Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:53, контрольная работа
1. Установите и сохраните отношения взаимного уважения.
2. Определите цель или причину негативного поведения подростка.
3. Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
4. Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.
5. Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:
совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;
объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;
Cоциальный портрет ___класса, кл. руководитель _________________
№ п/п |
Ф. И. О. |
Статус семьи (неполная, многодетная, семья эмигрантов и т. д.) |
Нет мамы |
Нет папы |
Кол. в семье |
Дополн. сведения (любые сведения, кот. касаются ребенка и его родителей) |
Соц.- уязв. семьи |
Как правило, социальный портрет составляется на вновь сформированный класс (1-й, 5-й и т. д.)
Делая такой срез класса, социальный педагог и классный руководитель должны помнить о соблюдении этических норм. Информация, полученная при составлении социального портрета класса, должна быть строго конфиденциальной.
Другим важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя в ППМС-центр в случаях:
Два примера из практики
работы социального педагога помогут
проиллюстрировать
Пример 1.
Учащийся 8-го класса стал пропускать занятия в гимназии (отсутствовал в течение 7-10 дней без уважительной причины). Когда Д. в очередной раз не явился в школу, классный руководитель попыталась связаться с его мамой, но этого сделать не удалось. Встревоженный ситуацией учитель обратился в ППМС-центр к социальному педагогу за помощью. В дальнейшем выяснилось, что Д. - из неполной, социально-уязвимой семьи.
В результате был разработан
совместный план действий: посещаемость,
успеваемость, досуговая деятельность,
организация отдыха на каникулах
подростка оказались под
Пример 2.
Девочка училась в гимназии
с 5-го класса. Пятый и шестой класс
она закончила с двумя
Классный руководитель сообщала матери девочки о происходящем. Однако родители были заняты разрешением сложной семейной ситуации, и помощи девочке не оказали.
Седьмой класс К. закончила с семью тройками. Ни социальный педагог, ни другие сотрудники ППМС-центра о пропусках занятий, о ситуации в семье К. ничего не знали.
Учебный год в 8-ом классе девочка начала с прогула учебных дней, затем последовало совершение ею правонарушения и уход из дома. Этого можно было избежать, если бы К. была оказана своевременная помощь со стороны родителей, а классный руководитель своевременно обратилась за помощью в ППМС-центр.
О проблемах учащихся классный
руководитель может сообщить социальному
педагогу или психологу как
Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
Класс: ______, классный руководитель: ____________________________
1.Учащиеся, имеющие пропуски
уроков и учебных дней (укажите
фамилии и количество
По уважительным причинам |
По неуважительным причинам |
2. Учащиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите,
пожалуйста, предметы и предполагаемую
причину учебных затруднений):
______________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения |
Проблемы в общении |
Другие проблемы |
в) в социальной сфере:
Кризисная ситуация в семье |
Социально-уязвимые семьи (родители
- инвалиды, пенсионеры, семьи с низк.
дост. |
“Поздние дети” |
Жесткий стиль семейного
воспитания (применение к детям |
Недостаток внимания ребенку со стороны родителей |
3. Семьи, не поддерживающие
контакт со школой:____________
“ ___” ____________200 __г. Классный руководитель:
Сбор, анализ информации с целью выявления учащихся с социально-эмоциональными проблемами и разработки программы индивидуального сопровождения реализуется по следующей СХЕМЕ:
Сбор информации
- изучение
карты индивидуального
класса
- беседа с классным руководителем
- беседа с родителями
- сбор
информации о состоянии
медицинской службы
- работа с личными делами учащихся
- составление и анализ социального портрета класса
- заполнение анкеты «Особенности семейного воспитания»
Анализ проблем учащихся, формулировка гипотез
- социальные проблемы
- проблемы в эмоционально-
- в развитии
- личностные
- проблемы здоровья
- другие
Разработка плана (программы) индивидуального
сопровождения
-социальная помощь • оказание материальной помощи
- непосредственное
сопровождение (всеми
- опосредованное
сопровождение (
Реализация плана индивидуального сопровождения
Мониторинг эффективности сопровождения
Коррекция плана сопровождения (при необходимости)
Оценка результативности действий
Взаимодействие социального педагога с различными государственными и общественными организациями социальной помощи – необходимое условие эффективного сопровождения социально-уязвимых семей, детей группы социального риска.
Потенциальная «группа риска»
Учащиеся «группы риска»
Направления
работы по сопровождению
выбора образовательного маршрута
1. Работа с учащимися:
А. Работа с дневником «Я выбираю»
Шаги:
1 шаг – «Я думаю о выборе».
2 шаг – «Я должен иметь правильную информацию о себе».
3 шаг – «Я изучаю мир профессий».
4 шаг – «Изучаю разные варианты выбора, взвешивая все «за» и «против».
5 шаг – «Я выбираю».
Б. Учет успеваемости (если оценки объективны, табель может быть отправной точкой для разговора с родителями и учеником). Подсчитывается общий рейтинг учащегося по результатам успеваемости за четверть и полугодие, а также рейтинг по предметам одного цикла.
В. Особое внимание уделяется
работе с подростками «группы
риска», так как у них меньше
возможностей выбора, а также часто
имеются проблемы в учебной и
социально-эмоциональной
Г. Проведение занятий с классами по программе «Я выбираю».
Д. Знакомство с профессиями (приглашение представителей различных профессий, выступления сотрудников ППМС-центра, показ видеоматериалов, и т.д.).
2. Работа с родителями: проведение родительских собраний специалистом ПМС-центра, посвященных проблемам выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Обеспечение родителей необходимой информацией.
3. Работа с классными руководителями: совместные совещания, посвященные проблеме выбора; разъяснение, как помочь детям в работе с дневником «Я выбираю», в работе по составлению портфолио; совместное планирование и организация работы с родителями.
Взаимодействие специалистов сопровождения
по оказанию помощи ребенку и представителям
его ближайшего окружения
Что такое консультативное сопровождение?
Это диалог между учителем и специалистом ППМС-центра. В ходе такого диалога определяются проблемы ребенка и совместно ищутся возможные решения.
Учитель и сотрудник службы сопровождения являются партнерами и находятся в ситуации непрерывного сотрудничества.
При консультативном
сопровождении учащихся акцент
делается, в первую очередь, на
мотивацию учителя и
«Вместе искать пути решения проблем ребенка», - вот главный принцип методики консультативного сопровождения.
Условия приема: экзамены, конкурс аттестатов, собеседования.
Сроки обучения: 8-11 класс.
Образовательные программы: по направлению образовательного учреждения, а так же профильное обучение.
Возможности дальнейшего обучения: договора с высшими учебными заведениями.
ППМС-центр и родители
Семья, как уже отмечалось
выше, является первым уровнем оказания
помощи ребенку при возникновении
у него проблем, тормозящих развитие.
Родители часто не различают собственные
проблемы и проблемы, возникающие
у детей. Они, как правило, в
обоих случаях берут
Для наиболее эффективного использования ресурсов первого круга помощи ребенку сотрудники ППМС-центра: