника, так и для дальнейшего развития организации в целом.

 

Список литературы

 

1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология./ А.Я.Анцупов – (текст) М.:ЮНИТИ, 2001.-450с.

2. Бородкин Ф.М, Коряк Н.М. Внимание, конфликт./ Ф.М. Бородкин – (текст) Новосибирск, ОМ,1989.-420с.

3. Веснин В.Р. Менеджмент./ В.Р. Веснин – (текст) М.: Проспект, 2005.-135с.

4. Громова О. Н. Конфликтология./ О. Н. Громова (текст) - М. ЮНИТИ, 1993.-250с.

5. Егоршин А.П. Управление персоналом. / А.П. Егоршин (текст) - Н.Новгород: НИМБ, 1997.-650с.

6. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами./ Т.С. Кабаченко (текст)- СПб.: Питер, 2003.-124с.

7. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. / Е.Г. Молл (текст) - СПб.: Питер, 2003.-143с.

8. Пугачев В.А. Руководство персоналом организации. / В.А. Пугачев - М.: Асток - пресс, 1998.-210с

9. Травин В.В, Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента./ В.В. Травин (текст) - М.: Дело, 1995.-94с

10. Фокин В.А. Динамическая модель конфликта./ В.А. Фокин - М. Асток - пресс, 1996.-105с.

 

1 Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами.

2 Веснин В.Р. Менеджмент, М.,: «Проспект».

1 Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами

1 Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология.

1 Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера.

1 Громова О.Н. Конфликтология, М.: «Высшая школа».


Информация о работе Понятие организационного конфликта