Понятие символа в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 18:01, реферат

Краткое описание

Кивание головой может быть знаком одобрения, а покачивание — знаком несогласия в рамках одной культуры и иметь противоположное значение в другой. В основе социологической интерпретации этого акта лежит не само действие, а различие между двумя типами движения головы. Например, одежда может отражать социальное различие, так как в ней содержится значение, которым наделяют ее элементы, свидетельствующие о социальном статусе ее обладателя. В социологии, в отличие от лингвистики, понятие символа используется в теоретико-философском аспекте и как инструмент расшифровки и описания конвенциональных значений, т.е. области коллективных представлений, объективации, сопровождающих индивида на протяжении его жизни.

Содержание

Краткий анализ используемой литературы…………………………… 3
Понятие символа в социологии………………………………………… 4
Отличие символа от знака……………………………………………… 7
Современная символизация……………………………………………. 9
Основные выводы………………………………………………………. 17
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Краткий анализ используемой литературы…………………………… 3
  2. Понятие символа в социологии………………………………………… 4
  3. Отличие символа от знака……………………………………………… 7
  4. Современная символизация……………………………………………. 9
  5. Основные выводы………………………………………………………. 17
  6. Список литературы……………………………………………………... 19

 

 

Понятие символа в социологии

Символ обозначает и выражает чувства и представления о людях и их действиях, о мире и о том, что в нем происходит. Понятие символа носит междисциплинарный характер. Еще Платон говорил, что «имя есть некое орудие поучения и разбора сущности» и понимал символ как указание на высшую идеальную форму объекта.

Гегель видел в символе средство коммуникации, условный знак. В теории философа Э. Кассирера символ — это смысл, проявляющийся в чувственном, чистейшее и свободное измышление, строимое познанием с целью овладеть миром чувственного опыта. Символ является основой всех форм культуры, так как конкретно-чувственное восприятие в духовной деятельности человека может обобщать только становясь знаком, символом. Объект становится знаком, символом другого объекта, т.е. его символически заменяет.

На употребление понятия «символ» в социологии большое влияние оказали науки о языке. Согласно одному из основателей семиотики Ч.С. Пирсу, символ есть разновидность знака. Знак всегда указывает на некий существующий объект либо его свойство. Знаки по Ч. Пирсу делятся на три разновидности: знаки, как качества объекта - иконические; знаки-объекты, указывающие на существующие в реальности объекты – индексные, и знаки-законы - символы, которые установлены людьми в силу конвенции. Символ это такой знак, который отсылает к общему объекту при помощи ассоциации идей. Как пишет Ч. Пирс: «Подлинный символ есть символ, имеющий общее значение»[1,С. 214]. Общее является общим потому, что принято в результате договора между людьми. По Пирсу, все слова, предложения и книги есть символы. Для того чтобы различать слова, необходимо придать слову значение. Значение разрушает единство слова и знака. Знак понимается Ч. Пирсом как совокупность всех возможных значений, которые человек может утверждать, или отрицать. В символическом всегда присутствует и индексное, так как символ указывает на то, что происходит на самом деле, отсылая нас хотя бы отчасти к реальности. При помощи символа мы косвенно сообщаем, о том, что есть. В символе присутствует и иконическое, то есть то, что через какое-то общее свойство двух не связанных друг с другом сущностей сообщает нам нечто. Поэтому Пирс считает,  «что всякая интеллектуальная операция включает в себя триаду символов»[1, С.217]. Определяющим свойством символа является его интерпретанта, то есть то, что мы посредством символа всегда прибегаем к интерпретации смысла. Несмотря на то, что в символе присутствует иконическое, индексное и собственно символическое, символ по Ч. Пирсу больше похож на понятие в логике. Пирс не сообщает ничего ни об опыте существования и понимания субъекта, который является тем, кто переживает символическое, ни о сверхчувственном и мистическом в символе, хотя и отмечает свойство неопределенности или условности символа.  
 
