Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённом законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ шпоры.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

Расходы по реализации прав и льгот, предусм-е ФЗ «о ветеранах» покрыв-ся из федер.бюджета(оплата проезда на жд., воздушном, водном транспорте, оплата квартирн.телефона, санаторно-курортное лечение, обеспечение инвалидов войны транспортн.средствами и др.) и бюджетов субьектов РФ(оплата жилья в домах гос.и муниц.жилищ.фонда, коммунал.услуг,топлива, лекарств.средств и т.д. ).

 

13. Согласно З-ну «ОСС» обязательное социальное страхование (ОСС) представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан,иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих ОСС.

Основными принципами осуществления ОСС являются: 1)устойчивость финансовой системы 2)всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; 3)государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика; 4)государственное регулирование системы ОСС; 5)обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов ОСС; 6)ответственность за целевое использование средств ОСС.  Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;3) у страховщика - с момента регистрации страхователя; 4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; 5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;2) пенсия по старости;3) пенсия по инвалидности;4) пенсия по случаю потери кормильца;5) пособие по временной нетрудоспособности;6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;9) пособие по безработице; и т.д.

 

14. Субъектами ОСС являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС уплачивать страховые взносы (обязательные платежи), а в отдельных случаях, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с Фз-ми о конкретных видах ОСС для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС. Права и обязанности застрахованных лиц. Имеют право:1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены Фз-ми о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных Фз-ми, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении;2) на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;3) на участие через своего представителя в управлении обязательным социальным страхованием;4) на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей; Застрахованные лица обязаны:1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения2) вносить страховые взносы, если такая обязанность установлена Ф-ми о конкретных видах обязательного социального страхования.

 Права и обязанности страховщиков. Имеют право:1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов 3) взыскивать со страхователей в порядке недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления 4) обращаться в установленном федеральным законом порядке в арбитражный суд с заявлением о признании страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов ;5) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов Страховщики обязаны:1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;2) обеспечивать сбор страховых взносов, а также своевременную выплату страхового обеспечения 3) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;4) осуществлять учет страховых взносов;5) осуществлять регистрацию страхователей;6) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей.

Права и обязанности  страхователей Имеют право:1) участвовать через своих представителей в управлении ОСС; 2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды ОСС страховщикам и в Правительство Российской Федерации;3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам ОСС и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов (обязательных платежей) и пользоваться предоставленными в соответствии с законодательством Российской Федерации льготами; 6) обращаться в суд для защиты своих прав. Страхователи обязаны:) встать на учет и сняться с учета у страховщика 2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей);4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику отчетность по установленной форме;5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов;6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

 

15. Индивидуальный учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с зак-м РФ, орган его осуществ-й ПФР. Целями индивидуального учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; упрощение порядка назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.   Индивидуальный (персонифицированный) учет строится на принципах: единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в ПФРФ и учета сведений о застрахованных лицах; доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы ПФРФ; использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, исключительно для целей пенсионного обеспечения, в том числе для реализации пенсионных прав; осуществления индивидуального учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии. Права и обязанности застрахованного лица: имеет право:получить бесплатно один раз в год в органах ПФРФ по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете; получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в ПФ РФ; в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд. Обязано:пройти регистрацию в органах ПФРФ; получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников органов ПФРФ; обращаться с заявлениями в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства; Права и обязанности страхователя: потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство ОПС. Обязан: в установленный срок представлять органам ПФРФ сведения о застрахованных лицах; получать в органах ПФРФ страховые свидетельства ОПС, а также их дубликаты  и выдавать их под роспись застрахованным лицам, работающим у него по трудовому договору или заключившим договор гражданско - правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы;Права и обязанности органов ПФРФ, связ-е с осущ-м индив.учета: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений;осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу; Обязаны:обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах, а также бесплатно предоставлять сведения один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению.

 

 

 

16. понятие  и осн-е гос.соц. помощи (ГСП)

ГСП – пред-е малоимущим семьям/малоимущим одиноко прожив-м гр-м за счет средств соотв-х бюджетов бюджетн. сист-ы РФ соц-х пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необход-х товаров;

Цели ГСП: поддер-е уровня жизни малоимущих семей+малоимущих одиноко прожив-х гр-н, среднедуш-й доход которых ниже величины прожиточ-го min, уст-го в соотв-м субъекте РФ;

Принципы: адресность  и рациональность испол-я бюджетных средств.

Виды: 1. ден-е выплаты (соц-е пособия, субсидии, компенсации и др. выплаты); 2. натур. помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.)

Источником  финансирования ГСП: средства федер-го бюджета, бюджетов субъектов и местных бюдж.

Периоды оказания ГСП: единовременно/на период не менее 3 мес.

Получатели: малоимущие семьи и малоимущие одиноко прожив-е гр-е, котор. по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход по независящим от них причинам ниже прожиточного min, уст-го в субъекте РФ.

ГСП оказ-ся в  пределах разницы м/у величиной рег-го прожиточного min и доходом малоимущего лица.

ГСП назнач-ся органом  соц. защиты населения по м/ж /по месту  пребывания малоимущего лица на основании  его заявы. В заяве д.б. указаны сведения о составе семьи, доходах и принадл-м ему (семье) имущ-ве на праве соб-сти. Представл-е сведения м.б. подвергнуты комиссионному обслед-ю. Фактич-и подразум-ся "проверка нуждаемости". Нуждаемость - это такое матер-е полож-е, при котор. индив-й доход лица/среднедушевой доход семьи ниже прожиточного min по независ-м от них причинам. В этом случае семья (одиноко проживающий человек) призн-ся малоимущей(им) и имеет П. на получ-е  ГСП

 

17. Виды  обеспеч-я в рамках ГСП (соц  пособия, компенсац, субсид. и  др.)

Осн-м принципом распр-я  средств  явл-я принцип адресного  и рационального использования. Видами адресной помощи являются: социальное пособие, субсидия, компенсация.

соц. пособие – безвозмезд. предост-е гр-м опр-й ден. суммы за счет средств соотв-х бюджетов бюджетной системы РФ;

субсидия - имеющая целевое назнач-е оплата предоставляемых гр-м матер-х благ/оказыв-х услуг;

компенсация – возмещ-е гр-м произвед-х ими расходов, уст-х законод-вом.

По ряду признаков  в кач-ве соц. помощи следует рассм-ть соц-е пенсии и многие виды компенс-х  выплат, котор. сегодня предост-ся не адресно, т.е. нез-мо от уровня индив-го/среднедуш-го дохода. 1. они назнач-ся лицам, не приобретшим права на к-л труд. пенсию, не имеющим заработка/труд. дохода (пр, находящ-я в вынужд-х отпусках без сохр-я з/п и др.), т.е. явл-ся для них осн-м источником средств сущ-я. 2. источником их финан-я служат бюджеты различ-х выплат. 3. их размеры соотн-ся с уст-й МОТ, а не с прежним заработком/труд. доходом обратившегося.

Можно предположить, что  в перспективе они также б. предост-ся с учетом уровня доходов  и величины прожиточного min.

 

21. НА: «Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» утверждены постановлением СМ СССР в 83 г.

Непрерывный трудовой стаж (НТС) - это продолжительность последней непрерывной работы,  иной деятельности (общественно-полезной, например) и других периодов.

В НТС включаются (помимо работы)

- период перехода с  одной работы на другую, если  перерыв не более 1 мес. или  3 недель (разные основания)

     * перерыв удлиняется на время,

- необходимое для проезда  к новому месту жительства.

- на число дней нетрудоспособности, если она была

- время прохождения  гражданином альтернативной гражданской  службы

- отпуск по уходу  за ребенком

- и др.

НТС сохраняется:

- если перерыв в работе не превысил двух месяцев:

* при поступлении на  работу лиц, работавших в районах  Крайнего Севера и приравненных  к ним местностях в случае  увольнения в связи с истечением  срока трудового договора;

* при поступлении на  работу после освобождения от работы за границей в отечественных или в международных организациях;

* и др.

- если перерыв в  работе не превысил трех месяцев:

*при увольнении по  состоянию здоровья 

* в связи с установлением  инвалидности 

*. в связи с переводом  мужа (жены) на работу в другую местность

* и др.

НТС не сохраняется после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

*при увольнении за  виновные действия;

*вступление в законную  силу приговора суда, которым  работник осужден к лишению  свободы или исправительным работам не по месту работы;

*повторное увольнение  по собственному желанию без  уважительных причин.

Периоды не прерывающие НТС, но не засчитывающиеся в него

- время очного обучения  в вузах, средних специальных  учебных заведениях, в аспирантуре  или ординатуре;

- время получения пособия  по безработице; 

- время отбывания исправительных  работ без лишения свободы  и др.

- и др.

В соцобеспечении юридическое  значение придается НТС только при  назначении пособий по временной нетрудоспособности (ПВН).

ПВН = 100% от среднего заработка, если НТС = не менее 8-ми лет.

ПВН = 80%, если НТС = от 5-ти до 8-ми лет

ПВН = 60%, если НТС = менее 5-ти лет

Исключения, пособие = 100% от заработка независимо от стажа:

*Получившие  трудовое увечье и профессиональное  заболевание.

Информация о работе Право социального обеспечения