Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:44, реферат
Рассмотрим готовность к браку, критерии, которыми молодёжь руководствуется при выборе партнёра, а также мотивации вступления в брак, т.к. мотивация является важной характеристикой нашего времени, а именно то, что по сравнению с 70-80 гг. сокращается количество браков, основанных на любви, и увеличивается количество браков «по расчёту».
Введение……………………………………………………………………3
1 Семья и брак. Готовность и способность к браку……………………..4
2 Анализ традиционных оснований выбора брачного партнера……….5
3 Проблема выбора брачного партнера………………………….............6
3.1 Модели выбора брачного партнера.………………………………….6
3.2 Критерии выбора брачного партнера………………...……………...12
4 Мотивы выбора брачного партнера …………………….………….....14
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………….....20
Четвёртый фильтр выясняет сходство установок и ценностей в отношении семьи и брака, супружеских семейных ролей установок в отношении рождения и воспитания детей и т.д. Этот фильтр крайне значим, т.к. изначальные расхождения во взглядах, установках, ценностях не позволят создать благополучную пару, способную реализовать все функции семьи.
Пятый фильтр оценки комплементарности удовлетворения значимых потребностей предполагает соответствие поведения и деятельности одного партнёра потребностям другого и, наоборот, в первую очередь, потребности любить и быть любимым. Если пара успешно проходит данный этап, возникает переживание чувства Alter Ego (Другой, как моё второе Я), привязанность к партнёру, ощущение безопасности.
Однако, даже успешное прохождение всех пяти фильтров не означает, по Удри, окончательного принятия решения о вступлении в брак.
Последний, шестой фильтр - фильтр социальной готовности к заключению брака. Готовность определяется исторической эпохой, культурными и национальными традициями, принадлежностью к той или иной социальной группе. При этом время заключения брака у мужчин и у женщин не совпадает (у мужчин - 27-28 лет, у женщин - 22-23 года). Такое различие в «социальных часах» задаёт некоторую противоречивость брачных интересов, т.е., например, в браке с ровесниками инициаторами заключения брака являются женщины.
В последние годы наметилась тенденция к более позднему заключению брака у представителей обоих полов. Это связано с тем, что в современном обществе преобладает ориентация на построение карьеры, профессиональную направленность, а не на семейные ценности.
«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнёра через реализацию четырёх последовательных взаимосвязанных процессов:
- Установление взаимосвязи - это лёгкость общения двух людей, иными словами - насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.
-Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.
-Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.
- Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению Рейса являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо её амбиций и т.д.
Развитие чувства любви идёт в направлении от первого процесса к четвёртому. Пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.
Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Уинча.
Суть теории Уинча вкратце можно выразить с помощью афоризма «противоположности притягиваются». Основная идея этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и дополнительны по отношению к их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтёт партнёра сильного и доминантного. Это связано с тем, что люди всегда стремятся максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот достигается в том случае, когда потребности комплементарны (дополнительны). Влюблённые должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Но эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы удовлетворил его потребности. Она просто объясняет, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Однако эта теория подвергалась критике, в частности из-за того, что Уинч выбрал неправильную методологию, а именно, изучал брачные пары, т.е. тех, кот уже выбрал друг друга, прожил вместе некоторое время и успел «притереться».
В инструментальной теории подбора супругов Р. Сентерса также говорится об удовлетворении потребностей, но при этом утверждается, что одни потребности более важны, чем другие, причём для некоторых потребностей это различие значимости одинаково для обоих полов, а для некоторых других - нет. Например, по словам Сентерса, мужское доминирование - более значимая ценность для женщин, но для мужчин женское доминирование менее привлекательно. Обратную ситуацию мы видим, когда речь идёт о потребности в заботе со стороны другого человека. В частности, Сентерс предполагал, что наибольшее притягивание будет иметь место в случае, когда мужское доминирование противостоит женской потребности в интимности, покровительстве и заботе. Также Сентерс рассматривал брачное поведение, как разновидность экономического поведения, при котором люди стремятся к максимизации прибыли при минимализации издержек, а именно, стремятся выбрать в качестве партнёров тех, чьё поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения их потребностей при минимуме затрат.
Теория обмена Дж. Хоманса.
В данной теории говорится о том, что в основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств (личностных и социальных) возможного партнёра и определения того, кто из возможных партнёров может принести «больший выигрыш при меньших затратах» [6, с. 152]. Характеристики индивида при этом рассматриваются как некое благо, «выставленное на продажу» и потому приобретающее на «брачном рынке» вполне определённую рыночную цену. В качестве такого блага может выступать в принципе всё, что угодно, но обычно выделяют следующие классы:
·соотношение на «брачном рынке» числа «подходящих» друг для друга мужчин и женщин. От конкретной величины этого соотношения зависит «цена», которую приобретают на этом «рынке сами по себе мужчины и женщины, безотносительно к их другим реальным качествам. Ценность каждого отдельного индивида на «брачном рынке» зависит от различных соотношений (общего соотношения полов в населении, возраста партнёров, образования и т.д.);
·возраст;
·внешний облик, который включает в себя не только физическую привлекательность, но и манеры поведения, умение себя вести и т.п.;
·социальный статус как совокупность
различных социально-
·ценности, убеждения и т.д. Общие или совпадающие ценности облегчают взаимодействие с потенциальным партнёром и могут служить фактором принятия решения о брачном выборе. Ценности, сильно отличающиеся друг от друга, могут порой стать непреодолимым препятствием для брачного выбора.
Качества и характеристики личности оцениваются участниками брачного отбора.