Кивание головой может быть знаком одобрения, а покачивание — знаком несогласия в рамках одной культуры и иметь противоположное значение в другой. В основе социологической интерпретации этого акта лежит не само действие, а различие между двумя типами движения головы. Например, одежда может отражать социальное различие, так как в ней содержится значение, которым наделяют ее элементы, свидетельствующие о социальном статусе ее обладателя. В социологии, в отличие от лингвистики, понятие символа используется в теоретико-философском аспекте и как инструмент расшифровки и описания конвенциональных значений, т.е. области коллективных представлений, объективации, сопровождающих индивида на протяжении его жизни.

Коллективные представления, которые были обозначены в социологическом измерении Э. Дюркгеймом (1858—1917), соотносимы с так называемым коллективным символом (к примеру, тотемом), являющимся продуктом совместных действий индивидов. Коллективные представления, например, о времени, презентуют реалии групповой жизни. Понятие символа является важнейшим в концепции символического интеракционизма, представители которого интерпретировали символ на основе его социальной природы, а истоки социальности видели в единстве значения, которым наделяют символ два взаимодействующих индивида (в социальной феноменологии это единство называется символической универсалией).

Один из основоположников символического интеракцизма американский философ Дж. Г. Мид считал, что знак становится символом для индивида только тогда, когда индивид говорит с самим собой и другими от лица группы. Символ — это жест, знак, слово, которые адресуются самому себе в то время, когда они адресуются другому индивиду. И наоборот, когда эти действия адресуются самому себе, они облекаются в такую форму, в которой они могут быть адресованы другому. Знак сам по себе не может считаться символом. Таким образом, символ, по Миду, можно рассматривать как результат социализации, в силу чего поведение человека и состоит главным образом из «выражающих» действий, релевантных по отношению к существующей системе значений.

Социолог У. Уорнер понимал символ как комбинацию знака и его значения и декларировал целостный характер символа. Человек чаще всего не задумывается, как именно ему выразить значение, а действует в рамках сложившейся системы символических способов выражения. В основе теории Уорнера лежала мысль о том, что общество существует, пока успешно организует чувства, референтом которых выступают, как правило, неосознаваемые людьми, но актуализируемые в процессе взаимодействия с миром в ситуации «здесь и сейчас» эвокативные символы. Он настаивал на том, что значение первично, а знак вторичен, и поэтому исходил из необходимости социологической типологии мира значений, которыми люди наделяют знаки и объекты. Те и другие он делил на «чистые» (знаки — метки значения, т.е. знаки, сразу же отсылающие к другим вещам: салют, химическая формула; объекты — в ситуации, когда они означают лишь то, чем сами по себе являются) и «опосредующие» (знаки — обозначающие нечто иное, чем они на самом деле являются: змея — символ зла, кошка — символ несчастья; объекты — когда комплекс примыкающих значений делает их самих по себе чем-то большим, чем на самом деле: дом или столица государства).

Уорнер полагал, что ситуации действия, в которых существуют символы, отличаются друг от друга в зависимости от трех типов контекстов: морального, сверхъестественного и технического. В соответствии с ними он обосновал существование трех основных видов символов: 1) моральных символов, которые регулируют значения групповых правил поведения; 2) сакральных символов, конечное значение которых лежит за пределами обыденного опыта; 3) технических символов, верифицируемых (значения которых подлежат проверке). Все они могут быть консолидированы в процессе человеческой деятельности в символические системы (например, этикет, религию и науку). Таким образом, обмен значениями, деятельность по созданию значений и шире — социальные процессы и явления рассматривались Уорнером преимущественно целиком через призму социального происхождения символов.

