Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:49, контрольная работа
Цели: выявление и закрепление теоретических знаний о социологии религии. Выявление умений самостоятельно работать с конкретными материалами и применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
Введение………………………………………………………………..3
Предмет социологии религии………………………………………...4
Социологические теории религии……………………………………5
Функции религии……………………………………………………...8
Основные структурные элементы религии………………………….9
Типы религиозных организаций…………………………………….10
Современное социологическое изучение религии…………………11
Практическая часть…………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………...16
Библиографический список…………………………………………18
Представители конфликтологии среди основных функций религии в обществе выделяют, прежде всего, функцию поддержания господства одних социальных групп над другими. Например, К. Маркс видел в религии орудие подчинения и отвлечения угнетенных классов. С этим тесно связана и компенсаторная функция религии: религия служит утешением для индивидов и социальных групп, находящихся внизу общественной иерархии, а также для тех, кто по каким-либо причинам ощущает на себе тяжесть социальной депривации, т.е. состояния, возникающего в том случае, если индивид или группа обделены в социальном, экономическом или политическом плане. Религия помогает компенсировать депривацию, а состояние депривации, в свою очередь, порождает новые религиозные группы и стимулирует их развитие.
Следует выделить также регулятивную функцию религии: религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения.
Согласно представлениям психоаналитической школы (З. Фрейд), религия является проекцией бессознательных комплексов и влечений человека, его взаимоотношений с самыми близкими людьми. Религия возникает из страха беспомощности, испытанного в детстве, удовлетворяет эмоциональную потребность в покровительстве и помощи. Образ Бога, согласно Фрейду, есть проекция запечатленного в бессознательном образа отца, который и защищает, и наказывает. По мнению другого представителя психоаналитической школы К. Юнга, религия интерпретирует и объясняет на уровне понятий и доктрин содержание коллективного бессознательного, общее для всех людей и организованное в особые структуры – архетипы.
Основные структурные элементы религии
Можно выделить следующие элементы религии: доктрина, миф, нравственные ценности, ритуальная и культовая практика, религиозные организации и институты.
Доктрина – это абстрактная система, возникающая как продукт рефлексии над первоначальным религиозным опытом. Особую роль доктрины играют в крупных религиях, имеющих письменную традицию.
Миф в форме символического сказочного повествования передает религиозные смыслы, восходящие также к первоначальному религиозному опыту. Мифологические и символические формы передачи содержания религиозного опыта более древние, чем доктринальные.
Нравственные ценности заложены
в основании всех религий. Они
культивируются в социальной практике
с помощью религиозных санкций.
Этические ценности религии сформулированы
в Священном писании и восходят
к опыту основателей
Ритуальная и культовая практика позволяет каждому индивиду, исповедующему данную религию, стать непосредственным участником сакральных событий, описанных в религиозных текстах, и тем самым пережить свою причастность к этому опыту и групповую солидарность с другими верующими.
Религиозные организации
и институты выполняют в
Современный социолог П. Бергер отмечает, что в отношении религии общество делится на «религиозных виртуозов», т.е. людей имеющих собственные религиозные переживания, и всех остальных, воспринимающих содержание религиозного опыта со слов тех, кому его довелось пережить. Первых абсолютное меньшинство, вторых большинство. Для того чтобы донести до большинства членов общества суть религиозных переживаний меньшинства, существует религиозная традиция – система социальных институтов, доктрин и учений, канонов и кодексов, которые служат для регулярного воспроизведения и социальной трансляции первоначального религиозного опыта. Наиболее крупные и авторитетные религиозные традиции современного мира имеют тысячелетнюю историю. За долгий период своего существования они превратились в мощную социальную силу, наложившую печать своего сакрального авторитета на политическую жизнь человечества, культуру, идеологию. К наиболее влиятельным религиозным традициям современности следует отнести исламскую, христианскую, иудаистскую, буддийскую, индуистскую.
Типы религиозных организаций
Среди основных типов религиозных организаций следует назвать церковь, деноминацию, секту и культ.
Церковь – это крупномасштабная, разветвленная и дифференцированная религиозная организация, характеризующаяся концептуальной обработанностью базисной доктрины, удовлетворяющая запросы огромных масс людей на всех социальных уровнях, находящаяся в определенных отношениях со структурами светской власти.
Деноминация – религиозная организация, находящаяся на промежуточной стадии развития между сектой и церковью. Ее характеризует меньшая степень универсальности, чем та, которой обладает церковь, поскольку деноминация обычно ограничена классовыми, национальными, расовыми или другими рамками. Деноминации как социальной организации присуща тенденция к компромиссу со светской властью, в отличие от секты, которая, как правило, стоит в оппозиции к государству, церкви и господствующей идеологии.
Секта – это религиозная группа, структурированная в организацию, чаще относительно немногочисленная, но иногда и массовая, занимающая бескомпромиссную позицию по отношению к церкви, порой граничащую с политическим экстремизмом. Согласно классической теории происхождения религиозных групп М. Вебера и Э.Трельча, секта является исторически первичной формой религиозной организации, которая впоследствии может развиться в церковь. Сектантское движение, как правило, служит выражением социального протеста, хотя и не всегда осознанного, оно рекрутирует своих членов из малообеспеченных слоев общества, испытывающих социальную депривацию, и потому в большинстве случаев является дестабилизирующей общественной силой.