Если мы сравним все представленные теории, то мы выявим схожесть между некоторыми моделями выбора. Например, стадия стимула у Мурштейна идентична второму фильтру в теории Удри, который предполагает отбор претендентов по внешней привлекательности, стадия ценностного сравнения - третьему и четвёртому фильтрам, где определяется сходство (несходство) ценностей, установок, привычек, образа жизни, и, наконец, третья, ролевая стадия может быть соотнесена с пятым фильтром - соотнесения поведения и деятельности одного партнёра с потребностями другого. Также о важности соответствия потребностей партнёров говорится в теориях Уинча и Сентерса.
И если разные авторы выделяют одинаковые критерии выбора партнёра, мы можем говорить о большой значимости сходства следующих факторов:
·внешних (внешность, ум, особенности поведения);
· социальных (сходство ценностей, установок, статусов, привычек, образа жизни);
·ролевых (отношение к семье и браку, супружеские семейные роли, установки в отношении рождения и воспитания детей);
·потребностных (соответствие поведения и деятельности одного партнёра потребностям другого и, наоборот).
3.2 Критерии выбора брачного партнёра
В выборе брачного партнёра люди отталкиваются от определённых критериев. Критерии выбора брачного партнёра - один из наиболее изученных аспектов семейной психологии. Разные учёные выделяют разные критерии, но фактически все авторы единодушно называют определённый их набор. Большую роль в выборе партнёра играет культурная среда. Однако, в критериях выбора в разных культурах больше сходств, чем различий.
В результате кросскультурного опроса Д. Баса были выявлены следующие качества потенциальных партнёров:
. взаимная любовь и привязанность;
. надёжность;
. эмоциональная устойчивость;
. зрелость;
. приятный характер.[4]
Мужские и женские ожидания сильно расходятся. Мужчины больше озабочены чертами, прямо или косвенно связанными с репродуктивными возможностями женщин - молодостью, привлекательной внешностью. Женщины же больше заинтересованы в материальных возможностях мужчины, его способности содержать семью и выкормить потомство. В результате данного исследования Басс выдвинул гипотезу о том, что выбор брачного партнёра основан на эволюционной стратегии, оптимально подходящей для обеспечения выживания вида. Теперь мы рассмотрим данные опроса-исследования, проводившегося среди студентов в России. Их, во-первых, спрашивали, какого бы они хотели супруга, а во-вторых, какие юноши (девушки) им нравятся практически.
Мнения юношей о желаемой партнёрше.
Девушка, пользующаяся успехом. Желаемая, жена красивая, честная, справедливая, жизнерадостная, любит танцевать, трудолюбивая, с чувством юмора, умеет владеть собой, смелая, энергичная, умная, любит свою работу, старается помочь другим, любит танцевать, честная, справедливая, высокая.
Мнения девушек о желаемом партнёре.
Юноша, пользующийся успехом, желаемый, муж энергичный, трудолюбивый, жизнерадостный, честный, справедливый, красивый, умный, любит танцевать, умеет владеть собой, высокий, смелый , с чувством юмора, волевой, старается помочь другим, красивый.
Можно заметить, что мнения являются почти зеркально перевёрнутыми отражениями друг друга (особенно у девушек; мужчины к женщинам относятся чуть более последовательно).
Американцы в качестве критериев называют, как необходимые, такие качества брачного партнёра:
·заботливость;
·любовь;
·честность;
·чувство юмора;
·способность к пониманию;
·умение общаться;
·надёжность;
·ориентированность на детей;
·готовность к компромиссам;
·целеустремлённость;
·трудолюбие;
·цельность;
·хороший характер;
·способность к эмоциональной поддержке.[10]
Также можно перечислить предложенные Н. Н. Нарицыным внутренние критерии, которые определяют выбор партнёра:
1.родительский сценарий
- избранник похож либо на
Именно сценарное поведение заставляет выбирать себе супругов, похожих на отцов/матерей. Сценарии определяют критерии выбора, мотивации на брак, мотивы вступления в брак, поведение во время предбрачного периода и в браке, отношение к супругу, продолжительность брака, количество браков и т.д. - в общем, всю личную жизнь человека.
2.первые навыки общения
(детский сад, школа и т.д.) очень
привлекают люди, похожие чем-то
на первых закадычных друзей,
даже если их лица трудно
вспомнить. Главное то, что с
такими людьми был
3.первые эротические
4.определённые генетические признаки, которые тот, кто выбирает, считает положительными. Природа так устроила, что всё направлено на улучшение рода. И человек, которому не нравится тот или иной параметр его тела или организма, бессознательно будет выбирать того, у кого есть то, чего ему не хватает, и наоборот. Часто такие пары бывают достаточно гармоничными, но, увы, столь же часто надежды не оправдываются, у генетики свои законы.
4 Мотивы выбора брачного партнёра
Важнейшим исходным фактором, определяющим прочность будущей семьи, является мотивация вступления в брак. В современной социологии выделяют три мотивации на брак: 1) мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае - намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других, когда другой человек является только средством для исполнения заветного желания жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнёр рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет, все силы тратятся на его поиски. Эти действия сами по себе не имеют негативной окраски. Во многих случаях брак начинается именно с этой позиции.
-мотивация на определённый тип брака. В этом случае люди ориентируются на определённый тип партнёра, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. Этот факт так же, как и первый сам по себе не окрашен в негативные тона, но могут возникнуть проблемы, когда впоследствии встречается человек, который действительно вызывает сильные чувства.
-мотивация на определённого человека. В этом случае избранник принимается со всеми достоинствами и недостатками. Это осознанный выбор с установкой на принятие определённого человека, а значит, и с ответственностью за свои чувства.
Содержание мотивации определяет степень адекватности мотивов для создания гармоничной семьи. [13]
Мотивы заключения брака составляют основу иерархии человеческих потребностей, описанных ещё в пирамиде Маслоу:
·реализующие потребность любить и быть любимым;