Предмет, структура и задачи социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:59, реферат

Краткое описание

Как правило, принято говорить о психологии человека, как о психологии отдельной личности ну гораздо интереснее рассматривать человека, как часть огромной общей социальной системы. Существует мнение: «И если когнитивная психология вернула в науку понятие человеческого сознания, то социальная психология погрузила людей в исполненный значения живой социальный контекст. Когда в других областях психологии ученые также осознали, что для понимания закономерностей мышления, чувств и действий человека важно знать его социальное окружение и межличностную динамику, то и там в исследования начали включать социальные аспекты. В итоге мы имеем социальное познание, социальное научение, социальную эволюцию, социальную теорию личности и множество других пограничных дисциплин, обогащающих наше понимание человеческой сущности»

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Положение социальной психологии в системе гуманитарного знания. Предмет и задачи социальной психологий………...…………………................6
1.1. Положение социальной психологии в системе гуманитарного знания………………………………………………...………..…………………...6
1.2. Современные представления о предмете и целях социальной психологии……………………………………….....……………………………11
2. Основные методы социальной психологии……. ……………………..……16
2.1. Метод наблюдения………………………………………………………….16
2.2. Эксперимент как один из основных методов социальной психологии…21
Заключение…………………………………...………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

социальная психология 6.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

        Главный плюс такого метода заключается в следующем: так как наблюдение проводится в естественной обстановке, поведение наблюдаемых лиц не меняется кардинально. Это значит, что можно наблюдать как за одним человеком, так и за группой лиц. Такой метод подходит для применения его в самых разных условиях: в рабочем коллективе или, к примеру, в школьном классе. 
        К сожалению, метод наблюдения обладает не только неоспоримыми достоинствами, но и недостатками. К примеру, из-за того, что наблюдение не вносит изменений в деятельность изучаемого коллектива, не всегда в нём могут возникнуть ситуации, которые представляют интерес для наблюдателя. Второй значимый недостаток метода наблюдения заключается в его трудоемкости и сложности исполнения.

        Виды наблюдений:

1) скрытое (в том случае, когда  испытуемый не в курсе о  том, что за ним ведется наблюдение);

2) внутреннее (интроспекция - самонаблюдение, наблюдение за своими мыслями и чувствами);

3) стандартизированное (происходит  в рамках установленной программы);

4) свободное (не предусматривающее  ограничений в рамках программы);

5) включенное (исследователь принимает активное участие в процессе);

6) не включенное (исследователь  становится наблюдателем со стороны).

Для начала рассмотрим стандартизированное и свободное наблюдения.

        Стандартизированное наблюдение заключает в себе восприятие ситуации, которое должно протекать последовательно и подводя наблюдателя к конечной цели. Стандартизированное наблюдение возможно при соблюдении ряда условий:

- должен быть четкий план  наблюдения;

- выдвижение гипотезы, предлагаемой  к объяснениям возникших явлений.

        И ее дальнейшее подтверждение, опровержение.

- результаты обязательно фиксируются.

        Свободное наблюдение, как было сказано ранее, не ограниченно рамками эксперимента. Тем не менее не обходится без замысла, методов контроля, а иногда даже системы методов. Свободное наблюдение принято считать начальным этапом исследования, чтобы расширить объем знаний о выявляемой проблеме.

        Включенное наблюдение. С участием самого исследуемого. То есть сам психолог включается в процесс в его внутренней составляющей, и ведет наблюдение, создает пометки и выводы. Такой метод актуален в использовании в отношении особых социальных групп. Таких, к которым органичен доступ со стороны. ( секты, преступные группировки и т.д.).

Включенное наблюдение делиться на две вариации:

1)полное включенное наблюдение.

2) простое включенное наблюдение.

        В первом случае наблюдение несет более скрытный характер, так как мотивация действий психолога известна наблюдаемым. При попадании в нужную среду психолог принимает активную позицию участия в процессе вместе со всеми.

        В тот момент, когда при простом включенном наблюдении исследователь принимает нейтральную сторону, и занимается только наблюдением.

        Иногда возникает такая проблема: что будучи задействованным в процессе психолог сталкивается с нарушением своего личного восприятия реальности. Тогда на замену приходит следующий вид наблюдения.

        Не включенное ( внешнее) наблюдение. При таком наблюдении должно учитываться то обстоятельство, что внешняя оболочка процесса, это лишь исходник, а главная суть находиться внутри. То, насколько в данном случае участник взаимодействует с процессом, зависит от изначально поставленных задач и общего характера эксперимента.