Культ представляет собой малочисленную религиозную группу с неразвитой организационной структурой. Наиболее значимой фигурой культа является харизматический лидер, и часто со смертью последнего культ распадается. Культ отличается от других религиозных организаций крайней недолговечностью, локальностью, эклектизмом вероучения и экстремизмом. Наибольшее число культов возникает в периоды социальных кризисов и экономического неблагополучия, а после стабилизации положения в обществе они обычно исчезают. Однако при наличии благоприятных условий культ может развиться в организацию типа секты.
Современное социологическое изучение религии
К концу ХХ в. предмет социологии сильно изменился. На первый план вышла проблематика индивидуального, локального, регионального, коммуникативного, рассматриваемая в контексте социального. Такую тематику как социология смерти, социология одиночества, вопросы социальной этики и доверия, презентации субъекта не обошел ни один метр социологии ХХ в.
Церковь остается в прежнем положении, выполняя функцию легитимации, интеграции, структурирования опыта, а ее описание производится в терминах «религиозного спроса», «религиозного капитала», «религиозного предложения».
Сфера религиозного становится доступной для исследователя только через ее проявление в социальном действии, ограничивается тем, что респондент знает под именем религии и как он себя с этой сферой соотносит. Таким образом, церковь может быть описана в социологии как некая ассоциация, общность верующих. Кроме того, церковь воспринимается только в плане социальных проявлений и последствий.
Если попытаться ответить на вопрос, что лежит в основе традиционной методологии исследования религиозной сферы, то в качестве ответа можно назвать следующие наиболее общие характеристики:
Практическая часть
Цели: выявление и закрепление теоретических знаний о социологии религии. Выявление умений самостоятельно работать с конкретными материалами и применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
Задачи: рассмотреть социологию религии как науку, занимающуюся изучением религии как элемента социальной системы и неотъемлемой части общества. Проанализировать полученные данные и сделать на их основе самостоятельные выводы.
Актуальность: данная тема актуальна в наши дни, поскольку мы живем в поликультурной, а значит, и многоконфессиональной среде. Мы должны научиться воспринимать людей с их взглядами на религию и контактировать с ними на высоком культурном уровне. Кроме того, в наше время существует множество сект и религиозных организаций, пытающихся привнести свое религиозное мировоззрение в массы, навязывая его. Т.е. сегодня, в светском государстве мы подвергаемся нападкам фанатиков различного рода взглядов и интересов.
Объект исследования: социология религии.
Предмет исследования: религия как элемент социальной системы.
Социология – наука
об обществе, системах, составляющих его,
закономерностях его
Социальный институт – исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.
Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Социология религии – отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах.
Гипотеза моего исследования
заключается в том, что более
молодое поколение сегодня
План исследования:
Исследование проводилось в сети Интернет. Были использованы различные социальные сети, дабы в опросе приняли участие респонденты разных полов и возрастов. При проведении исследования учитывались ответы 100 человек мужского и женского пола в возрасте от 15 до 45 лет. В ходе работы я использовала такие методы, как опрос и контент-анализ.
Благодаря данному исследованию я пришла к выводу о том, что сегодня церковь и другие религиозные организации и общины настолько сильно отделены от государства, что молодежь не воспринимает религию в целом, не подвергаясь религиозному воспитанию. Более взрослое поколение предпочитает «гражданскую религию», т.е. соблюдение определенных моральных устоев. Однако вера в Бога для большинства трактуется не в соответствии с канонами, закрепленными в Священных писаниях или опыте «просветленных», а соответственно собственному мироощущению и пережитому опыту.
По причине того, что молодежь более подвержена максимализму и нетерпимости, на фоне религиозной принадлежности среди молодых людей нередко возникают стычки. Более того, в ряде случаев представители современной молодежи не стесняются заявлять о том, что сами являются инициаторами подобных конфликтов.
Кроме того, во время исследования я заметила, что большинство опрошенных, независимо от возрастной категории, не стремятся воспитывать своих детей в соответствии с религиозными традициями. Они обосновывают данное нежелание тем, что ребенок должен сам выбрать, во что ему верить, какой религии придерживаться и нужны ли ему вообще какие бы то ни было религиозные рамки.
Также хотелось бы сказать,
что среди отрицающих религию
во всех ее проявлениях оказалось
больше мужчин. Это свидетельствует,
как мне кажется, о большей
впечатлительности и
На вопрос же о том, использует
ли сегодня власть религию, священнослужителей
разных конфессий в частности, для
управления, манипулирования народными
массами и различного рода провокационной
деятельности, большинство респондентов
незамедлительно дали положительный
ответ. Но конкретные инструменты манипулирования
названы не были. Это наводит меня
на мысль, что народ прислушивается
лишь к тому, что говорит большинство,
бездумно повторяя сказанное, лишь отчасти
делая свои выводы. При этом управлять
народом становится только проще. В
том числе и с помощью