Практика исследование социологии профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:11, реферат

Краткое описание

Это связано с тем, что общество, а именно его профессиональная сфера, оказалась практически не готовой к интенсивным и глубоким изменениям, поскольку большинство граждан, выработав привычку, долгое время работать в определенно заданных, стабильных условиях, не оказались в состоянии адаптироваться к быстро меняющимся социальным условиям, что в результате привело к возникновению ряда проблем, в целом. Связанных с профессией и ее осуществлениям в новых условиях. Если исходить из того, что общество является, прежде всего, динамической системой, то все связанные с профессией проблемы, возникшие в результате различных осложнений и трудностей, обусловленных трансформационными процессами в обществе, приобретут определенную динамику: новые проблемы будут наслаиваться на нерешенные старые, что, соответственно, вызовет дополнительные проблемы в изучении уже самой динамики профессии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Основные направления изучения профессии…………………………5
1.1Функционалистский взгляд на профессию…………………………………5
1.2.Конфликтологический взгляд на профессию……………………………….9
Глава 2 Практика исследование социологии профессий……………………...11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии труда.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Глава 2 Практика исследование социологии профессий.

 

 

Когда социология профессий приобрела популярность в континентальной Европе, исследователи  задались вопросом, существуют ли в их странах эквиваленты аглоамериканских традиционных профессий и «профессионализации». В эмперических работах многие использовали идеальный тип профессии в качестве отправной точки, и в фокусе анализа оказывались выделенные еще в рамках «теории черт» атрибуты, такие как профессиональное знание, этика и автономия. Первые сложности, которые выявила практика исследований, были связаны с изучением объема властных полномочий и автономии профессиональных групп от вмешательства со стороны государства. Приходит понимание того, что сами понятия «профессия» и «профессионализации» тесно связаны с типом общественно-экономической системы и историческими особенностями ее развития. В результате было предложено выделять два «идеальных типа» профессии:

1.Англо-американский, который описывает относительно  «свободных» специалистов, самостоятельно контролирующих собственные условия труда;

2.Континентальный,  который определяет административную  структуру профессиональной группы.

Для каждой группы исторически сложились различные  пути завоевания социального престижа. МакКлеанд, в свою очередь, ввел в социологический оборот термины, раскрывающие специфику исторических особенностей процесса профессионализации:

  1. «Профессионализация изнутри», под которой понимается успех группы с точки зрения активного самостоятельного использования рыночных возможностей для восходящей мобильности;
  2. «Профессионализация сверху», когда на процесс эскалации статуса группы наибольшее значение оказывают внешние факторы;12

И в том и  в другом случае группы опираются  на профессиональную идеологию, направленную на приобретение социального авторитета и контроля. Когда профессиональная группа прибегает к использованию идеологии «изнутри», то обычно приобретается возможность саморегулирования деятельности. Ситуация с «профессионализацией сверху» другая: полученный эффект чаще всего сводится не к контролю над рабочей ситуацией, а к приобретению менеджериальной власти. При этом группы стремятся  к «профессионализации  сверху», ее цели, так же как и в случае «профессионализация изнутри», могут носить политический характер  и быть направленными на переопределение взаимоотношений между профессионалами и потребителями их услуг, а так же государством.

Несмотря на историческую специфику профессиональных групп, основанных на абстрактном теоретическом  знании, они играют важную роль в социальной структуре современных государств и выполняют схожие функции по производству, получении и сертификации знания в широких функциональных сферах, на основе выдачи индивидам официальных аттестатов об образовании. Неовеберианский подход позволил концептуализировать роды занятий, основанные на высшем специализированном образовании, как универсальные узнаваемые группы интересов, которые стремится к контролю над рынком труда посредством практик «социального закрытия» и/или которые хотят приобрети влияние в рамках государственного сектора для достижения восходящей мобильности. Важной характеристикой и англо-американских, и европейских, в том числе российских, социально идеализированных профессиональных групп является то, что исторически им удалось перевести редкие ресурсы одного порядка – особое профессиональное знание и навыки – в социальные вознаграждения и сформировать статусные группы.

Исследование  социологии профессий имели ограниченную релевантность для России в советский  период. На сегодняшний день западные теории профессий и профессионализации уже привлекли внимание отечественных социологов.

