Проблема достоверности при проведении анкетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать метод анкетного опроса, сферу его применения и выявить сложности и проблемы, возникающие при его использовании.
Задачи исследования следующие:
1. Изучить опрос, как метод исследования и анкетирование как разновидность опроса.
2. Проанализировать технику проведения анкетирования.
3. Выявить проблемы достоверности при проведении анкетного опроса и сделать выводы по общей эффективности метода анкетирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Прописываются так же: предварительные условия начала исследования - в каких случаях должны проводиться регламентируемые процедуры, условия начала выполнения процедур (основание) и требования к исходным  данным. «Приводится порядок анкетирования или опроса, а также порядок определения выборки; спецификация анкеты - приводится структура анкеты при проведении мониторинга или последовательность вопросов при социологическом опросе; процедура подготовки анкеты - указываются ответственный исполнитель и соисполнители работы, их функции; описывается процедура обеспечение программными средствами, предоставляется план и график проведения анкетирования»6.

«Анкетированием называется такой метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает кое-какие социально-демографические данные о себе, например свой возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и т.п.».7

Анкета – это своего рода система обратной связи. Существуют определенные правила разработки анкет.

Если анкета слишком  велика, необходимо проверить, насколько  все поставленные перед анкетой  цели, действительно необходимо реализовывать, и как каждый вопрос работает на реализацию этих целей.

Для того, чтобы убедиться, что все вопросы воспринимаются правильно, что они понятны респондентам, проводится тестирование анкеты (или пилотажное исследование). Пилотное исследование — это термин, который означает испытание анкеты до начала полномасштабного анкетирования.

Причины проведения пилотажного  исследования следующие:

·  необходимо убедиться, что анкета дает достаточное количество ответных кодов (если упустить какие-то из них, это приведет к возрастанию числа «других» ответов, которые могут потребовать кодирования на стадии анализа);

  • необходимо убедиться, что респонденты смогут ответить на вопрос (то есть анкета содержит вопросы, на которые респонденты в состоянии ответить);

·  необходимо проверить, может ли анкета удержать внимание респондента в течение всего опроса;

· необходимо выяснить, понятны ли интервьюерам и респондентам направляющие инструкции к анкете;

·  необходимо убедиться, что процесс интервью проходит плавно (то есть, анкета не имеет или имеет минимальное количество резких переходов между явно не связанными между собой темами);

  • необходимо проверить текст анкеты на наличие ошибок.

Для тестирования анкету просят заполнить нескольких человек. Желательно, чтобы при заполнении присутствовал разработчик, тогда  он увидит, какие именно вопросы  вызывают затруднения респондента. Так, исследователь может сопровождать интервьюера, который проводит предварительную проверку анкеты в опросе «лицом к лицу». Исследователь может попросить респондента дать дополнительную информацию о том, что лежит в основе его непредвиденных ответов на вопросы анкеты. Также можно протестировать анкету по телефону.

Иногда у заказчика возникает  желание присутствовать на пробном  анкетировании. «Он хочет прослушать несколько интервью по вновь созданной анкете, чтобы убедиться, что у человека не возникает никаких трудностей с пониманием вопросов, а их интерпретация совпадает с замыслом разработчиков анкеты»8. Исследователь, по возможности, учитывает высказанные предложения и замечания.

При проведении анкетного опроса существенен  порядок расположения вопросов. «Вопросы в анкете следует располагать в порядке, вытекающем из цели анкетирования, — по значению для проблемы, по степени общности и т.п., так, чтобы, обдумывая ответы на первые вопросы, респондент подготавливался к ответам на последующие. Это позволит респонденту уточнить постановку задачи анкетирования, если характер вопросов не способствует ее решению, уточнить формулировку вопросов».9

Вопросы в анкете размещаются по тематическим блокам: введение, перечень вопросов по предмету опроса, сведения об опрашиваемых.

Введение предусматривает гарантию анонимности опроса. Так же, в этом блоке приводится инструкция по заполнению и возврату анкеты.

При разработке основной части анкеты вопросы группируются по следующим тематическим блокам.

    • Вопросы по содержанию: о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения).
    • Вопросы, различающиеся по форме: вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ). Открытые вопросы используются, если разработчику заранее неизвестны возможные варианты ответа, и его задача выявить весь спектр мнений по вопросу; полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также свободно сформулировать и вписать ответ). «Число собственно открытых вопросов, не должно превышать 2% от общего количества вопросов анкеты»10.

Сведения об опрашиваемых (так называемая «паспортичка»), дают характеристику личности респондента. Ее составить тоже довольно трудно, поэтому лучше всего пользоваться уже отработанными вариантами паспортичек.

Формулировка вопросов анкеты должна быть конкретной, ясной  и однозначной, анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов. В тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология. Все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования. Необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах. Трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты.

2.2 Проведение анкетирования

«Проведение анкетного опроса начинается, когда требования к исследованию согласованы, а анкета утверждена и подписана»11.

Основными требованиями при анкетировании являются:

    • соответствие содержания анкет целям и задачам образовательного учреждения;
    • анонимность участия;
    • системность и последовательность процедур анкетирования;
    • использование стандартизированных процедур и критериев опроса;
    • преемственность;
    • информативность.

Анкетирование предполагается проводить выборочным методом. Основой выборки является общее число респондентов на момент проведения анкетирования. Для проведения анкетирования принимается типическая (стратифицированная) выборка с охватом 30-40% генеральной совокупности.

Особо важным при проведении анкетирования является подготовка интервьюеров. Часто респонденты пытаются рассказать интервьюеру гораздо больше о своем опыте и мнениях, чем того требует вопрос анкеты. Интервьюер должен очень умело вернуть разговор к предмету опроса и не оттолкнуть при этом респондента — так как он может подумать, что интервьюеру на самом деле не интересно то, о чем он говорит, и у него просто пропадет желание отвечать на последующие вопросы.

Исследователь должен просмотреть  все вопросы анкеты и удостовериться, что каждому из интервьюеров понятны вопросы, направление и требования, касающиеся квот.

Анкеты различных исследований могут быть очень однообразными, из-за чего эффективность деятельности интервьюеров может падать. Задача исследователя – контролировать ход анкетирования, ради получения достоверных данных. Процесс анкетирования не должен быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость.

Всегда необходимость знать  и контролировать все, что в действительности происходит во время анкетирования.

2.3 Обработка и анализ результатов

При помощи количественных распределений  ответов в анкете исследователь выявляет типичное мнение большой группы людей.

После завершения опроса проводится проверка анкет на точность и полноту заполнения. Если они были, заполнены неправильно, или не заполнены на 30%, то такие анкеты  выбраковываются и не подлежат обработке.

Из массива анкет  для обработки исключаются те, в которых обнаруживается хотя бы один из перечисленных недостатков:

- в анкете не заполнена паспортичка;

- отсутствуют ответы  на ключевые вопросы;

- встречаются ошибки  заполнения, которые невозможно  исправить.

Оставшиеся анкеты проходят процесс кодировки, состоящий в  том, что каждому варианту ответа в анкете присваивается свой код. Особое внимание уделяется обработке полузакрытых и открытых вопросов (они проходят ручную обработку). Каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.

Если в анкете используются открытые вопросы, то возможно большое разнообразие и произвольная форма ответов, что существенно затрудняет обработку анкет.

Для обработки анкет  могут быть использованы различные  методики, такие как априорное  ранжирование факторов. Для обобщения результатов анкетирования и сравнения полученных данных по всем категориям исследования проводят итоговое ранжирование анкет всех категорий.

Техника обработки анкет  предопределяется как числом лиц, вовлеченных  в опрос, так и степенью сложности  и громоздкости содержания анкеты.

Как правило, используется количественная обработка. Автоматизация процесса анкетирования имеет немаловажное значение, т.к. позволяет осуществить компьютерную обработку анкет, математическую обработку результатов анкетирования.12

Для статистической обработки анкет может быть использована методика компьютерной обработки данных в MSExel, которая позволяет создать базу данных анкет, автоматически подсчитать средний балл, процентное соотношение по каждому из вопросов согласно шкале анкеты.13

Если же анкета невелика, а массив анкет небольшой, то обработку можно проводить вручную.

«Существуют следующие основные способы статистической обработки анкет:

- составление рядов  распределения для каждого вопроса;

- составление группировочных  таблиц».14

В группировочных таблицах содержатся частоты выбора вариантов ответа на вопрос в зависимости от ответов на другой вопрос. Чаще всего группировочные таблицы составляют для определения связи между ответами на основные содержательные вопросы анкеты и социально-демографическими характеристиками респондентов, отраженных в паспортичке (распределение ответов по половозрастным, статусным, доходным группам и т.д.).

При обработке результатов анкеты следует учитывать интервал ошибки.

По итогам анкетирования  составляется аналитическая справка (отчет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНКЕТИРОВАНИЯ

 

 

3.1 Анализ проблем и ошибок, влияющих  на достоверность анкеты

На  сегодняшний день очень распространено недоверие к анкетированию, особенно среди тех, на деятельность которых могут повлиять полученные результаты. Это во многом связано с ошибками в его проведении.

Как и все другие методы, метод анкетирования имеет свои плюсы и минусы.

Использование при анализе профессиональных психологов, социологов, специалистов по маркетингу, применением современных компьютерных средств статистического анализа результатов позволяет повысить достоверность полученных данных.

 Проблемы могут возникать уже на этапе заполнения и возврата анкет. Так, если мы проводим почтовый опрос, то должны осознавать большие затраты времени, его относительную дороговизну, так же опрос поп почте требует профессиональной подготовки анкеты, и не все вопросы анкеты могут быть понятны респонденту.

Так же, зачастую, респонденты могут  пропускать определенные вопросы и допускать ошибки при заполнении анкеты, что впоследствии влияет на результат. Поэтому очень важно проводить «пилотажное» исследование, чтобы избежать подобного рода огрехов.

«Произвольность» можно компенсировать большим объемом выборки, из которой затем можно будет попробовать отобрать необходимое число «подходящих» анкет и составить уже из них репрезентативную в каких-то отношениях выборку»15.

Огромная проблема состоит в возврате анкет, особенно если проводится почтовый анкетный опрос. Возврат 70 % анкет и менее существенно сокращает объем выборки и влияет на объективность результата. Чтобы избежать этого иногда предпринимают уведомление по почте или по телефону.

Составители анкет тоже допускают определенные ошибки. Не всегда соблюдаются правила составления анкет: отсутствует обращение, в котором указывается, какая организация и с какой целью проводит опрос, не учитываются психологические особенности восприятия анкет, не всегда удачна формулировка вопросов и т.д.

При проведении опросов  не надо забывать, что анкета выявляет субъективные оценки, которые подвержены колебаниям, например, предвыборные симпатии избирателей. Поэтому при любой разновидности социологического исследования нельзя растягивать опрос во времени, так как к концу опроса оценки опрашиваемых могут сильно измениться под влиянием внешних факторов, обстоятельств.

Информация о работе Проблема достоверности при проведении анкетирования