Проблема социальных общностей в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение проблемы социальных общностей. Объектом работы является – социальная общность в социологии, предметом – проблема социальных общностей в социологии. Гипотеза: существует несколько подходов к пониманию социальных общностей, исходящих из связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы.

Содержание

Введение 4
1 Социальная общность в социологии 6
1.1 Понятие социальной общности 6
1.2 Разновидности общности. Их характеристика 7
2 Проблема социальных общностей в социологии 15
2.1 Подходы к пониманию социальных общностей 15
2.2 Социальные группы, их многообразие. Признаки групповой
общности 16
2.3 Внутренние и внешние факторы интеграции группы 19
Заключение 23
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Можно говорить о том, что  статистика определила некое формально-статистическое множество, т.е. выделила людей по какому – то общему признаку (но не по признаку наличия между людьми социальных связей). Этих людей объединяет то, что они одинаковы, имеют общий признак, но они совершенно изолированы друг от друга. На основе формально – статистического принципа можно выделить лишь различные социальные категории: профессиональные, возрастные, половые, имущественные и др. Как правило, в статистических сводках  представлены социальные категории, выделенные на основе принципа множества; этими данными нельзя пренебрегать – они важны для разработки государственных решений о повышении зарплаты, стипендии и т.д.

Агрегация – это объединение людей, пространственно находящихся в одном месте, иными словами, локализованное множество (пассажиры одного поезда, пешеходы на конкретной улице и т.д.). Каждый озабочен своими делами, хотя, казалось бы, есть внешний признак общности – совпадающие цели (скорее, совпадающее местоположение). Здесь уже есть некое ощущение "неодиночности", но это мнимая коллективность: есть единство местоположения, но нет взаимной направленности действий, солидарных отношений друг с другом. Однако они довольно легко могут возникнуть.

Например, если поезд попадает в аварию, то пассажиры могут начать самоорганизовываться, оказывать помощь друг другу, выдвигать лидеров, разделять  функции организация питания, налаживание  связи с железнодорожной станцией и т.д. Пешеходы тоже могут легко вступить в определенные связи друг с другом, если произошел несчастный случай,  кто – то берется вызвать милицию, скорую помощь, другие ему советуют, как это сделать, где найти телефон, и т.д. Еще несколько минут назад эти люди не знали, да и не хотели знать друг друга но – вот они вошли в социальный контакт, и мнимая коллективность внезапно переросла в коллективность подлинную, множество преобразовалось в общность, хотя и хрупкую.

Особое внимание социологов, психологов, философов, да и политологов привлекает другая форма множества – массы.  Анализ именно этого вида мнимых общностей имеет наибольшее значение для социологического понимания общественных процессов. В отличие от категории и агрегации, которые бездейственны, массы уже характеризуются действием, но не социальным. М. Вебер отмечал, что "общностным действием не является реакция прохожих на ливень (они открывают зонт), это не совместные действия, а массово-однотипные, таковыми не являются также и действия, вызванные простым влиянием поведения других. Например, при общей панике и т.д.". Решающий признак массы, точнее, объединения людей, имеющих массовидно-типичное поведение, – не только однородность социального положения или места положения, но и однородность реакции на внешний объект, ответных действий, ориентации, ожиданий.

На данный признак как  отличительный для масс и массовидного поведения обращал внимание Г. Блумер: "Масса, не является формой общности, так как у нее никакой социальной организации. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые сами по себе изолированы, анонимны. Индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Вместо того чтобы действовать, откликаясь на внушение и взволнованное возбуждение со стороны тех, с кем он состоит в контакте, он действует, откликаясь на тот объект, который привлек его внимание, и на основании пробужденных им порывов".

Массовидная коллективность проявляется в очень большом  спектре форм социальной жизни: паника в горящем кинотеатре, повальное бегство беженцев, масса зрителей телевизионной рекламы, масса избирателей, слушающих по радио выступление кандидата в депутаты, и т.д. Масса может расчленяться по статусам (пролетарская масса, крестьянская масса), функциям (масса избирателей), но может объединять представителей самых разных слоев (масса слушателей, масса покупателей и т.д.). Однако главным признаком остается однородность реакции изолированных индивидов, их ответных действий на какой – то внешний объект, раздражитель, а не на тех, кто рядом.

"Каждый массовизированный  индивид делает самостоятельный  выбор. Совпадение их выборов  сделало массу могучей силой". Именно такой могучей силой  были пролетарские массы, когда  пролетарии, одинаково отражая условия  своей жизни, несли в себе  скрытый протест, который внезапно, под влиянием случайных обстоятельств, мог привести сначала к неорганизованным, но совместным действиям толпы протестующих рабочих, а потом к организованным действиям рабочего класса.

Могучая сила масс (массовизированных  индивидов) проявляется и в ходе избирательного процесса. Совпадение политических симпатий у людей, не знающих друг друга и живущих в разных концах огромной России, приводит к власти одних людей и обрекает на политическое забвение других.

