Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:59, реферат
Как правило, принято говорить о психологии человека, как о психологии отдельной личности ну гораздо интереснее рассматривать человека, как часть огромной общей социальной системы. Существует мнение: «И если когнитивная психология вернула в науку понятие человеческого сознания, то социальная психология погрузила людей в исполненный значения живой социальный контекст. Когда в других областях психологии ученые также осознали, что для понимания закономерностей мышления, чувств и действий человека важно знать его социальное окружение и межличностную динамику, то и там в исследования начали включать социальные аспекты. В итоге мы имеем социальное познание, социальное научение, социальную эволюцию, социальную теорию личности и множество других пограничных дисциплин, обогащающих наше понимание человеческой сущности»
Введение………………………………………………………………….………..3
1. Положение социальной психологии в системе гуманитарного знания. Предмет и задачи социальной психологий………...…………………................6
1.1. Положение социальной психологии в системе гуманитарного знания………………………………………………...………..…………………...6
1.2. Современные представления о предмете и целях социальной психологии……………………………………….....……………………………11
2. Основные методы социальной психологии……. ……………………..……16
2.1. Метод наблюдения………………………………………………………….16
2.2. Эксперимент как один из основных методов социальной психологии…21
Заключение…………………………………...………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический
университет»
Социальный институт
Реферат по дисциплине «Социальная психология»
на тему:
«Предмет, структура и задачи социальной психологии»
Выполнил: гр: ЗСР- 11С
Проверил: Борщева Н.М.
Екатеринбург 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Положение социальной психологии
в системе гуманитарного знания. Предмет
и задачи социальной психологий………...………………….......
1.1. Положение социальной
психологии в системе
1.2. Современные представления о предмете
и целях социальной психологии……………………………………….....
2. Основные методы социальной психологии……. ……………………..……16
2.1. Метод наблюдения……………………………………
2.2. Эксперимент как один
из основных методов
Заключение…………………………………...…………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Не может быть никаких сомнений, что социальная психология представляет собой ни много ни мало - академическую дисциплину, которая обладает своей историей, «пантеоном» отцов-основателей, особой терминологией и уникальными теориями и подходами. Эта наука занимается изучением сложноорганизованной «души» социума, позволяет узнать больше о психологическом подтексте происходящих в обществе процессов. В последнее время социальная психология мало-помалу становится всё более популярной: раньше эту дисциплину считали чем-то незначимым и относили скорее к антропологии, чем к экспериментальной психологии, достижениями которой так гордились в научных кругах США.
Как правило, принято говорить о психологии
человека, как о психологии отдельной
личности ну гораздо интереснее рассматривать
человека, как часть огромной общей социальной
системы. Существует мнение: «И если когнитивная
психология вернула в науку понятие человеческого
сознания, то социальная психология погрузила
людей в исполненный значения живой социальный
контекст. Когда в других областях психологии
ученые также осознали, что для понимания
закономерностей мышления, чувств и действий
человека важно знать его социальное окружение
и межличностную динамику, то и там в исследования
начали включать социальные аспекты. В
итоге мы имеем социальное познание, социальное
научение, социальную эволюцию, социальную
теорию личности и множество других пограничных
дисциплин, обогащающих наше понимание
человеческой сущности»
Вообще, следует заметить, что выйти за рамки только академической дисциплины и использоваться на практике, психология может только посредством усердной работы психологов с социальным уклоном.
Психология здоровья, политическая психология, юридическая психология, организационное поведение, экологическая психология, плюс психология спорта- все это подструктуры социальной психологии, которые действительно оказывают влияние на реалистичную картину общества. И это еще не все.
Социальная психология подразумевает пять факторов, которые, не смотря на то, что существует достаточно много образовательных структур в данной области, поддерживают практически все социальные психологи, которые занимаются этим вопросом. Все эти факторы мы будем прослеживать далее. Во-первых нельзя не согласиться, что определенные обстоятельства, возникающие в социуме, оказывают на поведение ( как индивидуальное, так и общее) общества достаточное воздействие.
