Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:55, контрольная работа
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация……...…5
2 Содержание принципов права социального обеспечения……………………...…….9
Заключение………………………………………………………………………….……17
Список использованных источников…………………………………………….…….18
Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее (содержание и обслуживание в домах-интернатах и пр.). В России 38 млн пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий – второй по объему источник доходов населения после оплаты труда.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. (с изменениями от 22.08.2004 г.) предусмотрел право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.
В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым гражданином РФ, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.
Всеобщность социального
обеспечения проявляется в
(с изменениями от 22.12.2005 г.), согласно которому
устанавливается единая система государственных
пособий гражданам в связи с рождением
и воспитанием детей, которая обеспечивает
гарантированную государством материальную
поддержку материнства, отцовства и детства.
Каждая семья в РФ независимо от ее социального
положения, количества воспитываемых
детей, материального достатка имеет право
при рождении ребенка на материальную
помощь в виде пособий, компенсационных
выплат, социальных услуг, льгот по системе
социального обеспечения.
В соответствии с указанным законом гражданам, имеющим детей, устанавливаются следующие виды государственных пособий:
Принцип всеобщности обеспечения проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 г. (с изменениями от 07.03.2005 г.), ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.2001 г. (с изменениями от 23.12.2003 г.). В пределах Федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях, иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.
Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой государственного социального страхования. Социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
Государственное социальное страхование – это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.
Государственная система
социального страхования
– пенсионное страхование;
– медицинское страхование;
– социальное страхование (страхование по болезни);
– страхование занятости (страхование по безработице).
Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.
Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов – основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе государственного социального страхования.
Государственное социальное страхование носит обязательный характер, это выражается в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированности и реализации прав застрахованных.
Все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством.
Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями. Размеры страховых взносов ежегодно устанавливаются федеральным законом по каждому виду страхования.
Средства государственного
социального страхования
По российскому
По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.
Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.
Критерии дифференциации могут носить объективный характер – это природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально-значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность.
Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).
На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально-значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д.
Обязанность
государства гарантировать
В настоящее время этот принцип не реализуется, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1999 г. № 1920-1, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Гарантированность
социального обеспечения в
Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.
Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным и со временем трансформируется, и, соответственно, расширяется перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите.
Чем полнее проводится в
законодательстве всесторонность материального
обеспечения и социального
Многообразие
видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение
в том, что в случае наступления того или
иного социального риска государство
оказывает социальную поддержку, помощь
различными способами (денежные выплаты,
социальные услуги и др.).
В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным, а также пособие по временной нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом; работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей; гражданам при возникновении поствакционных осложнений; социальное пособие на погребение.
Система компенсационных выплат – новое явление для российского социального обеспечения.
Компенсационные выплаты предоставляются: