Проблема достоверности при проведении анкетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проанализировать метод анкетного опроса, сферу его применения и выявить сложности и проблемы, возникающие при его использовании.
Задачи исследования следующие:
1. Изучить опрос, как метод исследования и анкетирование как разновидность опроса.
2. Проанализировать технику проведения анкетирования.
3. Выявить проблемы достоверности при проведении анкетного опроса и сделать выводы по общей эффективности метода анкетирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Эффективность анкетирования и  его совершенствование

Анализируя  информацию, представленную выше, можно  сделать вывод, что анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

Как известно, «сочетание анкетирования с другими исследовательскими методами повышает достоверность полученной социальной информации и способствует наиболее полному и объективному решению поставленных задач».16

Сегодня наиболее распространённым методом сбора социологической информации, используемым повсеместно, по-прежнему остается анкетный опрос, который может иметь как самостоятельное значение, так и быть частью какого-либо мероприятия. Огромный плюс его в том, что анкетирование можно проводить самостоятельно, без привлечения специалистов. Можно провести анкетирование самостоятельно, а на обработку анкеты отдать специалистам, но тогда затраты на исследование значительно возрастут, хотя результат будет значительно объективнее.

Хочется ещё раз подчеркнуть, что анкетирование желательно сочетать с использованием всего спектра  методов научного исследования. Это  эксперимент, наблюдение, интервью, анализ документов и т.д.

К сожалению, пока, анкетирование зачастую остаётся единственным применяемым методом для широкого круга пользователей. 

Основные требования к составлению  анкет: вопросы должны быть понятны  для опрашиваемых, учитывать их уровень; просты и ясны. Затем вопросы не должны нести значительных эмоциональных нагрузок, формулироваться нейтрально, не выдавать установок исследователя. Правильная формулировка вопроса предполагает нейтральную интонацию. Все это повысит эффективность заполнения и отдачу.

Механизмы усовершенствования анкетирования кроются в правильном составлении анкеты. Так, например, не стоит начинать анкету с паспортички, так как это настораживает людей. Всю демографическую информацию лучше относить в конец анкеты.  В начале анкеты не должны ставиться трудные или беспокоящие респондента вопросы. Рекомендации просты, но их выполнение облегчает и повышает достоверность работы исследователя.

Но, даже, казалось бы, такой доступный метод как анкетирование, должен быть организован и проведен правильно. Анкетирование должно быть системным и периодическим, иначе принятые по его результатам решения будут устаревать очень быстро.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Данная  работа была посвящена исследованию темы: проблема достоверности при  проведении анкетирования.

Роль опросных методов  сегодня чрезвычайно велика. Исследование общественного мнения путем анкетного опроса позволяет определить острые социальные проблемы, а массовость его проведения -  избежать субъективности. Сущность метода заключается в проведении анализа мнений респондентов с количественно оценкой суждений и формальной обработкой результатов.

Основные трудности в  решении проблем достоверности  полученных данных заключаются в  построении рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов  обработки его результатов.

По итогам исследования можно сказать, что опрос и анкетирование являются ведущими и универсальными методами проведения социологических и маркетинговых исследований. Чаще всего, когда говорят об исследовании — сборе первичной информации, имеют в виду именно опрос или анкетирование, предполагающие прямое выяснение непредвзятого мнения достаточно многочисленной группы респондентов.

Использование метода анкетного  опроса помогает формализовать процедуры сбора, обобщения и анализа мнений респондентов с целью преобразования их в форму, наиболее удобную для принятия обоснованного решения.

Опросные методы непрерывно развиваются и совершенствуются. Основные направления этого развития определяются рядом факторов, в числе которых можно указать на стремление расширить области применения, повысить степень использования математических методов и электронно-вычислительной техники, а также изыскать пути устранения выявляющихся недостатков.

Несмотря на успехи, достигнутые  в последние годы в разработке и практическом использовании метода анкетного опроса, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки.

Необходимо  совершенствование системы формирования выборки, повышение надежности характеристик группового мнения, разработка методов проверки обоснованности полученных данных, исследование скрытых причин, снижающих достоверность ответов респондентов.

Однако, уже и сегодня  «анкетный опрос в сочетании с другими математико-статистическими методами являются важным инструментом совершенствования управления на всех уровнях»17.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

  1. Источники
    1. Итоги опроса «Социальные проблемы и ожидания владимирцев» // 33gorod / дата обновления: 23.06.2011. URL: http://33gorod.ru/vladnews/17812-predstavleny-itogi-oprosa-socialnye-problemy-i.html (дата обращения: 3.03.2012)
    2. Информационная справка  по результатам анкетирования учителей начальных классов в период перехода на ФГОС НОО от 04.05.2011. // сост. Г.А.Огирь / дата обновления: 4.05.2011 URL: http://school15-zar.narod.ru (дата обращения: 3.03.2012)
    3. Краткая методика проведения опроса «Преподаватель глазами студентов». Приложение к совместному постановлению Минвуза СССР, Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ от 17.06.87 № 435/20— 11/ст.7/10а // Нормативные документы Минвуза СССР по перестройке высшего образования в стране: Сб. официальных материалов. Вып. 1. Управление делами Минвуза СССР. М., 1987. С. 13.
    4. Методические указания по организации проведения анкетирования  получателей государственных услуг (уполномоченных представителей получателей государственных услуг). / Самара. 2011. 17 с.
    5. Промышленность России. 2010: Стат.сб./ Росстат - М. 2010. 453 с.
    6. Результаты итогового анкетирования участников семинара «Организованная преступность и коррупция: результаты некоторых криминологических исследований». // НП «Центр научно-правовых инициатив Н.А.Лопашенко» / дата обновления: 23.03.2010. URL: http://sartraccc.ru/print.php?print_file=Conference/overview_saratv3_anket.htm (дата обращения: 3.03.2011)
    7. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Росстат- M. 2011. - 581 с.
    8. Финансы России. 2010: Стат.сб./ Росстат - М. 2010. - 468 c
    9. Шебашев В.Е. Результаты анкетирования читателей НТБ Марийского государственного технического университета, проведенного в 2005 г. / В.Е.Шебашев, Л.К.Яшина // library.ru/ URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=280 (дата обращения: 22.03.2012)
    10. Якименко А.Г. Результаты анкетирования среди лиц, использующих магнитотерапию. / А.Г.Якименко, Л.М.Якименко. // ecoportal URL: http://environments.land-ecology.com.ua/sobytiya/19-konferencziya-qzdorove-chelovek-i-texnologiiq/438-rezultaty-anketirovaniya-sredi-licz-ispolzuyushhix-magnitoterapiyu.html (дата обращения: 3.03.2012)

 

  1. Литература

2.1 Биографический метод: история, методология, практика / Под ред. Е. Мещеркиной,  В.Семеновой. М.: ИСАИ. 1994. С.70

    1. Белановский С.А. Метод фокус-групп. / С.А.Белановский. М.: Магистр. 1996. С.272
    2. Ворожцова Л.А. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг. / Л.А.Ворожцова, А.С.Крылов и др. Новгород. 2006. С.300
    3. Голубков Е.П. Исследование рынков. / Е.П.Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. С.339
    4. Майстер Д. Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги. / Д.Майстер. М.: Эксмо. 2009. С.171
    5. Квалиметрический анализ // Островок здоровья / дата обновления: 23.03.2009. URL: http://bono-esse.ru/blizzard/DM/ebm_y8_2.html (дата обращения: 12.03.2012)
    6. Козлов А.Ю., Мхитарян В.С., Шишов В.Ф. Статистические функции MSExel в экономико-статистических расчетах: Учеб. пособие М., 2003.
    7. Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. / А.Кравченко. М.: Логос. 2002. С.640
    8. Немов Р. Психология. Психодиагностика. Кн.3 / Р.Немов. М.: Владос. 2001. 640 с.
    9. Павлов А.Н. Методы обработки экспертной информации: учебно метод.пособие/ А.Н. Павлов, Б.В. Соколов. СПб.:ГУАП. 2005. С.42
    10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России. 1998. С.640
    11. Практические способы построения выборки в исследованиях и опросах // Элитариум: центр дистанционного образования. / Дата обновления: 1.07.2011. URL: http://www.elitarium.ru/2011/07/01/print:page,1,sposoby_postroenija_vyborki.html (дата обращения: 15.03.2011).
    12. Социальная статистика / Под ред. Елисеевой И.И. М.: Финансы и статистика. 2003. 480 с.
    13. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология / Г.Ф.Шафранов-Куцев. Тюмень: ТГУ. 2011. С.100
    14. Шварц П. Оценка степени удовлетворенности потребителя. / П.Шварц М.: Баланс Бизнес Букс. 2007. С.352
    15. Шварц П. Лицом к потребителю: проведение полевых работ. / П.Шварц // Энциклопедия маркетинга URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/field_research.htm (дата обращения: 23.02.2012)

 

 

1 Ворожцова Л.А. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг. /  Л.А.Ворожцова, А.С.Крылов и др. Новгород. 2006. С.30

2 Голубков Е.П. Исследование рынков. / Е.П.Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. С.339

3 Шварц П. Лицом к потребителю: проведение полевых работ. / П.Шварц // Энциклопедия маркетинга URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/field_research.htm (дата обращения: 23.02.2012)

4 Биографический метод история, методология, практика. М.: ИС РАН, 1994 С.5

5 Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. / А.Кравченко. М. 2002. С.321

6 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. 1998. С.321

7 Биографический метод: история, методология, практика / Под ред. Е. Мещеркиной,  В.Семеновой. М. 1994. С.70

8 Ворожцова Л.А. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг. /  Л.А.Ворожцова, А.С.Крылов и др. Новгород. 2006. С.30

9 Шварц П. Лицом к потребителю: проведение полевых работ. / П.Шварц // Энциклопедия маркетинга URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/field_research.htm (дата обращения: 23.02.2012)

10 Голубков Е.П. Исследование рынков. / Е.П.Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. С.339

11 Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология / Г.Ф.Шафранов-Куцев. Тюмень. 2011. С.100

12 Ворожцова Л.А. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг. /  Л.А.Ворожцова, А.С.Крылов и др. Новгород. 2006. С.10

13 Козлов А.Ю. Статистические функции MSExel в экономико-статистических расчетах: Учеб. Пособие. / А.Ю.Козлов, В.С.Мхитарян, В.Ф.Шишов. М. 2003. С.100

14 Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. / А.Кравченко. М. 2002. С.529

15 Социальная статистика. / Под ред. Елисеевой И.И. М. 2003. С.48

16 Биографический метод: история, методология, практика / Под ред. Е. Мещеркиной,  В.Семеновой. М. 1994. С.70

17 Социальная статистика / Под ред. Елисеевой И.И. М. 2003. С.148




Информация о работе Проблема достоверности при проведении анкетирования