Потребности и ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:32, доклад

Краткое описание

В современном обществознании термин «потребность» имеет несколько распространенных значений.
Потребность — в самом, общем понимании — существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в не которой совокупности внешних, условий его бытия, притязание внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности (шире — как причина всякой жизнедеятельности).

Вложенные файлы: 1 файл

ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕННОСТИ.docx

— 39.92 Кб (Скачать файл)

При дальнейшей разработке этой проблемы преимущественное внимание было сконцентрировано на духовных и  нравственных ценностях как неотъемлемом компоненте духовной жизни общества. Но что такое сама духовная жизнь? Марксистская социология рассматривает  ее в трех основных аспектах. Во-первых, она рассматривается как общественное сознание, как отражение общественного  бытия. В этом определении утверждается материалистический подход к анализу  духовной жизни общества и к духовным ценностям. Духовная жизнь общества не может быть понята ни в качестве абсолютно самодовлеющего начала, ни в виде проявления неких трансцендентных мистических сил. Концепция относительной самостоятельности отдельных форм духовной жизни, так же как и концепция обратного воздействия этих форм на порождающие их основания, вполне вписывается в данное определение, поскольку само понятие отражения трактуется в качестве весьма сложного процесса, обладающего массой самых разнообразных свойств: отражение материальных явлений и отношений в общественном сознании предполагает их преломление в сознании под определенным углом зрения, их трансформацию, их многократное взаимоотражение, взаимовлияние и т. д.

Второе определение духовной жизни выделяет в ней момент духовного  производства. Здесь содержится указание на то, что идеи и ценности, распространенные в обществе и составляющие исходные компоненты его духовной жизни и общественного сознания, определенным образом производятся, создаются, распространяются и воспроизводятся. В подавляющем большинстве случаев этот процесс осуществляется спонтанно, стихийно, опираясь на традицию и на иные устоявшиеся механизмы духовной деятельности. Однако в современной общественной жизни все большее значение приобретает процесс целенаправленного производства идей, намеренного создания определенных умонастроений в соответствии с классовыми интересами.

Третье определение духовной жизни общества рассматривает ее в качестве культуры как функционирующей  и развивающейся системы духовных или культурных ценностей. Здесь  содержится прямое указание па преемственность  культурных традиций, каждая из которых  выражает определенный тип социально-классового отношения к действительности.

Во всех трех определениях духовной жизни содержится явное  или неявное указание на связь  явлений общественного сознания, духовных ценностей с интересами. Общественное сознание отражает общественное бытие сквозь призму потребностей и  интересов, духовное производство осуществляется во имя интересов определенных социальных сил, культурные традиции так или  иначе связаны с социальными  интересами.

Личность и  взаимоотношение личности и общества

Личность – выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. В процессе своей жизнедеятельности в обществе личность играет различные социальные роли. Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо».

Для этого существует целая  система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения.

Границы ролевого поведения  достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению  равновесия всей социальной системы. Но эти границы не абсолютны: роль задаёт общую направленность и цель действий, а стиль их выполнения – фактор вариантный. Например, роль директора  фирмы предполагает реализацию функций  руководства, управления, и её нельзя смешивать с функцией подчинения или заменять ею. Но руководство  может осуществляться различными методами: авторитарными, демократическими, попустительскими, и в этом плане роль директора  фирмы не накладывает Никах ограничений.

Один и тот же человек  выполняет множество ролей, которые  могут противоречить, не согласовываться  друг с другом, что приводит к  возникновению ролевого конфликта. Примером тому может служить конфликт профессиональной и семейной ролью женщины. Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определённое место и в соответствии с ним выполняет определённые функции. Этот слой отношений описывается понятием межличностная роль. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо. Зачастую человек вынужден учитывать в своём поведении эту разнообразную палитру ожиданий, предъявляемых к нему, ориентироваться не на одну, анна несколько групп сразу.

Социальные роли различаются  по степени из важности для нормального  функционирования всего общественного  организма. Это связано с местом той или иной группы в социальной структуре, с их значимостью для  поддержания её стабильности. Интегративным  показателем положения социальной группы и отдельной личности в  системе общественных отношений  является социальный статус. В любом обществе и в любой сфере общественной жизни существует пирамида статусов, определяющая и закрепляющая социальное неравенство.

Теория ролей хорошо описывает  адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.

Социология личности оперирует  категориями, которые нередко рассматриваются  как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности  социологического анализа. Когда употребляется  понятие «формирование личности», то имеется в виду единство объективных  и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете  влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно  говорить о многостороннем воздействии  на личность и соответственно формировать  ее развитие. Понятие «развитие личности»  характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.

Воспитание связано с  субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления  об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней  среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты. Социализация представляет собой процесс  становления личности, постепенное  усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик  сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с  первых лет жизни и заканчивается  к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные  им, не говорят о том, что процесс  социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения  педагогической культуры родителей, о  выполнении человеком ответственных  поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Для  успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.

Процесс формирования, по его  мнению, происходит по трем различным  стадиям:

1) стадии подражания и  копирования детьми поведения  взрослых;

2) игровой стадии, когда  дети осознают поведение как  исполнение роли;

3) стадии групповых игр,  на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа  людей.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в  развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и  их последующей перестройке в  зависимости от опыта и социального  взаимодействия. Эти стадии сменяют  одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.

Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в  детстве в большей мере имеет  дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в  которой социализация взрослых рассматривается  не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов. Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд  выделил психологические механизмы  социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Идентификация — способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия.

Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть. Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального наущения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку она считается основной формой социализации.

В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи  как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более  того, ответственность за воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив  на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи  принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые  впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-социальной жизни. Эстафету социализации личности принимает школа.

По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых молодым  человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток  учится понятию о Родине, в общих  чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Мощным инструментам социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная  обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как  созидательных, так и разрушительных задач. И, наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью  человека. Недостаточно просто обладать знаниями. Необходимо обратить их в  убеждения, которые проявляются  в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и образует характерные  черты и качества, свойственные тем  или иным типам личности.

В современных условиях процесс  социализации предъявляет новые  требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического  и духовного возрождения могут  быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь.

Только человек, глубоко  убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического  процесса. Во-вторых, чрезвычайная сложность  процесса социализации личности требует  постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем. В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей. В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей.

Информация о работе Потребности и ценности