Отличие символа от знака

Символы подобны знакам в одном, решающем отношении: и символы, и знаки указывают на нечто, лежащее вне их самих. Примером типичного знака может служить красный свет светофора на углу улицы. Он указывает не на себя, а на предупреждение, что машинам следует остановиться. И каждый символ тоже указывает на нечто, лежащее за его пределами — на реальность, которую он представляет. В этом символ и знак сущностно тождественны: они указывают за свои пределы. Но именно в этом и кроется причина, которая рождает путаницу в словоупотреблении. Прежде всего следует прояснить смысл символа и таким образом отделить его от знака.  
Фундаментальное различие между ними заключается в том, что знаки никоим образом не участвуют в реальности и силе того, на что они указывают. Символы, хотя и отличны от того, что символизируют, участвуют в его смысле и силе. Различие между символом и знаком — это различие между участием в символизируемой реальности. Это характерно для символа. В случае же неучастия в реальности, на которую указывается, мы имеем дело со знаком. Например, буквы алфавита «А» или «Т» не участвуют в звуке, на который они указывают. Напротив, флаг участвует в силе и власти короля или страны, которые он представляет и символизирует. По этой причине со времен Вильгельма Телля ведутся споры о том, как следует вести себя в присутствии флага, что было бы бессмысленно, если бы флаг не участвовал как символ и власти того, что он символизирует. Сама идея монархии совершенно непостижима без понимания того, что король всегда есть и то, и другое: с одной стороны, символ власти определенной группы людей, а с другой — он тот, кто осуществляет частично (и никогда, разумеется, полностью) эту власть.  Но случилось нечто опасное для всех наших попыток создать центр, в котором собираются понятия символов и знаков. Математики использовали термин «символ», называя так математический знак, так что теперь путаница стала непреодолимой. Единственное, что мы можем сделать, это выделить две разные группы знаков: знаки, которые называются символами, и подлинные символы. Математические знаки — это знаки, которые именуются символами.  
Язык — очень хороший пример различия между знаками и символами. Слово в языке — это знаки смысла, который они выражают. Слово «стол» — знак, указывающий на нечто совершенное отличное от самого этого знака: на предмет, на котором лежит бумага и на который мы можем смотреть. Это не имеет ничего общего со словом «стол», состоящим из четырех букв. Но в каждом языке есть слова, которые суть нечто большее, чем просто знаки. И в тот момент, когда они получают коннотацию, дополнительное значение, выходящее за пределы того, на что указывают как знаки, они становятся символами. И это очень важно для всякого говорящего. Человек может говорить, используя фактически одни только знаки, сводя смысл своих слов исключительно к математическим знакам: таков абсолютный идеал логического позитивиста. Другой полюс — литургический или поэтический язык, слова которого имеют власть над людьми на протяжении многих столетий. Они обладают коннотациями в тех ситуациях, где имеют место, поэтому их невозможно ничем заменить. Они становятся не только знаками, указывающими нам смысл того, что они определяют, но также и символами реальности, в силе которой они участвуют.  

 

