Понятие символа в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 18:01, реферат

Краткое описание

Кивание головой может быть знаком одобрения, а покачивание — знаком несогласия в рамках одной культуры и иметь противоположное значение в другой. В основе социологической интерпретации этого акта лежит не само действие, а различие между двумя типами движения головы. Например, одежда может отражать социальное различие, так как в ней содержится значение, которым наделяют ее элементы, свидетельствующие о социальном статусе ее обладателя. В социологии, в отличие от лингвистики, понятие символа используется в теоретико-философском аспекте и как инструмент расшифровки и описания конвенциональных значений, т.е. области коллективных представлений, объективации, сопровождающих индивида на протяжении его жизни.

Содержание

Краткий анализ используемой литературы…………………………… 3
Понятие символа в социологии………………………………………… 4
Отличие символа от знака……………………………………………… 7
Современная символизация……………………………………………. 9
Основные выводы………………………………………………………. 17
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

                                                      

   III. Буддизм - Одной из древнейших мировых религий является буддизм, который был основан индийским принцем Сидхартха Гаутама (Шакьямуни). Символом религии буддизм является Дхармачакра или «колесо закона». В центре колеса расположена ступица, символизирующая точку сознания. Восемь спиц колеса выражают восемь принципов, на которых основано учение.

 

Политическая символика

Политическая символика является неотъемлемой частью формирования и существования самосознания любого народа и его государства.

К национально-государственным символам относят герб, флаг, гимн, конституцию и.т.д. Национально-государственная символика воплощает идею национально-государственного единства и величия страны.

Национальный флаг олицетворяет независимость и суверенитет страны, ее место в мировом сообществе. Без государственного флага не проходит ни одна церемония. Вступая в должность, глава государства произносит клятву верности в присутствии государственного флага. Флаг каждого государства имеет свою историю.

 Герб государства является  символом стабильности и независимости  государства. Центральным элементом  гербов выступают изображения  растений, деревьев, животных. В государственном  гербе России центральное место  занимает изображение двуглавого  орла.

Гимн – патриотический символ, музыкальный эквивалент девиза, герба и флага.

Особенности символизации пищи в современном обществе

«Когда я ем, я глух и нем», – эта старая поговорка, верно отражая нормы потребления пищи как физиологического процесса, совершенно не соответствует огромной символической роли пищи в культуре, ее способности быть средством коммуникации.

В постиндустриальном обществе продукты и сам процесс питания приобретают новые значения, их символизация получает свои особенности и формы. Это связано с рядом социокультурных факторов: процессом глобализации; формированием новой структуры неравенства горизонтального типа; становлением общества потребления, виртуализацией и визуализацией культуры. Эти разнообразные факторы вызывают достаточно противоречивые тенденции в сфере потребления пищи.

Однако современная практика потребления свидетельствует о наличии и иных тенденций, связанных с его символическим характером, отражающем переход от потребления вещей к потреблению знаков. В сфере питания мы также можем очертить проблему появления «функциональной» пищи, которая, обладая высоким семиотическим статусом, становится знаком тех или иных отношений. При этом, одной из важнейших форм символизации пищи становится реклама. Показательно, что среди товаров личного потребления, чаще всего встречающихся в рекламе, первое место занимают продукты питания.

Основные способы символизации пищи в рекламе связаны с использованием принципов построения рекламного образа посредством репрезентации идей, героев и ситуаций. На основе их анализа можно выделить типы символических значений «функциональной» пищи: пища-новинка и серийная пища, здоровая пища, мобильная пища, молодежная пища и «пища досуга», «пища-путешествие».

Реклама пищи обращается к элементам социальной памяти, сохраняющимся в недрах культурного сознания, актуализируя архаические значения пищи. Так, символическая взаимосвязь пищи и сексуальности достаточно часто репрезентируется в современной рекламе. Вместе с тем, появляются новые мифологизированные представления, к которым, в частности, относится миф о «здоровой пище», которой конструируется средствами массовой информации и, в том числе, рекламой. Благодаря им, утилитарные, на первый взгляд, характеристики полезной, диетической пищи обретают знаковые функции. Пища, маркированная как «здоровая», является неотъемлемой частью и индикатором определенных жизненных стилей: субкультуры фитнеса и здорового образа жизни. Универсальная пища Макдональдса также не является «культурно-нейтральной», а связана с такими ценностными доминантами современного общества как мобильность, универсализм, молодость.

