Принципы права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:55, контрольная работа

Краткое описание

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация……...…5
2 Содержание принципов права социального обеспечения……………………...…….9
Заключение………………………………………………………………………….……17
Список использованных источников…………………………………………….…….18

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Московский  государственный университет технологий и управления

 

 

 

Кафедра Экологического и трудового права

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Право социального обеспечения

 

 

Тема: Принципы права социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

факультета: Юриспруденция

спец. 030501

Стадухин Александр  Олегович

шифр: 030900.62

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1 Понятие принципов  права социального обеспечения и их классификация……...…5

2 Содержание принципов права социального обеспечения……………………...…….9

Заключение………………………………………………………………………….……17

Список использованных источников…………………………………………….…….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о  принципах права социального  обеспечения требует знания общих  теоретических положений о понятии  правового принципа. В теории права  под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В течение долгого  времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние  годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы – это принципы «права своего времени».

При данной позиции авторов  возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит  их отличие от правовых норм? Отличие  заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции  развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а  нормы права не могут не соответствовать  правовым принципам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1 Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация

 

Показателем самостоятельности  отрасли права является наличие  не только предмета и метода правового  регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о  принципах права социального  обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В течение долгого  времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние  годы взгляды специалистов стали  меняться. Споры обычно сводятся к  тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых – К.Н. Гусова, В.Н. Толкуновой, Л.Я. Сыроватской – определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы - это принципы «права своего времени».

Отличие принципов от правовых норм заключается в том, что:

  • принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат вcex элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция);
  • с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права;
  • правовые принципы более долговечны, чем правовые нормы, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства;
  • в соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.

Принципы проявляют  себя в нормах права, а нормы права  не могут не соответствовать правовым принципам. Закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства.

В условиях же переходного  периода, нестабильности экономики, падения  политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, так, например, статьей 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. (с изменениями от 05.03.2004 г.) определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застра-хованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования  
    в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере  действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • общеправовые, свойственные всем отраслям права. К ним относятся – признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.;
  • межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права. Таковыми являются обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др.;
  • отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  • внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В основном они  закрепляются непосредственно в  нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 22.08.2004 г.) указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.

Так, например, В.Ш. Шайхатдинов  к отраслевым принципам относит:

  • связь обеспечения, как правило, с трудом;
  • обеспечение не только граждан, но и их семей;
  • свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;
  • приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
  • зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е.Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

  • всеобщность;
  • финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;
  • дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом.

Нам представляются наиболее удачными формулировка и разработка принципов права социального  обеспечения, предложенные Э.Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

  • осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
  • дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств;
  • обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
  • гарантированность социального обеспечения в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • всеобщность социального обеспечения;
  • участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА  СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Всеобщность социального  обеспечения. Конституция Российской Федерации 1993 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным  Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступле-нии конкретных социально-значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Право на социальное обеспечение  является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает  ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Информация о работе Принципы права социального обеспечения