Потребности и ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:32, доклад

Краткое описание

В современном обществознании термин «потребность» имеет несколько распространенных значений.
Потребность — в самом, общем понимании — существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в не которой совокупности внешних, условий его бытия, притязание внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности (шире — как причина всякой жизнедеятельности).

Вложенные файлы: 1 файл

ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕННОСТИ.docx

— 39.92 Кб (Скачать файл)

ПОТРЕБНОСТИ И  ЦЕННОСТИ

 

В современном обществознании термин «потребность» имеет несколько  распространенных значений.

Потребность — в самом, общем понимании — существенное звено в системе отношений  любого действующего субъекта, это  определенная нужда субъекта в не которой совокупности внешних, условий его бытия, притязание внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности (шире — как причина всякой жизнедеятельности). Таково наиболее общее, философское, значение категории «потребность», оказывающее прямое или косвенное влияние на трактовку этого понятия в рамках социологии, политической экономии, общей и социальной психологии, демографии, комплекса дисциплин, изучающих политические - процессы, и других общественных наук. Этимология данного понятия такова, что оно распространяется на весь мир органической и социальной жизни, как бы указывая на естественную связь между этими двумя высшими формами движения материи. В известной мере именно этим обстоятельством объясняется и многогранность понятия потребности, и его достаточно общий характер.

Более развернутое значение этой категории связано прежде всего с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, а следовательно, о носителе потребностей. В качестве такового могут выступать любой биологический организм, человеческий индивид, естественно сложившееся сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальный слой или социальная группа в рамках данного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы и т.п.), наконец, человечество в целом. Специфика социологического анализа проблемы потребностей заключается в выяснении взаимоотношений между выделенными здесь социальными субъектами. В данном случае потребности предстают функционирующими на уровне общества, социальной группы и личности, причем каждый из этих уровней обладает определенным своеобразием, внутренней спецификой. В то же время они взаимопроникают друг друга, образуя бесконечный водоворот человеческих стремлений и желаний, сложное разнообразие факторов, обуславливающих их, пеструю картину результатов этих стремлений, проявляющихся в действиях и поступках людей.

Перекрещивание потребностей этих субъектов, совпадение между ними, их объединение и расхождение, сходство и конфронтация, преломление одного уровня развертывания потребностей в другом образуют сложную систему, принципы развития и функционирования которой могут быть поняты лишь на основе материалистического понимания  истории.

Другая линия конкретизации  категории «потребность» связана  с уточнением той совокупности предметов  наличного бытия, природных и  социальных условий существования  субъекта, которые выступают в  качестве объекта потребности. Мера «материальности» или «духовности» потребности, степень ее обобщенности, ее «приземленность» или, наоборот, «возвышенность» определяются не только свойствами самого субъекта, вовлеченными в рассматриваемое отношение, но и свойствами самого предмета потребности.

Различные группы общественных, наук исследуют разные блоки в  сложной картине потребностей. Одни части ее разработаны более подробно, другие — лишь обозначены пунктиром. Попытаемся воссоздать основные контуры  этой картины, с тем чтобы, опираясь на них, сформулировать более или  менее общее понятие потребности.

В своем наиболее общем  значении понятие потребности выходит  за рамки общественной науки. Потребность  — неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятельности  организма, внутренний стимул всякого  поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия организма и миром, окружающей средой.

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного, отношения к условиям внешней  среды. Сам характер этой избирательности  задается состоянием организма. В этом избирательном отношении, в стремлении его к определенным предметам  внешнего мира, к определенным условиям среды обнаруживается внутреннее противоречие организма, напряжение, которое должно быть снято действием самого организма. Именно в силу наличия той или  иной потребности организм становится субъектом действия, деятельности.

Всякий сложный организм характеризуется не одной какой-либо потребностью, а системой потребностей, которая связана с взаимодействием  его функциональных структур. Чем  сложнее организм, тем большее  значение приобретает взаимосвязь  его частей. Потребности организма, динамичны, взаимозаменяемы, цикличны. Любая потребность возникает  как состояние неудовлетворенности, беспокойства, нарастает все больше и больше до последних пределов, удовлетворяется и гаснет вплоть до нового напряжения, возникающего в  результате растраты жизненных сил. Пределы колебаний потребности  от ее возникновения до удовлетворения суть характеристики определенных жизненных  циклов организма и вместе с тем  объективные границы его бытия: обострившаяся до крайности и  полностью неудовлетворенная потребность  ведет к его разрушению и гибели. Сама жизнедеятельность сопровождается постоянной сменой фаз состояний  потребностей, переходами этих фаз  друг в друга. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения. У наиболее сложных организмов цикличность потребностей дополняется их эластичностью. Социализация потребностей человека. Всемирная история — это прежде всего история развития потребностей человека и способов их удовлетворения, история создания материальных средств деятельности, предназначенных для реализации этих потребностей, а отнюдь не история чистой мысли, самосознания и т.п. Одна из коренных предпосылок исторического прогресса, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, состоит в том, что «сама удовлетворенная первая потребность, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом».

Животное не знает новых  потребностей. Жизнь даже высокоорганизованных животных состоит в удовлетворении генетически заданного круга  потребностей. Дифференциация особей животного стада по их физической силе, выносливости, быстроте реакции. Наблюдательности, способности к  общению и т.д. не приводит к возникновению  новых потребностей. Совсем иное дело – дифференциация способностей людей, членов человеческого сообщества. Здесь  индивидуальные различия приводят к  поиску и отбору новых средств  деятельнсоти, которые превращаются, закрепляясь в индивидуальном и групповом опыте, в новую потребность данного сообщества человеческих индивидов, что оказывает существенное воздействие на повышение жизнеспособности всего общества.

В самом исходном пункте речь идет об удовлетворении биологических  потребностей зарождающегося коллектива. Но удовлетворение этих потребностей физического существования с помощью созданных человеком средств удовлетворения, то есть небиологическим путем. В этом и состоит суть первого исторического акта. Возникает качественно новый тип эволюции, основанный на приумножении средств удовлетворения потребностей и на превращении этих средств в предметы новых, собственно человеческих потребностей. Следовательно, способность к расширению круга потребностей и к порождению новых – важнейший момент социализации потребностей, их очеловечивания.

В то же время этот процесс  выделения человека из животного  мира представляет собою и процесс  качественного преобразования самих  биологических потребностей человека, их наполнения социальным содержанием, обусловленный специфическими особенностями  трудовой деятельности людей.

 

Ценность, понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. В различных подходах ценность рассматривается как атрибут материального или идеального предмета или как сам предмет (предмет обладает ценностью или является ценностью); как любой значимый предмет или предмет особого рода; как социально-стереотипное или индивидуально-специфическое образование.

Духовные стремления, идеалы, принципы, нормы нравственности относятся  не столько к сфере действия интересов, сколько к области ценностей. Стимулы и причины человеческой деятельности получают здесь дальнейшее развитие: потребности, преобразованные  в интересы, в свою очередь, «превращаются» в ценности.

|Каждое из этих преобразований содержит в себе определенные качественные моменты. Как мы видели, при преобразовании потребностей в интересы на первый план выступили те характеристики побуждений деятельности, в которых проявляется отношение к социальным институтам. На новом этапе, то есть при «превращении» интересов в ценности, также меняется предмет отношения. Содержание ценностей обусловлено культурными достижениями общества. Мир ценностей — это прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Именно в силу этого ценности нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интересов. Они обладают относительной самостоятельностью.

В мире ценностей вновь  происходит усложнение стимулов поведения  человека и причин социального действия. На первый план выступает не то, что безусловно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Эта третья группа стимулов поведения может быть не менее активной побудительной силой действия, чем две первые. Ценностные стимулы затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них нет ни подвига, пи понимания общественных интересов, ни подлинного самоутверждения личности. Только личность, действующая во имя идеалов-ценностей, способна объединить вокруг себя других людей, способна стать выразителем определенных социальных интересов и общественных потребностей.

Касаясь этой сложной проблемы, Н. 3. Чавчавадзе пишет: «Говорят, что  деятельность человека мотивирована его  потребностями: не имея потребностей, человек не стал бы и действовать. Это, вероятно, правда. Но правда заключается  и в том, что деятельность, целиком  и полностью определяемая потребностью, никак не может быть свободной, созидающей новые ценности творческой деятельности. Пока человек находится во власти потребности, говорить о свободе  нечего. Он должен в той или иной мере освободиться от этой власти, преодолеть свое подчинение потребностям, стать выше них. Свобода человека есть всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление».

Разные типы отношений  между потребностями, интересами и  ценностями порождают разные типы личности. Человек, в мотивации деятельности которого доминируют лишь самые необходимые  нужды, не может быть свободен. Он действует  под контролем внешних обстоятельств. Каждая его потребность, не превратившаяся в ценностное отношение, порождает  лишь новые средства его зависимости.

Усложнение мотивации  поведения, связанное с преобразованием  потребностей в интересы,— важный шаг в развитии свободы. Борьба за реализацию социальных интересов формирует  гражданственность, воспитывает политическое мышление.

Что касается ценностей духовной культуры, то они представляют собою  те стимулы деятельности, которые  находятся, по словам К. Маркса, «по  ту сторону материального производства». Они связаны не столько со средствами и условиями человеческого бытия, сколько с идеей назначения человека, с теми движущими силами поведения, в которых творчество в различных  его формах и проявлениях выступает  в качестве самоцели.

Ясно, что, пока существует материальная нужда, эксплуатация, противопоставление материального и духовного производства, пока страх за настоящее и будущее  остается стимулом поведения, ценности духовной жизни не могут стать  всеобщим мотивом человеческой жизнедеятельности. Историческая миссия социализма связана  с решением этой проблемы. Освобождение труда, обобществление средств производства, развитие демократии создают предпосылки  для преодоления существенной разницы  между физическим и умственным трудом, для сближения мотивов деятельности в сфере материального и духовного  производства, а следовательно, и для того, чтобы ценности духовной культуры стали всеобщим мотивом поведения людей.

Развитие и усложнение системы побудительных мотивов  человеческой деятельности порождает  обратную связь между потребностями, интересами и ценностями. Духовные ценности и нравственные нормы воздействуют на социальные интересы. Они обусловливают  цели социально-политического развития общества все в большей и большей  мере. В этом проявляется возрастающая роль духовной жизни и общественного  сознания. В свою очередь, интересы воздействуют на потребности, на развитие производства и социально-экономических  отношений. На современном этапе  именно эта сторона взаимодействия между потребностями, интересами и  ценностями выступает на первый план, что сказывается в повышении  роли социальных факторов в развитии общественного производства, в формировании человека с новым кругом потребностей и интересов.

Возвышение потребностей в условиях социализма представляет собою процесс, регулируемый интересами и ценностями. Вне этой связи трудно попять и проблемы становления так  называемых разумных потребностей, то есть потребностей, сообразованных с  ценностными идеалами и с общественными  интересами.

Однако, прежде чем анализировать воздействие ценностей па интересы и потребности, остановимся па вопросе о том, что представляют собою сами ценности.

В советской философской  и социологической литературе проблема ценностей анализируется с начала 60-х годов. Первой книгой, посвященной  этому вопросу, была работа В. П, Тугарипова «О ценностях жизни и культуры» (Л., 1960). Он показал несостоятельность той точки зрения, будто само понятие ценности принадлежит идеалистической, неокантианской философской традиции. «Ценностный подход,— писал он в другой работе,— органически присущ марксизму-ленинизму, как живому учению, зовущему к революционному действию. Он представляет собой необходимый «мост» от теории к практике, посредствующее звено между ними…(Мы можем определить понятие ценностей в самом общем смысле так: ценности суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала. Из этого определения следует, что ценностью может быть не только то, что существует, но и то, что еще надо осуществить, за что надо бороться».

Информация о работе Потребности и ценности