Причины дезадаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

1. Установите и сохраните отношения взаимного уважения.
2. Определите цель или причину негативного поведения подростка.
3. Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
4. Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.
5. Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:
совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;
объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;

Вложенные файлы: 1 файл

социальная работа с детьми девиантного поведения.docx

— 98.36 Кб (Скачать файл)

 

Cоциальный портрет ___класса,  кл. руководитель _________________

 

п/п

Ф. И. О.

Статус семьи

(неполная, многодетная, семья  эмигрантов и т. д.)

Нет

мамы

Нет

папы

Кол.  
детей

в семье

Дополн. сведения

(любые сведения, кот.

касаются ребенка и  его

 родителей)

Соц.-

 уязв.

 семьи

               
               
               

 

Как правило, социальный портрет  составляется на вновь сформированный класс (1-й, 5-й и т. д.)

Делая такой срез класса, социальный педагог и классный руководитель должны помнить о соблюдении этических  норм. Информация, полученная при составлении  социального портрета класса, должна быть строго конфиденциальной.

 

Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в  «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами  службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя в ППМС-центр в случаях:

 

  • Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правила, агрессия и др.)
  • Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески»  и др.)
  • Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;
  • Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ
  • Кризисных ситуаций в семье
  • Резкого ухудшения состояния здоровья
  • В других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться в ППМС-центр

 

Два примера из практики работы социального педагога помогут  проиллюстрировать необходимость  своевременного обращения в ППМС-центр

 

Пример 1.

Учащийся 8-го класса стал пропускать занятия в гимназии (отсутствовал в течение 7-10 дней без уважительной причины). Когда Д. в очередной  раз не явился в школу, классный руководитель попыталась связаться с его мамой, но этого сделать не удалось. Встревоженный  ситуацией учитель обратился  в ППМС-центр к социальному  педагогу за помощью. В дальнейшем выяснилось, что Д. - из неполной, социально-уязвимой семьи.

В результате был разработан совместный план действий: посещаемость, успеваемость, досуговая деятельность, организация отдыха на каникулах  подростка оказались под контролем, как со стороны классного руководителя, так и со стороны социального  педагога.

 

Пример 2.

Девочка училась в гимназии с 5-го класса. Пятый и шестой класс  она закончила с двумя тройками, поведенческих проблем не было. В  конце седьмого класса  К. стала  часто пропускать уроки и учебные  дни в гимназии без уважительных причин, подделывать оценки, которые  классный руководитель выписывала для  родителей в конце недели.

Классный руководитель сообщала матери девочки о происходящем. Однако родители были заняты разрешением сложной  семейной ситуации, и помощи девочке  не оказали.

Седьмой класс К. закончила  с семью тройками. Ни социальный педагог, ни другие  сотрудники ППМС-центра  о пропусках занятий, о ситуации в семье К. ничего не знали.

Учебный год в  8-ом классе девочка начала с прогула учебных  дней,  затем последовало совершение ею правонарушения и уход из дома. Этого  можно было избежать, если бы К. была оказана своевременная помощь со стороны родителей, а классный руководитель своевременно обратилась за помощью  в ППМС-центр.

О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить социальному  педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты ППМС-центра, прилагающейся к отчету об успеваемости.

Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:

 

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

 

Класс: ______, классный руководитель: ____________________________

 

1.Учащиеся, имеющие пропуски  уроков и учебных дней (укажите  фамилии и количество пропусков:

 

По уважительным причинам

По неуважительным причинам

   
   
   
   
   
   

 

2. Учащиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста,  предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

б) социально-эмоциональные:

Проблемы поведения 

Проблемы в общении

Другие проблемы

     
     
     
     
     
     

 

в) в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье

Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост. 
и др.)

“Поздние 

   дети”

Жесткий стиль семейного  воспитания (применение к детям  
физич. наказаний и др.)

Недостаток внимания ребенку  со стороны родителей 

         
         
         
         
         
         

 

3. Семьи, не поддерживающие  контакт со школой:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

“ ___”  ____________200 __г. Классный руководитель:

 

Сбор, анализ информации с целью выявления учащихся с  социально-эмоциональными проблемами и разработки программы индивидуального  сопровождения реализуется по следующей  СХЕМЕ:

              Сбор информации      

        - изучение  карты индивидуального сопровождения  и карты сопровождения

          класса

        - беседа  с классным руководителем

        - беседа  с родителями

        - сбор  информации о состоянии здоровья  совместно с сотрудником  

           медицинской службы

        - работа  с личными делами учащихся

        - составление  и анализ социального портрета  класса

        - заполнение  анкеты «Особенности семейного  воспитания»

        


 