        Теперь пришло время поговорить о скрытом наблюдении, которое характерно тем, что участник, не в курсе того, что за ним наблюдают со стороны. Особенность этого метода состоит в том, что достаточно радикально может поменяться психологическое состояние человека, за которым ведется наблюдение, если он каким- либо образом получит эту информацию. И , исходя из многолетней практики, как правило, поведение испытуемого в такой ситуации меняется вполне существенно.

        Посредством такого метода можно неплохо изучить характерные черты личности, его психические особенности и темперамент. Ведь известно, что из видимых факторов поведения человека в определенной ситуации, вполне можно составить пусть не полноценный, но довольно приближенный портрет о его сущности, эмоционального состояния, склонностей и других моментов.

Но мы знаем, что в зависимости от поставленных задач , область заинтересованности психолога направлена на выявление определенного проявления.

        Популярное зеркало Гезелла, прозрачное с одной стороны (со стороны наблюдателя), но отражающее лучи с другой стороны (со стороны того, за кем ведется наблюдение) , камера, магнитофон - это самые применяемые средства для скрытого наблюдения за объектом .Этот метод часто применяем в отношении детей, их особенностей взаимодействия в процессе игр и непосредственного контакта. Внутреннее наблюдение - это чисто психологический метод, который характеризуется как личное наблюдение объекта за самим собой, за своими эмоциями, внутренними проявлениями, мыслями. Это нужно для того, чтобы прежде того, как позволить себе более-менее реалистично анализировать состояние других индивидуумов, психолог имел возможность на собственном примере провести исследование личности. С наблюдением непрерывно связан и метод самонаблюдения. Как было сказано выше, самонаблюдение - это специфическое явление психологии. Такой метод рассматривают как самостоятельную отдельную часть практического выявления ситуации, так и в качестве дополнения в основным действиям. Такие элементарные вещи, как способность различать цвета, реабилитироваться в окружающей среде, выражать эмоции - все это результат непроизвольного самонаблюдения. Согласитесь, что если человек не способен изучить самого себя, он не сможет изучить других, и уж тем более внести новые знания в область социальной психологии. Ведь все имеющиеся знания на сегодняшний день берут корень из результатов любопытства человека к своей личности во внутреннем духовном отношении. В процессе такого метода наблюдаются такие психические проявления, как работоспособность, бодрствование, раздражительность, профессиональная продуктивность и многое другое. Для успешной работы психологу необходимо научиться как можно объективнее оценивать свое состояние. Так как сталкиваясь на практике с другими индивидуумами зачастую попытки понять их сущность основаны на сравнении со своими личными реакциями на те или иные вещи. То есть происходит некое сопоставление себя и окружающих. Но! Как бы ни был полезен был метод самонаблюдения в нем имеется ряд существенных недостатков. К ним можно отнести такие факторы, как:

- достаточно сложно вести наблюдение за самим собой в моральном плане.                 Так как психическое влияние на самого себя, может исказить предполагаемые реакции личности;

- невозможно полностью объективно  воспринимать ситуацию, так как  субъективизм неотделим от человека.

- не всегда можно уловить  все нюансы переживаний человека.

 

2.2 Эксперимент как один  из основных методов социальной  психологии.

        Эксперимент - незаменимый метод, в котором исследователь принимает активную позицию, по отношению к испытуемому, вмешиваясь в его личное пространство, создавая определенные условия, которые позволяют выявлять интересующие в данный момент особенности поведения.

        Эксперимент предполагает создание искусственной ситуации в которой оказывается человек, так как считается, что в такой среде можно более качественно и основательно изучить все желаемые вопросы. Кроме того в процессе эксперимента открываются причинно-следственные связи интересующего феномена. Это позволяет науке развиваться дальше.

       Особенности эксперимента. Эксперимент создает такие условия, в которых исследователь оказывает влияние на ситуацию, а не ожидает события возникшего случайно. Кроме того психолог, в такой ситуации может менять поставленные условия, вызывая провокационные моменты, поворачивая события в ту сторону, которая нужна ему в данный момент. Это позволяет не тратить время на ожидание интересующих его реакций и избежать лишних, не волнующих его событий.

        Эксперимент является достаточно мощным аппаратом для выявления закономерностей, так как позволяет варьировать предлагаемые условия, изучать характер последовательности происходящих процессов, расширять познания в области социальной психологии более объективными выводами.

А это очень важно для изучения такого тонкого образования, как социальная структура.

        При такой работе создается полноценная картина не только в плане особенностей закономерностей психологического поведения общества, но и их количество, различие вариаций, устанавливается особенная математическая формулировку количественных закономерностей, технологические процессы общественной жизни, объяснение исторических процессов. В качестве примера можно привести элементарные законы природы, которые тоже стали общеизвестными благодаря долгому процессу изучения в экспериментальном понимании.

        Основная задача психологического эксперимента:

Доступность к понятию действительно объективной оценки результатов внешнего наблюдения за особенностями внутренних процессов психологической стороны объекта. Естественно, что это возможно только в случае такой постановки ситуации, в которой исследуемый объект выразит свою реальную сущность, поэтому она должна быть наиболее приближенна к реальности. Практически во всех областях психологии эксперимент является неотъемлемой частью развития. И учитывая современную ситуацию, сложность, конструктивные особенности, специфика существующих экспериментов ничем не уступает естественным наукам.

        Главное достоинство эксперимента в возможности контролировать ситуацию и ее способности к переменчивости в необходимую для психолога сторону. Но, к сожалению, не каждая задача, которая стоит перед социальной психологией, может быть решена методом экспериментальной постановки. Так как учитывая особенность каждой отдельно взятой личности, в качестве индивидуума не всегда соответствуют ожидаемым рамкам. Ведь иногда бывают действительно сложные ситуации в которых человек проявляет себя самым неожиданным образом, противореча картине его моральных взглядов, темперамента, черт характера. Человек - самое сложное создание природы. Так как если из спокон веков тот фактор, например, что Земля вращается вокруг Солнца неизменен, то человек в этом случае более гибкая субстанция вселенной.

        Так как во время эксперимента, на испытуемого оказывает влияние исследователь, это несет особый моральный оттенок, который тоже проявляется в полученном результате. В этом есть сложность. Именно поэтому так популярно скрытое наблюдение, чтобы акты совершаемые объектом исследования, создавались естественным путем, таким как бы это было вне условий эксперимента. Ведь главная цель - это получить наиболее приближенный к реальности результат.

        Особенно важным моментом, посредственность или посредственность влияния психолога на исследуемую личность является правильность организации процесса. Это очень важно при работе с детьми.

Очень много зависит от условий, поставленных психологом, для фиксации данных эксперимента правильно.

        Поделить эксперимент можно на такие вариации (см. Приложение Б):

1) констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления;

2) лабораторным, когда он протекает  в специально организованных  условиях, а действия испытуемого  определяются инструкцией;

3) естественным, когда изучение  осуществляется в естественных  условиях;

4) формирующим, в процессе этого  эксперимента развиваются определенные  качества испытуемых.

        Например, лабораторный эксперимент предполагает моделирование предполагаемой деятельности изучаемого объекта, в условиях искусственно созданной ситуации, в которой идет нацеленность на качественную оценку личности человека.

        Для такой работы могут быть использованы различные приборы и специальная аппаратура. Условия контролируются в соответствиями в требуемыми результатами.

        Обычно перед испытуемым стоит задача, выполнять поручения и действия психолога в условиях лабораторного пространства. Причем действия на первый взгляд могут показаться простейшими.

Результаты и их соотношения фиксируются, и обычно для наилучшей оценки, одно и то же действие может повторяться несколько раз. Но учитывая тот факт, что условия созданы искусственным путем, результат не всегда приближен к правде. Это основная проблематика лабораторного эксперимента.

        Против такого метода исследования существует три утвердительных факта:

- аналитичность и абстрактность  эксперимента,

- искусственность эксперимента,

- осложняющее воздействие экспериментатора.

        Исходя из этого, данные полученные в таком случае следует соотношать, с данными полученными из реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Социальная психология - это отдельная область, образовавшаяся из чистой социологии и психологии, которая предлагает себя, как сконструированный из предыдущих составляющих аппарат решения тех или иных вопросов, в их практической части.

        Ее возникновению способствовала необходимость в изучении таких ситуаций жизни, в которых невозможно ограничиться одной из наук. Для этого необходимы знания обеих научных дисциплин и их совмещение.

В связи с этим четкое выявление предмета и основных проблем общей социальной психологии очень затруднительно.

        Социально-психологические исследования особенно необходимы в таких областях, как образовательная сфера, СМИ, спорт, все сферы сервисного обслуживания, промышленного производства и даже лесного хозяйства, политические организации, общественные движения и многое другое. А практика не обходится без параллельного решения происходящих в процессе проблем.

        И все-таки специфика социальной психологии определяется своей главной задачей: исследование, заключенных в отдельные социальные институты ( а так же самих этих структур) людей, а именно их особенностей и поведения в выявлении закономерностей.

        Само понятие социальной психологии в качестве отдельной самостоятельной науки появилось в конце XIX в.

        Именно в этот период, специалисты разных областей принялись производить анализ возникших феноменов в социуме и поведение отдельно-взятой личности в обстоятельствах влияния со стороны других личностей, составляющих большую часть.

        Это и стало началом исследовательской деятельности в выявлении социально-психологических научных проблем. Однако то, что принято считать предметом социальной психологии, специалисты трактуют немного разнобоко.

Информация о работе Предмет, структура и задачи социальной психологии