Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:00, курсовая работа
Цель исследования – изучить сущность безработицы среди молодёжи и её причины.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность молодежной безработицы.
2. Определить экономическое положение молодёжи на рынке труда.
3. Организовать анкетирование среди студентов и выпускников учебных заведений Москвы и Московской области.
4. Выявить причины безработицы среди молодёжи.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Положение молодежи в сфере занятости населения………..…...9
1.1. Сущность безработицы, ее причины и последствия………........9
1.2. Молодежь на рынке труда………………………………….……14
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы молодежной безработицы в России……………………………………………………….18
2.1. Анализ безработицы среди молодёжи по данным статистических исследований………………………...………………………………………18
2.2.Социологический опрос по выявлению основных причин безработицы среди студентов и выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений………………………………………………………………….... 22
Заключение……………………………………………………………….….26
Список литературы……………………………………………….………....28
Приложения…………………………………………………………….…....31
Исследования показали, что чем моложе безработные, тем короче у них продолжительность безработицы. Показатель средней продолжительности безработицы у молодёжи в возрасте до 18 лет ниже соответствующего показателя среди безработных от 18 до 24 лет.
В настоящее время население практически не ознакомлено с возможностями поиска работы. При этом играет важную роль пассивная позиция в поиске работы. Это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации на рынке труда, отсутствием у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации. В связи с этим работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях является необходимой.¹
______________________
¹ Тагорская Е.И. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи: // Человек и труд.2011.-45с
Немаловажным
является и то, что существует
несоответствие между тем,
Характеристики молодёжной безработицы в России в целом сходны с её характеристиками в других странах, но не исключено, что в ближайшее время (учитывая критическое экономическое положение страны и ситуацию на молодёжном рынке труда) может наметиться тенденция к увеличению её длительности.
.
2.2.Социологический опрос по выявлению основных причин безработицы среди студентов и выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений.
В практике социологических исследований одним из распространённых видов опроса является анкетирование или анкетный опрос. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления мнений опрашиваемых. Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности. Анкетный опрос позволяет получить объективное отражение реально существующих отношений между людьми, их свойств и признаков.
Организация исследования. Исследование проводилось с ноября по декабрь 2011 года. Целевая аудитория при проведении анкетирования – студенты и выпускники Российского государственного университета туризма и сервиса, Московского государственного областного университета, Российского государственного торгово-экономического университета, Дмитровского государственного политехнического колледжа.
Проведение анкетного опроса было направлено на:
- изучение социального
положения респондентов по
- изучение причин незанятости, методов и поиска работа, условий и требований, предъявляемых респондентами к будущей работе;
- изучение возможного решения задач трудоустройства.
Количество опрошенных респондентов составило 30 человек, из них 12 юношей и 18 девушек в возрасте от 19 до 24 лет. Средний возраст опрашиваемой молодёжи – 20 лет. В ходе проведения опроса выявилось следующее:
- работало 43% опрашиваемых;
- к незанятым себя отнесли 57%;
- заняты подработками 20% молодых людей;
- имеют стаж работы менее 1 года 43%;
- имеют стаж работы более 1 года 10%;
- не имеют стажа работы 47%.
Уровень образования опрашиваемых молодых людей:
-высшее образование имеют 13%;
-неоконченное высшее - 43%;
-среднее профессиональное образование - 43%.
В качестве причин безработицы указаны:
- учёба – 17%;
- отсутствие подходящей работы – 24%;
- неподходящие условия труда - 11%;
- низкая заработная плата – 24%;
- семья, уход за маленькими детьми – 24%.
С целью поиска работы из числа опрошенных
- в службу занятости обращались 5%,
- самостоятельно искали работу 46%,
- обращались за содействием к родственникам, знакомым 13%,
- обращались по объявлениям о найме на работу 10%,
- никаких действий
по трудоустройству не
Также в ходе исследования было выявлено, что 26% опрошенных работает по месту жительства, 17% - вынуждены ездить на работу в другие места.
20% опрошенных когда-либо работали по специальности, 26% респондентов вообще никогда не работали. По причине рождения ребёнка не работают 13%. Собираются получать второе высшее образование 20%.
В ходе опроса выяснилось, какие причины могут помешать выпускникам работать по специальности:
- низкий заработок - 33%,
- невостребованность профессии - 27%,
- разочарование в профессии – 27%,
- другие факторы
(рождение ребёнка,
Полученные результаты данного опроса в целом соответствуют реальной ситуации на региональном рынке труда. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных предпочитают искать работу с высокой оплатой и удобным графиком. Большая часть респондентов справедливо полагает, что для хорошего трудоустройства им необходимо иметь хорошую специальность и квалификацию, а также высшее образование. 30% опрошенных считают, что полученная ими специальность, невостребованная и низкооплачиваемая. 13% опрошенных являются молодыми мамами и им сложнее всего найти работу с достойной заработной платой и удобным графиком.
Учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что основными причинами безработицы среди молодежи являются следующие факторы:
- нестабильность
рынка труда, отсутствие
- потеря престижности специальности;
- низкая заработная плата;
- нежелание
предпринимателей брать на
-отсутствие в малых и средних населенных пунктах подходящей работы;
- недостаточная квалификация;
- неподходящие условия труда;
- отсутствие
информации о возможностях
- снижение ценности
научной деятельности у
Проблема государственной молодежной политики остается актуальной, очевидно, что её необходимо решать, связывая с реформированием российской экономики и социальной сферой в целом.
Заключение
В данной работе была рассмотрена сущность безработицы среди молодежи и её причины. Очевидно, что из-за обширности выбранной темы сложно подробно рассмотреть в одной работе все стороны данной проблемы.
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать следующие
1.Молодёжь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако, и положение в обществе, и степень её участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъективность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своего государства, а не что государство сделало для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной реализации.
2.В настоящее
время на рынке труда России
всё меньшее число молодых
людей обращается за помощью
при трудоустройстве в службы
занятости и зачастую
3.Ситуация на молодёжном рынке труда является достаточно напряжённой. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться чётко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуально потенциала общества, и началась массовая безработица среди молодёжи.
Выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.
Само понятие
«молодой специалист», предполагавшее
ранее некий социальный статус, гарантировавший
трудоустройство после
Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано трудовое законодательство, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности.
В данной курсовой работе была достигнута поставленная цель и решён ряд поставленных задач: изучена сущность безработицы среди молодежи; определено положение молодёжи на рынке труда; организовано анкетирование среди студентов и выпускников учебных заведений Москвы и Московской области; выявлены причины безработицы среди молодёжи.
В заключение стоит отметить, что в условиях российской экономики молодым людям очень трудно найти своё место в жизни общества, и они сталкиваются с серьёзными проблемами при трудоустройстве. В связи с этим государство обязано эффективно решать данные проблемы, потому что молодёжь – это будущее нашей страны.
Список использованной литературы.
1. Бабушкина Т., Гарсия-Исер М. Молодежь на рынке труда и образовательных услуг// Человек и труд.-2008.42с.
2. Вайсбурд В.А. Экономика труда. Учеб.пособие, 2007-312с.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: учебник, 2003, - 224 с.
4. Всеобщая декларация прав человека 1948г.//РГ от 10.12.1998г.
5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА,2010.-224
6. Григорьев С.М., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. «Социальная работа с молодежью», учебник для студентов вузов. М., 2006.-450с.
7. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учeбн.пoсoбие/под ред. М.Р. Ефимовой,- М,: Финансы и статистика, 2003г.
8. Зверева Н.Т. Демографический аспект безработицы и политики занятости, 2006г.
9. Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования, Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005,№ 3с 124-128
10. Карпов А.А., Микуцкая К.Н. Молодежь
на рынке труда: интересы, конкурентоспособность//Вест.
11. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 года)
12. Кудрин А.Б. Безработица 2009, безработица в России, кризис и безработица. 28.01.2009
13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г//ВВС СССР, 1976 № 17 ст.1831
14. Мишин А. Молодежь нужна производству//Алт.Правда.-
15. Организация работы центра занятости: сборник нормативных документов – М: Федеральнaя служба занятости, 2011г.
16. Попов А.Д. Экономически активное население: 1992-2007г./ А.Д. Попов // Вопросы статистики. -2008- №9, - с56
17. Постановление Правительства РФ от 22.04.1997г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (в ред. от 05.11.1999) // СЗ РФ.1997, № 17 Ст.2009
18. Правительство РФ – меры по борьбе с безработицей в период кризиса – антикризисный план / 23.12.09г.
19. Селиванова О. Занятость молодежи – стратегическая проблема:// Человек и труд.-2010.-290с.
20. Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии – М., Наука, 2006
21. Социальная работа с молодежью – под редакцией Н.Ф. Басова.-М. «Дашков и К», 2007.-328с.
22. Стрелкова М.И. Безработица в России и кризис: повысится ли уровень безработицы в 2009 и 2010 году? (Электронный ресурс) 23.12.2009г.
23. Тaрaсевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: учебник, 2005 – 456 с.
24. Таюрская Е.И. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи://Человек и труд.-2006.-45с.
25. Труд и занятость в России: Стат.сб./ Госкомстат Рoссии.-М, 2001,.-.580 с.
26. ФЗ от 20.04.1996г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ»( с изм.)
27. ФЗ от 25.12.2008г. № 87-ФЗ «О занятости населения РФ»
28. ФЗ от 17.07.1999г. № 181-ФЗ «ОБ основах охраны труда в Российской Федерации»
29. Чернина Н.В. Социальные аспекты безработных //Социологические исследования. 2006,-№ 11.
Приложения.
Анкетный опрос по выявлению причин безработицы среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет.
1. Ваше имя.
2. Возраст.
3.Пол.
4. Место жительства.
5. Семейное положение.
6. Дети (количество, возраст).
7. Какое высшее
или среднее профессиональное
учебное заведение Вы
8. Специальность.
9. Собираетесь
ли Вы работать по
Информация о работе Причины роста безработицы среди молодежи