Понятие социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Власть и социальное управление, как проявление двух основных формаций нашей цивилизации гражданского общества и государства, тесно переплетены между собой. В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и содержание социального управления 5
1.1 Понятие социального управления 5
1.2 Понятие функций социального управления 15
Глава 2. История управленческой социальной мысли 18
2.1 Истоки функций социального управления. 18
2.2 Теории социального управления в 20 веке 22
2.3 Развитие социального управления в России 32
Заключение 41
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВА РОБОТА.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

В 1941 г. Дж. Бэрнхейм написал книгу "Менеджерская революция", где  как основную провел идею о том, что  в современных условиях класс  капиталистов практически вытеснен классом управляющих.. По существу эта мысль во многом совпадает с мыслями М. Вебера, но с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры – такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия. Собственность, полагает Бэрнхейм, – это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет контроля, то нет и собственности, а контроль в настоящее время находится в руках менеджеров.

Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе высказал в своей книге "Концепции корпорации" (1946) ведущий теоретик менеджмента П. Дракер, который говорил в связи с этим о настоящем "менеджмент-буме", когда идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. В 1963 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Т. Парсонс – о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпораций, к управленческому и техническому персоналу. Апофеозом "менеджмент-бума" явился известный бестселлер Дж. Гэлбрейта "Новое индустриальное общество", основной пафос которого состоит в утверждении, что профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооруженный современной техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.

Основные суждения по управлению, высказанные в трудах ученых и  всех их последователей вплоть до сегодняшнего посвящены управленческой деятельности – соединению в управлении научного знания, технических средств, трудовых и эвристических способностей человека. Именно здесь были открыты и введены в действие огромные резервы рационализации и повышения построения рациональных систем управления, а на этой базе и с помощью управления – всей общественной и частной жизнедеятельности людей. Управленческой деятельности посвящена обширная и разноплановая научная литература, которую полезно и необходимо изучать каждому управленцу.

2.3 Развитие социального управления  в России

Начало развития управленческой науки в России было положено в XVII в. и преимущественно в рамках теории государственного управления. В развитии этой системы важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605–1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивший вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) управления.

Особую эпоху в развитии российской теории управления составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк – от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

- развитие крупной промышленности  и государственная поддержка  ремесленных производств;

- содействие развитию сельского  хозяйства;

- укрепление финансовой системы;

- активизация развития внешней  и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I – указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением – регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это было государственным управлением.

Заслуживают внимания и управленческие идеи И. Т. Посошкова (1652–1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести  разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым – эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Первая четверть XVIII века была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и  на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый  характер.

Идеи государственного управления нашли свое отражение в трудах А.П. Волынского (1689–1740). Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев (1686–1750). В области управления хозяйственными делами России В.Н. Татищев особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

Во второй половине XVIII века управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования  управления экономикой России по указанию Екатерины II было издано "Учреждение для управления губерний Российской Империи".

К началу XIX века невозможность управления Государством Российским старыми методами, необходимость преобразований осознавались высшей властью.

Основные преобразования управления экономикой в начале XIX века произошли  в период царствования Александра I. В 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, которые были построены  на началах личной власти и ответственности.

Особую роль в развитии управления в России сыграл М.М. Сперанский (1772–1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной думы, суда – в ведении Сената, управления государством – в ведении министерств, ответственных перед Думой.

В 1864 г. Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которым утверждалось всесословное самоуправление.

В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством таких  личностей, как С.Ю. Витте (1849–1915) и  А. С. Столыпин (1862–1911).

Программа реформ А.С. Столыпина затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу ее автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией.

В России еще до 1917 г. существовала школа административного права, в границах которой исследовались проблемы государственного управления.

Земская реформа в России XIX в. инициировала разработку вопросов государственного управления, которым посвящены работы Андриевского И.Е. "О наместниках, воеводах и губернаторах", Лохвицкого А.В. "Губерния, ее земские и правительственные учреждения" (1864), Васильчикова А.И. "О самоуправлении" (1870–1871), Алексеева А.С. "Начала современного правового государства и русский административный строй" (1905), Грибовского В.М. "Государственное устройство и управление Российской Империи" (1912), Елистратова А.И. "Основные начала административного права" (1914).

Вышедшие в предреволюционные  годы труды А.А. Богданова (1873–1928) "Всеобщая организационная наука (тектология)" (1913–1917) предвосхитили некоторые идеи кибернетики и общей теории систем. "Мой исходный пункт, – писал А.А. Богданов,– заключается в том, что структурные отношения могут быть обобщены до такой степени формальной чистоты схем, как в математике отношения величин, и на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим". Эти идеи в то время большинством не были поняты и не получили широкого распространения.