Современная символизация

Символы в воспитательном процессе

В настоящее время наблюдается тенденция к поиску оптимального соотношения общих и частных символов в процессе воспитания. С одной стороны, приоритетным направлением гражданско-патриотического воспитания является ознакомление учащихся с государственными символами, с другой стороны, нельзя не отметить стремления образовательных учреждений и детских общественных объединений создавать собственную символику (гимн, герб, флаг, эмблему, нетрадиционные праздники и др.), отражающую направления и принципы их жизнедеятельности.  
Рассмотрение использования символики в воспитательном процессе позволяет выделить несколько оснований классификации символов.  
Во-первых, символические средства дифференцируются по способу внешнего выражения. По данному основанию различают зрительные, звуковые, словесные и кинетические символы, используемые в практике воспитания преимущественно во взаимосвязи. Известны также собирательные символы, аккумулирующие в себе признаки всех перечисленных выше. К ним относятся символы-личности и символы-события. Можно выделить общечеловеческие и универсальные, государственные и национальные, региональные, групповые, возрастные, семейные и личные символы, представляющие собой целостную систему средств воспитания, элементы которой, каждый на своем уровне и все в совокупности, способствуют осмыслению учащимися ценностей культуры.  
Анализ использования символов, дифференцируемых по рассмотренным основаниям, позволяет выявить их функции в педагогическом процессе:  
1.познавательно-мировоззренческую,  
2.адаптивно-регулятивную,  
3.инициирующую активность 
4.коммуникативно-объединяющую.  
Сущность познавательно-мировоззренческой функции состоит в способности символов выступать в качестве средства осмысления реальности и выражения собственного отношения к происходящим в ней явлениям.  
Адаптивно-регулятивная функция символа проявляется в том, что он служит активным регулятором поведения человека, инструментом его адаптации в социуме и культуре.  
Инициирующая функция символики заключается в ее способности стимулировать внешнюю и внутреннюю активность, что содействует интеллектуальному, социальному и духовному развитию личности.  
Указывает на возможности организации процесса педагогического общения посредством символов и раскрывает смысл их коммуникативной функции. Воспринимая символ в единстве его формы и содержания, мы общаемся с культурным наследием прошлых эпох, а также осуществляем межличностный обмен идеями и ценностями. Способность символа устанавливать коммуникацию позволяет говорить о выполнении им объединяющей функции: «сопрягая» предмет и смысл, он одновременно «сопрягает и людей, полюбивших и понявших этот смысл»  

Знаки и символы молодежи

Знаки и символы молодежи — предметы, изображения, жесты, слова (словосочетания) и др. средства коммуникации, закрепляющие в данной социокультурной среде или фиксирующие в отдельной ситуации дифференциацию молодежи от других социальных групп. Знаки и символы такого рода читаются молодыми как «свои», а представителями других групп — как принадлежащие молодежи («чужие»). Знаков и символов, которые бы выступали как постоянные маркеры молодежи, не существует. Значительная их часть возникает как определенная форма протеста молодежи против зависимости от взрослых, ущемления своего социального статуса. В истории многократно (включая и древнюю историю) менялась мода на прическу: то длинные, то короткие волосы были вызовом молодых патерналистскому давлению взрослых. Общее назначение знаков и символов молодежи — ориентация в отношениях по модели «свои-чужие». Характерными для современного общества европейско-американского цивилизационного типа (к нему в определенной мере относится и цивилизационный тип России) являются знаковые отличия молодежи в: 1) одежде и особенностях ее ношения; 2) прическах и макияже; 3) украшениях; 4) привычных вещах, предметах обихода; 5) предпочтениях в еде; 6) способах проведения досуга; 7) избирательности публичной информации; 8) использова-  
нии в межличностной коммуникации определенных языковых и технических средств; 9) музыкальных вкусах; 10) сексуальном поведении и др.  

Символы  религий.

 
   Тысячелетия людям отображали абстрактное понятие Бога, который для человека является чем-то непостижимым. Каждый символ в любой религии, олицетворяет понятие о Боге. Символы религий помогают людям осознать и глубже понять свою веру. В нашем мире много символов, но они не столь значительны, как религиозные, потому что они были приняты людьми из поколения в поколение и признаны, так как выражают моральные ценности и отношения высшего порядка. Человек верующий не может обойтись без религиозных символов. Мы рассмотрим три мировые религии:

  I. Христианство – религия, основанная на учении Иисуса Христа. Наиболее распространенный символ религии христиан западного мира – это латинский крест, состоящий из двух перекладин, одна из которых перекрещивает другую немного выше середины. Крест символизирует распятие Иисуса Христа, отсюда его другое название – крест Распятия.  
                                                        

   II. Ислам – основана пророком Мухаммадом, в VII веке. Мусульмане почитают единого Бога – Аллаха и считают, что Коран был дан пророку Мухаммеду архангелом Гавриилом. Символом ислама является полумесяц и пятиконечная звезда. Пятиконечная звезда обозначает пять столпов ислама или пять главных молитв, а полумесяц – приверженность лунному календарю.

Информация о работе Понятие символа в социологии