Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:44, реферат
Рассмотрим готовность к браку, критерии, которыми молодёжь руководствуется при выборе партнёра, а также мотивации вступления в брак, т.к. мотивация является важной характеристикой нашего времени, а именно то, что по сравнению с 70-80 гг. сокращается количество браков, основанных на любви, и увеличивается количество браков «по расчёту».
Введение……………………………………………………………………3
1 Семья и брак. Готовность и способность к браку……………………..4
2 Анализ традиционных оснований выбора брачного партнера……….5
3 Проблема выбора брачного партнера………………………….............6
3.1 Модели выбора брачного партнера.………………………………….6
3.2 Критерии выбора брачного партнера………………...……………...12
4 Мотивы выбора брачного партнера …………………….………….....14
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………….....20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Семья и брак. Готовность и способность к браку……………………..4
2 Анализ традиционных оснований выбора брачного партнера……….5
3 Проблема выбора брачного
партнера…………………………............
3.1 Модели выбора брачного партнера.………………………………….6
3.2 Критерии выбора брачного партнера………………...……………...12
4 Мотивы выбора брачного партнера …………………….………….....14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….....20
Введение
В современных условиях подготовка молодёжи к браку и семейной жизни обозначилась как актуальная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Это связано и с постоянно увеличивающимся числом разводов в России и с тем, что рождаемость и качество семейного воспитания ниже того уровня, в котором заинтересовано общество. В последнее время всё больше фактов говорят о кризисном состоянии семьи и брака: обесценивание моральных устоев, деградация семейного образа жизни, распространение альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижение престижа семьи, потребности иметь детей.
Вместе с тем общество по-прежнему заинтересовано в стабильной семье и её социальной эффективности, в повышении уровня рождаемости и социализации новых поколений. Ведь именно семья является той первичной и социальной основой, которая формирует нравственный и психический склад человека. Концепция подготовки молодёжи к браку и семейной жизни в различные исторические периоды почти не менялась. Она включала нравственное воспитание: любовь к близким, справедливость, гуманность, ответственность за семью, половое воспитание и т.д. Среди комплекса воспитательных задач, которые необходимо сегодня решать всему обществу, главными являются формирование позитивных установок молодёжи на брак и готовности к семейной жизни. Необходимо поднять престиж семейной жизни, показать её ценность для каждого человека, воспитывать личность, способную создать крепкую и гармоничную семью.
Рассмотрим готовность к браку, критериев, которыми молодёжь руководствуется при выборе партнёра, а также мотивации вступления в брак, т.к. мотивация является важной характеристикой нашего времени, а именно то, что по сравнению с 70-80 гг. сокращается количество браков, основанных на любви, и увеличивается количество браков «по расчёту».
1 Семья и брак. Готовность и способность к браку
Социологи определяют брак, как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которого общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности». [16]
В настоящее время отношения между супругами определяются российским законодательством, на основе которого приняты кодексы о семье и браке. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний контроль за оптимальным функционированием брака через систему общественного мнения, средства социального воздействия на индивида, процесс воспитания. В житейском понимании понятия «брак» и «семья» могут отождествляться, но всё-таки в семейной психологии эти понятия принято разграничивать.
В литературе встречается утверждение, что брак и семья исторически возникли не одновременно, и не всегда супруги (брачные партнеры) жили одной семьей. А.Г. Харчев определяет брак, «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности», [16] а семью, «как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание». Т.е. мы видим, что, по мнению Харчева, брак первичен, а семья вторична.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимым им людей.
А.И. Антонов предлагает другой критерий разделения семьи и брака, а именно, наличие или отсутствие детей. «Лишь рождение детей превращает брачную пару в семью». [3]
С.И. Голод обращает внимание на то, что брак представляет собой различные механизмы социального регулирования. Брак - это связь двух разнополых существ, которым общество позволяет иметь половую близость и «законных» детей. Позволение общества означает, что обычай, договор, закон, контракт или другая форма социального одобрения делает их связь легальной.
