Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 17:13, курс лекций
Социология изучает общество в целом, а политология только его политическую надстройку, т.е. государство. Различие между ними заключается в последовательности изложения материала, т.е. сначала описывается общество в целом, его структуру и динамику, сословия и группы, классы, социальные процессы, а затем политическая надстройка общества – государство.
1. Предмет социологии и политологии.
2. Методы социологии и политологии.
3. История социологии и политологии:
А) Античность;
Б) Новое Время;
В) Современный этап в развитии социологии и политологии.
А ее преобразующую роль считал такой же важной, как и религию. Считал, что социология совершает свои открытия при помощи 4-х методов:
Эти методы должны быть объективными и независимыми от оценочных суждений исследователя. Такой подход с того времени называется позитивизмом. По его мнению наука должна отказаться от нерешаемых вопросов. К ним он относил те, которые нельзя не подтвердить, не опираясь на факты. Конт считал, что индивид – это ничто, абстракция, а общество – это высшая реальность; под ним он подразумевал все человечество в целом или какую-то его часть, связанную консенсусом (принцип всеобщего согласия).
Учение Конта состояло из 2-х частей:
Связующем звеном между индивидом и обществом является семья. Семейная связь – это связь иной природы, нежели социальная. Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий по которому стадии развития общества соответствуют трем стадиям развития человеческого ума:
а) фетишизм
б) политеизм
в) монотеизм
При фетишизме люди одушевляли окружающие предметы и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) люди придумали много богов. При монотеизме люди стали поклоняться одному богу.
Карл Маркс (1818 – 1883гг.) более пессимистично, чем Конт смотрел на капитализм. Наблюдал его отрицательные стороны (рост нищеты, преступности, сказочное обогащение кучки буржуа).
Маркс выдвинул совершенно другой подход к пониманию общества. Его считали изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное – это стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся современная социология возникла, как реакция на марксизм, как стремление теоретически опровергнуть его. В отличие от Конта и Дюркгейма Маркс придавал значение аномалиям, т.е. отрицательным сторонам капитализма: эксплуатации, обнищанию, преступлениями и т.д. – и они имели у Карла Маркса не относительное, а абсолютное значение. Он считал, что их нельзя устранить полностью или даже частично в рамках капитализма. Капитализм – это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм, а антагонизм - это непримиримое противоречие основных классов общества. Рабовладение и феодализм накапливали антагонизм, а капитализм доводит его до крайности. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, так как эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют, даже если оба класса поменяются местами, то эксплуатация, как социальный институт не исчезнет. Ее нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое сообщество на бесклассовое.
Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) как и Конт был французом, но в отличие от него застал капитализм на другом этапе развития, когда он превратился в мировую систему. Дюркгейм предлагал опираться на факты и изучать их статистически. Социальные факторы – это коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Они доступны для изучения и существуют так же объективно, как природные явления. Дюркгейм собрал большой фактический материал о самоубийствах и доказал, что у разных социальных групп их число неодинаково: у католиков их меньше, у протестантов больше, у сельчан меньше, у горожан больше. Причина этого в разной степени интеграции, сплоченности между людьми. Чем выше интеграция, тем меньше самоубийств. Таким образом, одни социальные факты Дюркгейм объяснял другими. По сути, он создал новую методологию в современной социологии. Главное, что цементирует человеческое общество, - это солидарность, а сила, которая создает общественное целое, - это разделение труда, т.е. специализация. Солидарность основывается на коллективном сознании, т.е. совместимости общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции. Разделение труда вносит разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена и его юридической формой является договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства, отсюда их сотрудничество и кооперация. Кооперироваться – значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим – это форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами, законами, на которых основаны социальные институты общества. В примитивных обществах все основано на механической солидарности. Здесь личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. В развитом обществе существует органическая солидарность, и в нем общество и личность взаимно дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга и выше уровня принуждения и насилия, и наоборот.
Макс Вебер (1864 – 1920) соотечественник Маркса, жил в одно время с Дюркгеймом, но взгляды их существенно различаются. Дюркгейм и Маркс приоритет отдавали обществу. Маркс, например, главными для прогресса считал экономические факторы и верил в историческую миссию пролетариата. Вебер, напротив, превыше всего ставил индивида, а причиной развития общества считал культурные ценности и верил в интеллигенцию. По Веберу только индивид обладает мотивами, целями, интересом и сознанием. Говоря о методах исследования, он подчеркивал, что не правильно уповать только на социальную статистику. Это первый, но не единственный шаг ученого. Второй и главный шаг – это поиск мотивов, которыми можно раскрыть содержательную связь явлений. Мотивы выяснить сложно, так как мы их не видим, поэтому ученому надо мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему он поступил так или иначе и какие цели преследовал. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря тому, что знаем о том, что в сходных ситуациях люди поступают одинаково.
Так Вебер подошел к теории социального действия и выделил 4 типа:
Два последних не входят в социологию, т.к. человек выполняет их автоматически в соответствии с традициями, либо бессознательно подчиняется аффектам (т.е. чувствам). Только два первых относятся к социологии и названы Вебером рациональными или осознанными.