      Анализ проблем учащихся,  формулировка гипотез

         - социальные проблемы

         - проблемы в эмоционально-волевой  сфере

         - в развитии

         - личностные

         - проблемы здоровья

         - другие


 

 

       Разработка плана (программы) индивидуального

      сопровождения    

     -социальная  помощь  • оказание материальной  помощи

                                         • предоставление бесплатного  питания  

                                         • обращение в районные городские  соц. службы

                                         • другие виды социальной помощи 

        - непосредственное  сопровождение (всеми специалистами  ППМС-центра);

        - опосредованное  сопровождение (консультативное), через  взаимодействие с классным руководителем

         


 

   Реализация плана  индивидуального сопровождения


 

 Мониторинг эффективности  сопровождения

Коррекция плана сопровождения (при необходимости)

Оценка результативности действий


Взаимодействие социального  педагога с различными государственными и общественными организациями  социальной помощи – необходимое  условие эффективного сопровождения  социально-уязвимых семей, детей группы социального риска.

 

Потенциальная «группа риска»

Учащиеся  «группы риска»

 

Направления работы по сопровождению  
выбора образовательного маршрута

 

1. Работа  с учащимися:

А. Работа с дневником  «Я выбираю»

 Шаги:

1 шаг – «Я думаю  о выборе».

2 шаг – «Я должен  иметь правильную информацию  о себе».

3 шаг – «Я изучаю  мир профессий».

4 шаг – «Изучаю разные  варианты выбора, взвешивая все  «за» и «против».

5 шаг – «Я выбираю».

Б. Учет успеваемости (если оценки объективны, табель может быть отправной  точкой для разговора с родителями и учеником). Подсчитывается общий  рейтинг учащегося по результатам  успеваемости за четверть и полугодие, а также рейтинг по предметам  одного цикла.

В. Особое внимание уделяется  работе с  подростками «группы  риска», так как у них меньше возможностей выбора, а также часто  имеются проблемы в учебной и  социально-эмоциональной сферах.

Г. Проведение занятий с  классами по программе «Я выбираю».

Д. Знакомство с профессиями (приглашение представителей различных  профессий, выступления сотрудников  ППМС-центра, показ видеоматериалов, и т.д.).

2. Работа  с родителями: проведение родительских собраний специалистом ПМС-центра, посвященных проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Обеспечение родителей необходимой информацией.

3. Работа  с классными руководителями: совместные совещания, посвященные проблеме выбора; разъяснение, как помочь детям в работе с дневником «Я выбираю», в работе по составлению портфолио; совместное планирование и организация работы с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие  специалистов сопровождения

по  оказанию помощи ребенку и представителям

его ближайшего окружения

 

Что такое консультативное  сопровождение?

 

Это диалог  между учителем и специалистом ППМС-центра.  В ходе такого диалога определяются проблемы ребенка и совместно ищутся возможные решения.

Учитель и сотрудник службы сопровождения являются партнерами и находятся в ситуации непрерывного сотрудничества.

 При консультативном  сопровождении учащихся акцент  делается, в первую очередь, на  мотивацию учителя и сотрудника  ППМС-цетра к достижению цели совместной помощи учащемуся.

«Вместе искать пути решения  проблем ребенка», - вот главный  принцип методики консультативного сопровождения.

 

 

Условия приема: экзамены, конкурс  аттестатов, собеседования.

Сроки обучения: 8-11 класс.

Образовательные программы: по направлению образовательного учреждения, а так же профильное обучение.

Возможности дальнейшего  обучения: договора с высшими учебными заведениями.

ППМС-центр  и родители

 

Семья, как уже отмечалось выше, является первым уровнем оказания помощи ребенку при возникновении  у него проблем, тормозящих развитие. Родители часто не различают собственные  проблемы и проблемы, возникающие  у детей. Они, как правило,  в  обоих случаях берут ответственность  на себя. Таким образом, ребенок не научается принятию решений, а занимает пассивную позицию, ожидая, что за него все решат взрослые. Если в  проблемной ситуации ребенок действует  самостоятельно, он приобретает опыт, который способствует его развитию. Родители, направляя это развитие, создают условия поиска ребенком альтернативных решений проблемы, а  также организовывают ему психологическую  поддержку в семье.

Для наиболее эффективного использования ресурсов первого круга помощи ребенку  сотрудники ППМС-центра:

  • осуществляют консультирование родителей по проблемам воспитания, обучения и развития ребенка;
  • организуют информационную поддержку (предоставление материалов инфотеки ППМС-центра) родителям учащихся;
  • регулярно выступают на родительских собраниях;
  • координируют сотрудничество педагогов и родителей в рамках реализации индивидуально и системно ориентированных программ сопровождения;
  • проводят еженедельный тренинг для родителей «Мы и наши дети».

Информация о работе Причины дезадаптации