Во-вторых любая ситуация, возникшая в социуме, отражающая реальную картину мира - это продукт коллективного действия, заключающего в себе результат , полученный посредством передачи информации от лица к лицу, либо от неодушевленных ресурсов к нескольким лицам и, как правило, провоцирует возникновение определенной существующей реальности.
Еще важным моментом является то безусловное явление, что человеческая природа не всегда предвещает рациональное поведение, вследствие чего совершаются ошибки и ряд неудачных попыток в поисках истинны.
Кроме всего этого, актуальность деятельности социального психолога в практическом представлении, вызвана именно задачами, которые возникают при исследовании перемен, возникающих в сознании масс, посредством радикальных изменений в том или ином вопросе.
Объектом исследования данной работы является социальная психология.
Предметом исследования - предмет, задачи и основные методы социальной психологии.
Цель: рассмотрение предмета и задачи социальной психологии.
Задачи:
- изучить положение социальной психологии в системе гуманитарного знания;
- раскрыть основные методы социальной психологии;
- исследовать предмет и задачи социальной психологии.
1. Положение социальной психологии в системе гуманитарного знания. Предмет и задачи социальной психологии
1.1 Положение социальной
психологии в системе
Такая наука, как социальная психология, прежде всего ставит перед собой цель решить одновременно две задачи, которые представляются наиболее важными. Во-первых, для развития этой дисциплины следует выработать полученные в результате различных исследований практические рекомендации, могущие быть полезными в работе.
Во-вторых, необходимо сформировать, собственно, базу систематизированных знаний и разработать ряд теорий, а также уникальную методологию исследований.
Для того чтобы решить эти две задачи, разумеется, нужно сперва обозначить главные проблемы, которыми занимается социальная психология. Это поспособствует правильному выбору направления, в котором должна развиваться такая наука.
Учитывая, что социальную психологию с некоторыми оговорками можно считать частью психологии (хотя, согласно другой существующей точке зрения, она относится скорее к социологии), обозначить круг её проблем - значит, выбрать из области психологической проблематики из психологической проблематики те вопросы, которые относятся к изучению, собственно, душевной организации общества. Так как психология в нашей стране при определении предмета изучения выходит из принципа деятельности, можно сделать вывод, что предмет социальной психологии - это исследование закономерностей поведения и деятельности людей, а также психологических характеристик социальных групп.
Чтобы понять, как социальная психология пришла к такому определению свойственной ей проблематики и выделилась из общей психологии, необходимо проследить историю развития этой сравнительно новой науки.
Социальная психология появилась в XIX в. на рубеже психологии и социологии. Но появлению этой дисциплины предшествовал долгий период собирания знаний об индивиде и социуме. С самого начала социально-психологические идеи имели место в философии, социологии, антропологии и этнографии. К примеру, ещё до появления социальной психологии учёные пользовались понятиями "психология народов", "инстинкты масс" и т.п. Отдельные социально-психологические идеи можно прочесть у Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, в трудах Фейербаха и ГегеляСоциальная психология: Хрестоматия:[Текст] Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- С.25..
В 50-60-х гг. XIX в. социальная психология постепенно выделилась в отдельную науку, пусть и не признанную официально. Отправной точкой в её истории считается издание "Журнала по этнической психологии и языкознанию" Штейнталя и Лацаруса в 1859 году.
Наиболее известными европейскими апологетами эмпирической социальной психологии были Г. Тард, французский юрист и социолог, Г. Лебон, французский социолог, и У. Мак-Дугалл, английский психолог. Ещё в конце XIX в. эти учёные предпринимали попытки объяснить социальное развитие общества свойствами психики человека: подражательностью (Тард), психическим заражением (Лебон) или инстинктами (Мак-Дугалл).
