Право-социальное обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Вложенные файлы: 1 файл

Право социального обеспечения.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- ежемесячное пособие на ребенка. Отдельными нормативными актами предусмотрены: пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей; гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; социальное пособие на погребение. Система компенсационных выплат -- новое явление для российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы; за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; женам (мужьям) военнослужащих и женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; на питание учащимся; вынужденным переселенцам и беженцам; на санаторно-курортное лечение; инвалидам на обслуживание транспортных средств. Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это -- медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов транспортными средствами или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалида; протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения. Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 г. СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699. предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат ( социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). В связи с введением в действие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору ( контракту) и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статья 8 настоящего Федерального закона устанавливает перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании; в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска ( сверх ежегодного оплачиваемого отпуска), на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания; протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному лицу для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или уходе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены принципы права  социального обеспечения: понятие, общая характеристика и их содержание. Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой -- указывают основные тенденции ее развития. До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, других нормативным актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения. По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

- общеправовые, свойственные всем отраслям права;

- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;

- отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;

- внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

К общеправовым относятся принципы: признание и  гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые: обеспечение достойной жизни  и свободного развития человека, обеспечение  государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда  и др.

Внутриотраслевые  принципы касаются отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.). В отношении отраслевых принципов следует отметить, что ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному их формулируют и указывают их количество. В данной курсовой работе раскрыто содержание следующих отраслевых принципов права социального обеспечения:

- всеобщность социального обеспечения;

- осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

- дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств;

- обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

- гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

- многообразие видов социального обеспечения;

- участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция  и государственная символика  Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2010. - 64 с.

2. Основы законодательства  Российской Федерации об охране  здоровья граждан от 22 июля 1993 г.  № 5487-I (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г. № 33. Ст. 1318.

3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Российская газета. 2001. 20 декабря.

4. Федеральный закон «О  государственной социальной помощи»  от 17 июля 1999 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах  обязательного социального страхования» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. №  29. Ст. 3686.

6. Федеральный закон «Об  иммунопрофилактике инфекционных  болезней» от 17 сентября 1998 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.

7. Федеральный закон «О  борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном  социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.

9. Федеральный  закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ  «Об основах социального обслуживания  населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. №  50. Ст. 4872.

10. Федеральный  закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

11. Федеральный  закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ  «О государственных пособиях  гражданам, имеющим детей» (с изм.  и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929.

12. Федеральный  закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212; 1997. № 3. Ст. 352.

13. Закон РФ  от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 г. № 27. Ст. 920.

14. Закон РФ  «О государственных пенсиях в  Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. (утратил силу). // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

15. Постановление  Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. № 925 «Об установлении величины  прожиточного минимума на душу  населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2009 г.» // Справочная система «Гарант».

16. Постановление  Правительства РФ от 20 мая 1998 г.  № 463 «О Программе пенсионной  реформы в Российской Федерации» // РГ. 1998. 26 мая.

17. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991 г. № 52. Ст. 1865.

18. Азарова Е.Г., Виноградова З.Д., Полупанов М.И. Концепция развития законодательства в социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства. 3-е изд. М., 1998.

19. Азрилиян  А.Н. Юридический словарь. 8250 терминов. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 1152 с.

20. Андреев В.С.  Социальное обеспечение в СССР. М.: Юрид. лит., 1971.

21. Долженкова  Г.Д. Право социального обеспечения:  конспект лекций. -- М.: Юрайт-Издат, 2007. -- 187 с.

22. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г.  Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейный комментарий к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). - М.: ТК Велби, 2003.

23. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального  обеспечения России: Учебник. 2-е изд., испр. и перераб. - М.: БЕК, 2002.

24. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа  в России. - М.: Р. Валент, 2002.

25. Пенсионная  реформа // Библиотека журнала  «Социальная защита» 1996. № 3. С. 13.

26. Право социального  обеспечения: Учеб. пособие для вузов / А.К. Соловьев, В.В. Курочкина, Д.А. Никонов и др.; Под ред. А.К. Соловьева, В.В. Курочкиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 319 с.

27. Право социального  обеспечения: Практикум. Нормативные  акты. Образцы документов / Под ред. Э.Г. Тучковой. - М.: Новый Юрист, 1997.

28. Право социального  обеспечения России: учеб. / М.О. Буянова,  К.Н. Гусов и др.; под ред.  К.Н. Гусова. - 3-е изд., перераб.  и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 488 с.

29. Романова  Е.В. Право социального обеспечения. - СПб.: Питер, 2005. – 208с.

30. Сулейманова  Г.В. Право социального обеспечения:  Учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К?», 2006. - 464 с.

31. Удалова А.В.  Право социального обеспечения:  учеб. пособие. 2-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2007. - 186 с.

32. Шайхатдинов  В.Ш. Право социального обеспечения  Российской Федерации: Учеб. пособие. Вып. 1. - Екатеринбург, 1996.

Введение

Показателем самостоятельности  отрасли права является наличие  не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности. Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов. В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы «права своего времени». При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права. Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы. Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.

1. Принципы права  социального обеспечения.

Информация о работе Право-социальное обеспечения