Брак призван регулировать
половые контакты, он строится на половой
и межличностной
2 Анализ традиционных оснований выбора брачного партнера
Проблема выбора брачного партнера рассматривается
в работах разных исследователей (Гребенников
И.В., Голод С.И., Ковалев С.В., Харчев А.Г.,
Мацковский М.С. и др.). В основном это исследования
80-90 гг. Многие исследователи изучали мотивы
выбора брачного партнера, опрашивая людей
с различным семейным стажем, разного
возраста, различных профессий, в том числе
и студентов.
Самые серьезные
ошибки допускаются молодыми людьми еще
до момента заключения брака, в период
ухаживания. Решение о вступлении в брак
многие молодые люди принимают зачастую
необдуманно, выделяя в будущем супруге
те характерологические черты и личностные
особенности, которые в семейной жизни
играют несущественную, второстепенную,
а иногда и негативную роль. Первые проблемы
молодой семьи начинаются с проблем выбора
будущего супруга. Согласно исследованиям,
одной из наиболее распространенных причин
нарушения отношений между молодыми супругами
является разочарование в брачном партнере,
так как в период добрачного общения он
не смог получить, возможно, более полную
информацию о будущем спутнике жизни.
В тоже время,
в юношеском возрасте (на который и выпадает
преобладающее большинство вступлений
в первый брак) наиболее важным является
процесс формирования эго-идентичности
(появление чувства идентичности, индивидуальности,
непохожести на других, нормированием
самосознания, появлением психосексуальных
интересов). Согласно Дж. Марсиа, можно
назвать два основных критерия для выделения
статусов эго-идентичности: кризис и поиск
идентичности. На основе этих критериев
осуществляется выбор в определенных
сферах. Он выделил четыре основных варианта
или состояния формирования идентичности
(статусы идентичности): предрешенность
(преждевременная идентичность), диффузия
(размытая идентичность), мораторий и достижение
идентичности (зрелая идентичность). [14]
При опросе
своих сокурсников определим традиционные
основания выбора брачного партнера.
Объект исследования: студенческая молодежь
(20-21 год), находящаяся перед выбором партнера
по браку (объем выборки: 30 человек).
Анализ результатов проведенного исследования
дал следующие результаты:
Преобладающим явилось рассмотрение брака,
как союза: основанного на чувстве любви
(45% респондентов), направленного на решение
определенных задач (36%), основой которого
являются ответственность и обязательства
супругов (18%).
Выбор партнера по браку для 54% респондентов
является важным шагом (обезличенно), тогда
как для 46% более значимым является выбор
именно определенного человека.
Наиболее значимыми причинами для заключения
брака могут послужить: любовь (для 52%),
"тот человек" (для 34%).
Как основные "приобретения" в браке,
были названы: родной, надежный человек,
семья, дети, счастье, надежность, понимание.
Основными "потерями" назывались:
свобода, привычки, ничего.
На основании этих данных можно сделать
вывод о недостаточно четкой сформированности
у респондентов представлений о браке,
идеализации семейно-брачных отношений.
Наблюдается тенденция к менее традиционному
представлению о роли женщины, велика
значимость роли детей в жизни человека,
преуменьшается значимость сексуальной
сферы в браке. При этом наблюдается лояльное
отношение респондентов к разводу; тема
секса не является запретной.
При сопоставлении вышеперечисленных
данных и уровня достигнутой эго-идентичности,
подтвердилась выдвинутая гипотеза: наиболее
значимой является любовь при выборе брачного
партнера.
3 Проблема выбора брачного партнёра
3.1 Модели выбора брачного партнёра
Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций. Одним из первых стал размышлять над причинами выбора партнёра основатель классического психоанализа З. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю на своих потенциальных партнёров. Вероятно, поэтому некоторые юноши выбирают девушку, похожую на их мать, а девушки предпочитают юношей, похожих на их отцов. [9]
Модель «стимул - ценность - роль», Б. Мурштейна (Murstein, 1982).