При этом в фокусе внимания оказываются самые различные  профессиональные группы, начиная от врачей, юристов, менеджеров, представителей бизнес-элиты, заканчивая социальными работниками и специалистами традиционной медицины. Эти эмперические исследования подтверждают, что западные теоретические схемы могут эффективно применяться в контексте российской действительности, если во внимание принимаются социально-структурная и историческая специфика нашего общества. Использование категориального аппарата западной социологии профессий позволяет существенно расширить эврестические возможности исследовании профессиональных групп, а также раскрывает новые возможности ля межкультурного сравнительного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Для того чтобы  преодолеть и предупредить возникающие  проблемы, а так же изучать их и вырабатывать пути возможного разрешения, необходима научная основа. Основы социологии профессий были заложены известными отечественными учеными, посвятившими себя изучению профессиональной сферы. Их научные труды составили богатейший задел о профессиях, когда в рамках социологической науки появилась такая отрасль социологического знания как, социология профессий. Исходя из того, что данное направление достаточно давно существует в социологической науке, а накопленный опыт в исследовании данной проблемы в настоящее время утратил свою первоначальную значимость, то продолжению развития социологии профессий может способствовать только переосмыслению богатейшего научного материала, носящего идею ее создания, развития и дальнейших перспектив. Это, в совокупности, позволит воссоздать теоретическую основу и методологию не просто социологии профессий, а новейшей социологии профессий, зарождающейся в условиях становления нового Российского общества. Такая наука, во-первых, систематизирует и вберет в себя весь накопленный ранее опыт изучения данной проблематики, в том числе и не менее ценный опыт аналогичной зарубежной науки. Во-вторых, самостоятельно выработает собственный научный подход и методы исследование профессий, которые в целом составят научный аппарат и теоретико-методологическую основу. Это, в свою очередь, позволить выделить новейшую социологию профессий – как самостоятельную науку, отвечающей всем требованиям, предъявляемым новой социальной реальностью, складывающейся в условиях перехода от трансформирующегося общества к обществу с устойчивым развитием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников.

 

1.Радаев, В.В.  Социальная стратификация [Текст] / В.В.Радаев, О.И. Шкаратан. – М.: Аспект-пресс, 2008. -443 с.

2. Подмарков,  В.Г. Человек в мире профессий  [Текст] / В.Г. Подмарков // Вопросы  философии. -2009. -№8. –С.60-73.

3.Здравомыслов, А.Г. Человек и его работа  в СССР и после [Текст] / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. –М.: Аспект-пресс, 2009. -324 с.

4. Социальная  стратификация российского общества [Текст] / под ред. З.Т. Голенкова.  –М.: Институт социологии РАН, 2009. -256 с.

5. Шкаратан, О.И.  Социально-экономическое положение  и поведение профессионалов и  менеджеров в сфере занятости [Текст] / О.И. Шкаратан. –М.: Аспект-пресс, 2010. -421 с.

6. Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс [Текст] / В.А. Цвык // Вестник РУДН. -2009. -№4. – С.3-17

1 Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс [Текст] / В.А. Цвык // Вестник РУДН. -2009. -№4. – С.5-6.

2 Шкаратан, О.И. Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров в сфере занятости [Текст] / О.И. Шкаратан. –М.: Аспект-пресс, 2010. –С. 121-123.

3 Подмарков, В.Г. Человек в мире профессий [Текст] / В.Г. Подмарков // Вопросы философии. -2009. -№8. –С.60-61.

4 Шкаратан, О.И. Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров в сфере занятости [Текст] / О.И. Шкаратан. –М.: Аспект-пресс, 2010. –С. 234.

5 Социальная стратификация российского общества [Текст] / под ред. З.Т. Голенкова.  –М.: Институт социологии РАН, 2009. –С.43-45.

6 Радаев, В.В. Социальная стратификация [Текст] / В.В.Радаев, О.И. Шкаратан. – М.: Аспект-пресс, 2008. –С.234-236.

7 Здравомыслов, А.Г. Человек и его работа в СССР и после [Текст] / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов. –М.: Аспект-пресс, 2009. –С.34-36.

8 Подмарков, В.Г. Человек в мире профессий [Текст] / В.Г. Подмарков // Вопросы философии. -2009. -№8. –С.60-73.

9 Шкаратан, О.И. Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров в сфере занятости [Текст] / О.И. Шкаратан. –М.: Аспект-пресс, 2010. –С.234-235.

10 Подмарков, В.Г. Человек в мире профессий [Текст] / В.Г. Подмарков // Вопросы философии. -2009. -№8. –С.65-66.

11 Подмарков, В.Г. Человек в мире профессий [Текст] / В.Г. Подмарков // Вопросы философии. -2009. -№8. –С.62.

12 Цвык, В.А. Профессионализация как социальный процесс [Текст] / В.А. Цвык // Вестник РУДН. -2009. -№4. – С.3-5.


Информация о работе Практика исследование социологии профессий