После окончания гражданской войны  руководством страны была поставлена задача перестройки государственного аппарата на научной основе. В связи с тем, что дореволюционная наука административного права не могла обеспечить этот процесс необходимыми научными знаниями, возникла потребность в развитии науки управления. Ее формирование осуществлялось в рамках движения научной организации труда и управления, сформировавшегося на основе работ, зарубежных специалистов по управлению: Тейлора, Файоля, Черча, Эмерсона, Форда и других. Для широкого изучения и внедрения научной организации труда и управления был создан целый ряд научно-исследовательских организаций. Ведущими стали Центральный институт труда (директор А. К. Гастев), Казанский институт научной организации труда (директор И.М. Бурдянский), Всеукраинский институт труда (директор Ф.Р. Дунаевский), Таганрогский институт научной организации производства (директор П.М. Есманский), Государственный институт техники управления (директор Е.Ф. Розмирович), Центральная лаборатория по изучению труда (руководитель В.М. Бехтерев).

Деятельность институтов и лабораторий была подчинена созданию систематизированных концепций в области организации труда и управлению. В большинстве этих институтов академическое изучение сочеталось с практической работой по рационализации труда и управления. Так, перед созданным в 1926 г. Государственным институтом техники управления была поставлена задача проведения научного анализа роли и значения планирования, учета и организации в сфере управления. В основу его работы была положена производственная трактовка учреждения, исходным пунктом которой являлось признание того, что всякий трудовой процесс, включая управленческий, в принципе поддается точному измерению, нормализации и регулированию. На этой основе делался вывод, что "реорганизации должны подвергаться именно техника управления и хозяйствования, техническая структура и техника ведения дел. Способом реорганизации является постановка этой техники на началах научной организации труда и управления с целью максимального управления, удешевления и превращения нашего госаппарата в наиболее доступный широким народным массам аппарат.

Рядом авторов (Н.А. Витке, П.М. Керженцев  и др.) предлагалось наряду с оргпроектированием и механизацией управленческого  труда включение в исследование проблем управления анализа отношений  в коллективе, стимулирования труда и т. п..

Розмирович отрицала проблему "человеческих отношений" в управлении, исходя из того, что здесь "ничего не остается для администрирования и руководства  коллективом. Здесь только всеопределяющее  влияние техники и сам администратор  только техник и ничего больше". Исходя из этого она считала, что "ставить вопрос об администрировании как о создании специальной социологической доктрины в условиях пролетарской диктатуры не нужно и теоретически неверно. Можно принять научное администрирование как часть научной организации труда, но не больше".

Политика узкого техницизма, проводимая Институтом техники управления в  рационализации управления, и его  теоретическое обоснование – "метод  производственной трактовки учреждения" – были подвергнуты резкой критике и признаны вредными.

Для руководства работой по НОТ  и управлению в 20-е годы был создан Совет научной организации труда (СовНОТ) во главе с наркомом РКИ  В.В. Куйбышевым.

Под флагом НОТ начался период быстрого развития отечественной теории управления. Вокруг таких ученых, как А.К. Гастев, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Е.Ф. Розмирович, И.М. Бурдянский, О.А. Ерманский, стали формироваться первые школы управления.

Исследования в области науки  управления и административного  права были прерваны в середине 30-х годов, по административному праву были возобновлены после Первого всесоюзного совещания по вопросам науки советского государства и права в июле 1938 г.

Поскольку возрождения науки управления не состоялось, исследование проблем  государственного управления перешло к науке административного права. В течение более 20 лет наука административного права исследовала проблемы государственного управления.

В начале 60-х годов в нашей  стране возобновились исследования проблем управления, но уже на новой  основе. Условно можно выделить три направления, по которым развивались исследования вопросов управления: 1) общая теория социального управления; 2) государственное управление; 3) управление производством.

Относительно сформировавшимся можно  считать только третье из перечисленных направлений, по которому читается специальный курс в высших учебных заведениях, издан целый ряд учебников и имеется обширн

Социальное управление представлено неоднородными работами общефилософского характера, в основном посвященными государственному управлению и управлению делами общества.

Второе направление исследования проблем управления – государственное  управление – представлено в основном работами, выполненными юристами, которые  занимались проблемами государственного управления в смежных государствоведческих областях науки: теории государства и права, государственного и административного права. С одной стороны, это давало им определенную подготовку в осуществлении исследования проблем государственного управления; с другой стороны, не позволяло вырваться из рамок категорий и методов юридической науки. Несмотря на углубление управленческой тематики и расширение неюридической проблематики в целом исследование проблем государственного управления по общему праву не отрывалось от традиционной почвы государственно-правовых исследований.

Исторически сложившийся подход к  государственному управлению с юридических  позиций не обеспечивал эффективного развития теории и практики государственного управления.

И только в начале 60-х годов было высказано мнение, что наука государственного управления должна быть комплексной, охватывающей как государственно-правовые, так и социально-экономические, психологические, технико-организационные и естественнонаучные аспекты управления, но этот подход не встретил поддержки, а вызвал возражения.

Были предприняты попытки формирования теории государственного управления как  преимущественно социологической  науки, что встретило возражения со стороны некоторых государствоведов, которые увидели в этом опасность  превращения государственного управления в эклектическую науку.

В целом следует сказать, что  социальное управление как самостоятельное  научное управление и особая учебная  дисциплина пока только складывается, не имеет единого статуса и  стандарта, а логика и методология  предмета пока не выстроены на уровне тех требований, которые предъявляются к этой отрасли знаний и учебной дисциплине. 1.2 Понятие функций социального управления

Информация о работе Понятие социального управления