Пища как знак уже не отсылает к конкретным событиям и традициям, но служит обозначением абстрактных, плохо систематизированных явлений и отношений. Информационным каналом в «пищевой» коммуникации современного общества являются способы потребления пищи, обстановка и окружение, в котором осуществляется обмен теми или иными значениями. Мы получаем удовольствие не столько от самого физиологического процесса еды, сколько от его символического контекста. Образы и символы, заменяющие собой реальные пищевые продукты, отсылают к другим виртуальным образам, соединяясь хотя и в хаотичный, но самодостаточный, гиперреальный мир успеха и счастья.

Символ в рекламе

Никому не секрет, что реклама широко применяет целый арсенал символических, мифических и др. средств, отсылающих к трансценденции и к трансрациональным структурам сознания. Начинается символизация с брэнда: “в мире рекламы символы нынче зовутся торговыми марками” Чаще всего сообщение рекламы сразу же после ее восприятия забывается. Поэтому в начальный период рекламирования необходимо в единицу передавать большое количество информации в легко усвояемой эмоциональной форме. Символ позволяет активизировать подсознание, вспомнить необходимую информацию, извлечь ее из подсознания, чтобы затем оформить ее в осознаваемую потребность.

Реклама, в которой используются какие-либо символы, надолго запоминаются и несут намного больше, чем просто рекламную информацию. Так, например, рекламный ролик "Gillette" – фирма-производитель, - в котором рекламируется женский дезодорант "Jovialle" является очень символичным. В психологии существует такое понятие как "анимус", что означает следующее: олицетворение мужского начала в женском подсознании. В наше время, когда женщины заявляют о равных правах с мужчинами, этот ролик достаточно актуален, в то время как рекламируемый дезодорант весьма популярен, по крайней мере, среди молодых девушек.

Тотемные символы также широко используются в рекламных сообщениях, например, реклама сигарет "WINSTON" содержит такой слоган: "Полная свобода" и изображен орел, парящий над городом. Орел издавна считается гордой, свободной птицей. И в данном случае использование символа орла как свободы действий и свободы выбора усиливает содержательный и эмоциональный элементы рекламного сообщения.

 

 

 

 

 

 

Основные выводы

Прочитав и проанализировав литературу по данной теме, можно сделать следующие выводы:

  • Символ - является сферой функционирования бессознательного, воздействует на человека, способен воплощать ценности, которые еще не стали предметом логически рационального знания, концентрируя в себе представления о смыслах и ценностях, символ выполняет социально-организующую функцию, воздействуя на массовые движения и поступки людей. 
  • Символы и знаки – это не одно и тоже. Фундаментальное различие между ними заключается в том, что знаки никоим образом не участвуют в реальности и силе того, на что они указывают. Символы, хотя и отличны от того, что символизируют, участвуют в его смысле и силе.
  • Символы несут социально-значимое содержание. Они используется во всех сферах жизни человека.

 
Данные выводы могут подтвердить статьи Егоровой Ю.Р., Спировой Э.М. , Первушиной  Н.А.. В своих статьях они пишут о том, что символ есть нечто близкое к понятию «знак», но это далеко не одно и тоже. Понятия «символ» и «знак», таким образом, составляют противоположно направленные векторы континуума многозначности. Основным различием в этих понятиях, пересекающихся в ряде точек, является жесткая связь с предметной реальностью у знака, трудно поддающаяся изменениям, а у символа - гибкая, опирающаяся на широкое смысловое поле, допускающее множественное толкование и поиск нестандартных, но внутренне логичных связей. 

В статье Манасовой Г.А. «Использование символов в целостно педагогическом» говорится о том, что символика является древнейшим инструментом познания человеком мира и самого себя, то есть выступает своеобразным связующим звеном между многообразием культурных достижений и индивидуальным личностным опытом, содействуя его обогащению и формированию ценностных ориентиров поведения.  
Свойство символов нести социально-значимое содержание делает их необходимой составляющей педагогической деятельности человека уже на первых этапах развития человеческого общества.

 
 
 

 

Список используемой литературы

 

  1. Пирс Ч. Избранные произведения. М.: Логос, 2000. - 448 с. 
  2. Спирова Э. М. Функции символа/  Знание. Понимание. Умение. №2 2009г
  3. Егорова Ю.Р. Основные подходы к понимаю символа/ ФӘН-Наука №5 2013г
  4. Первушина Н.А. Феномен символа: концептуальные проблемы исследования/ Вестник ТГПУ №11 2011г
  5. Манасова Г.Н. Использование символов в целостном педагогическом/ Аналитика культурологи №15 2009г
  6. Луков В.А. Знаки и символы молодежи/ Знание. Понимание. Умение. № 3 2005г
  7. Особенности символизации пищи в современном обществе/ Сайт Самарского Государственного Университета. [http://www.samsmu.samara.ru/index.php?Itemid=411&id=422&option=com_content&task=view]

 

 


Информация о работе Понятие символа в социологии