Первоначально была разработана для анализа процесса ухаживания, потом применена для изучения межрасовых браков и затем расширена для исследования дружбы и супружеских взаимоотношений. Она является теорией обмена, устанавливающей, что «в условиях относительно свободного выбора аттракция (привлекательность) и интеракции зависят от обмена ценностями тех благ и обязательств, которые оба партнёра предлагают друг другу». Другими словами, прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена: происходит учёт плюсов и минусов, достоинств и недостатков каждого партнёра. Хотя партнёры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении брака. Брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий: «стадию стимуляции», «стадию оценивания» и «ролевую стадию». Стадия стимула связана с формированием первого впечатления. Выбор партнёра определяется внешними факторами: внешностью, умом, особенностями поведения, профессией, статусом и т.д. Большое значение при этом имеет оценка достоинств партнёра друзьями, родителями. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии - стадии сравнения ценностей, когда взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей и установок, в частности, представления и установки друг друга относительно брака, половых ролей, количества детей в семье и т.д. По словам Мурштейна, термин «ценностное сравнение» «относится к интересам, установкам, взглядам, когда они выглядят как вытекающие из убеждений». Сравнение взглядов осуществляется на основе сбора информации о другом человеке путём общения. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Однако возможность принятия партнёра зависит от компенсации различий какими-либо достоинствами.
Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнёров переходят в третью стадию, хотя, некоторые люди могут вступать в брак на основе одной или двух первых стадий. На последней, «ролевой стадии» партнёры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Общение и установление межличностных отношений позволяют им оценить как сходство своих потребностей и характеров, так и возможность их взаимодополнения. Ещё одним основанием для окончательного принятия решения о заключении брака является изучение чувств. Как говорит Мурштейн, сходство ценностей - необходимое, но не достаточное условие. Достижение ролевой совместимости - это, вероятно, бесконечный процесс, т.к. ролевая притирка происходит на всём протяжении существования брачного союза, и никогда не завершается полностью.
Модель «фильтров» Дж. Удри (Udry, 1974), А. Керкгоффа и К. Дэвиса.
В рамках этой теории выбор брачного партнёра происходит как процесс последовательного прохождения через ряд фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнёров и сужают выбор. Фильтры представляют собой иерархическую систему, задающую всё более и более жёсткие рамки и критерии отбора. Согласно Удри, первым фильтром является возможность систематических и регулярных контактов с партнёром. Керкгофф и Дэвис в качестве первого фильтра называют место жительства. Эти параметры являются взаимодополняющими, а где-то даже и синонимичными, и отсеивают тех людей, с которыми человек никогда не сможет встретиться, т.е., выражаясь житейским языком, действуют по принципу «с глаз долой - из сердца вон».
Второй фильтр предполагает отбор претендентов по внешней привлекательности с учётом черт лица, телосложения, возраста и т.д. Мы, конечно, можем говорить, что представление о красоте для каждого своё и зависит от вкусов, пристрастий, прошлого опыта, однако, понятие о красоте и привлекательности имеет общественно-историческую природу. А именно, любовь всегда тесно связывалась с функцией продолжения рода, поэтому представления о красоте мужчины и женщины основывались на представлении о физических качествах мужчины-отца и женщины-матери. Например, для мужчины такими качествами являются атлетическое телосложение, сила, ловкость, а для женщины - широкие бёдра, грудь, молодость, здоровый румянец и т.д. Соответствие внешности избранницы принятому идеалу красоты имеет гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин. Следующим фильтром является сходство социального базиса (гомогамии по Дэвису и Керкгоффу). Т.е. на этом этапе происходит исключение тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям, определяется сходство (несходство) ценностей, установок, привычек, образа жизни.