Принципы права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:55, контрольная работа

Краткое описание

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация……...…5
2 Содержание принципов права социального обеспечения……………………...…….9
Заключение………………………………………………………………………….……17
Список использованных источников…………………………………………….…….18

Вложенные файлы: 1 файл

ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее полно принцип  всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее (содержание и обслуживание в домах-интернатах и пр.). В России 38 млн пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий – второй по объему источник доходов населения после оплаты труда.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. (с изменениями от 22.08.2004 г.) предусмотрел право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.

В настоящее время  в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым гражданином РФ, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.

Всеобщность социального  обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст.ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. В продолжение этой нормы был принят 19 мая 1995 г. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»  
(с изменениями от 22.12.2005 г.), согласно которому устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Каждая семья в РФ независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.

В соответствии с указанным  законом гражданам, имеющим детей, устанавливаются следующие виды государственных пособий:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • ежемесячное пособие на ребенка.

Принцип всеобщности  обеспечения проведен также в  законодательстве, касающемся медицинской  помощи и лечения (ст. 41 Конституции  РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. (с изменениями  от 07.03.2005 г.), ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.2001 г. (с изменениями от 23.12.2003 г.). В пределах Федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.

Государственное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Государственная система  социального страхования включает:

– пенсионное страхование;

– медицинское страхование;

– социальное страхование (страхование по болезни);

– страхование занятости (страхование по безработице).

Каждый из этих видов  страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного  вида социального риска.

Финансовую базу указанных  видов страхования составляют государственные  внебюджетные страховые фонды –  Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов – основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе государственного социального страхования.

Государственное социальное страхование носит обязательный характер, это выражается в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности и реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством.

Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями. Размеры страховых  взносов ежегодно устанавливаются  федеральным законом по каждому  виду страхования.

Средства государственного социального страхования расходуются  на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т.д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения  предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой социального страхования существует и вид социального обеспечения, который непосредственно финансируется за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место  в источниках финансирования социального  обеспечения занимают страховые  платежи работодателей.

Дифференциация  видов, условий и уровня обеспечения  в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в  зависимости от целого ряда социально-значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается  такому критерию дифференциации, как  трудовая деятельность.

Связь социального обеспечения  с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

На содержание права  гражданина в сфере социального  обеспечения влияют многочисленные социально-значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.

Обязанность государства гарантировать уровень  социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В настоящее время  этот принцип не реализуется, поскольку  ни одна из выплат по системе социального  обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1999 г. № 1920-1, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Гарантированность социального обеспечения в случаях, когда человек нуждается в  ней в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально-значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости  в социальном обеспечении не остается неизменным и со временем трансформируется, и, соответственно, расширяется перечень социальных рисков, при наступлении  которых гражданин подлежит защите.

Чем полнее проводится в  законодательстве всесторонность материального  обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную  жизненную ситуацию по независящим  от них причинам, тем ближе стоит  государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

Многообразие  видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение  
в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются  пенсии, пособия, компенсации, виды которых  постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным, а также пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей; гражданам при возникновении поствакционных осложнений; социальное пособие на погребение.

Система компенсационных  выплат – новое явление для  российского социального обеспечения.

Компенсационные выплаты  предоставляются:

  • работникам за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями от 22.12.2005 г.);
  • студентам, аспирантам за время академического отпуска, а также женам (мужьям) военнослужащих и женам служащих органов внутренних дел – Указ Президента РФ от  
    30.05.1994 г. «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»  
    (с изменениями от 17.04.2003 г.);
  • трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом до 18 лет – Указ Президента РФ от 17.03.1994 г. «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (с изменениями от 26.06.2001 г.);
  • на детей, находящихся под опекой и попечительством – Приказ Министерства образования РФ от 19.08.1999 г. № 199 «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)»;
  • вынужденным переселенцам и беженцам – Федеральный закон РФ от 19.02.1993 г.  
    «О беженцах» (с изменениями от 22.08.2004 г.);
  • инвалидам на санаторно-курортное лечение и обслуживание транспортных средств – Постановление Правительства РФ от 10.07.1995 г. «О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание»  
    (с изменениями от 08.08.2003 г.).

Информация о работе Принципы права социального обеспечения