Кроме этого Г. Тард (1843-1904) широко применял понятия социальной психологии в своих работах по криминалистике. Согласно его концепции, развитие общества зависит от факторов межличностного влияния (к примеру, таких, как обычаи, мода, подражания). Общественные ценности и нормы, по концепции Тарда, возникают именно вследствие подражания. Перенимая их, человек адаптируется к условиям жизни в обществе. Так, высшим слоям общества подражают низшие. Но из-за того, что достичь идеала не представляется возможности, возникает социальная конфликтность. Именно Г. Тард впервые описал психологию толпы, которая подавляет индивидуальность. Под влиянием учения Тарда в социальной психологии начали различать естественную и социальную наследственность.
Гюстав Лебон (1841-1931), французский социолог, создал так называемую эмоциональную теорию социальных процессов, а также ввёл понятие психического заражения. Эмиль Дюркгейм (1858-1917), основатель французской социологической школы, также внёс вклад в развитие социальной психологии как науки, выдвинув ряд теорий. Основным принципом, который объясняет поведение человека в обществе, он считал принцип коллективных представлений. По мнению Дюркгейма, поведение человека полностью зависит от коллективного сознания и определяется им. Не соглашаясь с теорией социальной атомизации Г. Тарда (индивид для которого - «клетка общества»), Дюркгейм выдвигал идею объединения общества на фундаменте признанных социальных ценностей. Социальное качество поведения человека, по Дюркгейму, является результатом ценностно-нормативной интегрированности социума, уровню развития социальных связей в нём. Ценностно-нормативный кризис социума является причиной всеобщей правовой десоциализации, для которой Дюркгейм ввёл определение «аномия» (от франц. anomie - отсутствие закона). В таком состоянии для многих членов социума теряется вес общественных и правовых ценностей и норм.
Человек, у которого нет примеров эталонного поведения, выходит из-под контроля общества, его саморегуляция почти полностью прекращается. По мнению Дюркгейма, аномия, которая порождает девиантность масс, становится причиной социально-экономических перемен в обществе, вплоть до революции.
Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм существенно повлияли на становление социальной психологии как академической дисциплины, обосновав примат социального фактора в формировании личности индивида.
В начале XX вв. У. Мак-Дугалл (1871-1938), английский психолог, попытался систематизировать знания о социальной психологи. В 1908 году он издаёт книгу "Введение в социальную психологию". Считается, что именно это событие стало моментом окончательного формирования социальной психологии в качестве самостоятельной науки.
В 20-х годах XX века после публикаций трудов немецкого социолога В. Меде начинается новый период в развитии социально-психологической науки: зарождается экспериментальная социальная психология.
После проведения опытов сначала с отдельным индивидом, а затем с индивидом в коллективе, Меде сделал вывод, что люди по-разному ведут себя, совершают физические и умственные действия, а также переносят боль, находясь в группе или в одиночку. Также Меде предположил, что существует несколько разных типов людей, которые отличаются отношением к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный).
Кроме этого, Меде установил, что больше всего влияние группы на индивида проявляется в сфере воли, эмоций и моторики. Он установил, что социально-психологические факторы имеют влияние на восприятие и мышление человека, а также на память, воображение и волю. В дальнейшем Меде обнаружил существование оценочных деформаций (конформизм, или уподобление оценочной системы человека общепринятым взглядам).
Американский психолог Гордон Олпорт (1897-1967) также стал одним из апологетов экспериментальных социально-психологических исследований. Его выводы использовались в создании эффективных рекомендаций, которые служили усовершенствованию организации производства, рекламы, политической пропаганды и пр. Социальная психология стала быстро развиваться как прикладная наука. В Соединённых Штатах проводились наблюдения, которые были связаны с психологической совместимостью, управлением, напряженностью между работодателями и рабочими и т. п.
Социальный психолог и психиатр Якобу Морено (1892-1974) стал автором метода социометрии, который заключается в системе методик по выявлению и количественному измерению взаимоотношений людей в небольших коллективах, а также в изучении имеющих место личностных симпатий и антипатий.
Информация о работе Предмет, структура и задачи социальной психологии