Массы гораздо легче обмануть, чем людей организованных, обсуждающих друг с другом проблемы, имеющих лидеров, но массы способны учиться на собственных ошибках, хотя эти ошибки могут дорого стоить – например, вторично голосовать за человека, который оказался неспособным выполнить обещанное, индивид вряд ли станет, так же как вряд ли станет вторично покупать товар, качество которого оказалось весьма далеким от указанного в рекламе.

Но есть сферы, в которых  масса легко обманывается, ждет одобрения  своих не всегда развитых вкусов и  т.д. Речь идет о массовой культуре, которая чаще всего спекулирует на непритязательности, необработанности вкусов "человека с улицы". Кроме того, она убеждает массовизированного индивида в том, что его эстетические представления (нередко довольно убогие, примитивные) являются образцом подлинной культуры человечества.

Люди выступают  в массе как разрозненные индивиды, не отягощенные общими правилами, культурно – нравственными нормами, обязательствами перед другими. Каждый индивид действует по своему усмотрению, не заботясь о том, насколько это способствует решению общих интересов, насколько это соответствует выработанным в обществе (городе, коллективе и т.д.) представлениям о должном, приличном, приемлемом. Ничто его не стесняет в его реакциях на внешний источник. "Каждый сам за себя, сам себе судия".

Это таит множество  проблем, в том числе и негативных, на что обращали внимание многие социологи, психологи, философы. Данная проблема актуализировалась особенно в XX в., когда благодаря развитию средств массовой информации, рекламы, установлению всеобщего избирательного права и т.д. произошла резкая массовизация социальной жизни. Благодаря активному развитию СМИ формы прямого аудиовизуального получения информации вытесняют общение с друзьями, во время которого под влиянием более развитых партнеров вырабатывались коллективные (разделяемые) представления, оценки, и индивид вынужден был придерживаться их, так как существовал определенный групповой контроль со стороны друзей. В результате такого вытеснения имеет место активизация усредненного человека.

Итак, массовизация социальной жизни – это,  неодолимая тенденция современной социальной жизни, но ее отрицательное воздействие нельзя абсолютизировать. Механизмы массовизации индивида могут органично включать в себя групповое воздействие, групповую обработку и выработку распространяемых, внушаемых идей.

 

 

 

 

2 ПРОБЛЕМА  СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОТЕЙ В СОЦИОЛОГИ

2.1 Подходы к понимании социальных общностей

Существует  два подхода к пониманию социальных общностей. Одни утверждают, что общность представляет собой совокупность людей, обладающих общим социальным признаком. Группой же они называют только структурированные общности. В качестве примера неструктурированных общностей чаще всего приводится толпа. Но толпа всегда проявляет поразительные способности к самоорганизации, к структурированию. Поэтому представляется, что при таком понимании общности возникает путаница: понятие "общность" оказывается более общим по сравнению с понятием "группа". А реального различия между этими понятиями не наблюдается. Другое дело, когда под общностью понимаются только исторически большие социальные группы.

В этом случае социальная общность представляет собой относительно устойчивую совокупность людей, отличающуюся более или менее одинаковыми  чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или  иной мере общностью социальных норм, ценностных представлений и интересов. В отличие от социальных институтов и организаций общности складываются исключительно под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Разного вида общности образуются на разной объективной основе. Одни виды общностей непосредственно порождаются общественным производством (производственные коллективы, социально-профессиональные группы, общественные классы). Другие виды общностей складываются на этнической основе (племя, народность, нация). Объективной основой третьих видов общностей выступают естественные демографические факторы (пол, возраст). Важную роль в обществе играют также социально территориальные общности (регион, город, село).

Понятно, что даже то, где родиться, – в городе или в деревне, в России или в США, – человек не выбирает. Из каких-то общностей мы не можем выйти никогда (этническая общность). Из других мы уходим даже помимо нашего желания (возрастная общность). Из третьих мы можем уйти, но можем и остаться, при наличии, конечно, благоприятных объективных условий (социально –профессиональная общность). Любая общность формируется на основе одинаковости условий жизни людей, из которых она образуется. Первоначально общности были представлены родоплеменными образованиями, основой которых были как кровнородственное единство, так и совместная производственная деятельность. Разделение труда создавало

профессиональные  общности. Появление частной собственности  породило классы. Но совокупность людей  становится социальной общностью только тогда, когда они осознают одинаковость условий своей жизни, и могут на этой основе проявить свое отношение к ним. В связи с этим у людей возникает то, что называется социальной идентичностью, т.е. более или менее отчетливое представление о том, кто и почему является своим, а кто – чужим. Соответственно появляется понимание единства своих интересов по сравнению с другими общностями: все – граждане России; но одни – татары, а другие – русские.  
         Таким образом, социальная общность всегда складывается на основе объективных предпосылок. Но фактором, превращающим эти предпосылки в реальную общность, скрепляющим совокупность живущих в одинаковых условиях людей в некую целостность, являются социальные отношения, которые складываются, проходя через сознание людей.

 

2. 2 Социальные группы, их многообразие. Признаки групповой общности

 

При сходстве интересов  и наличии совместного действия мы имеем дело с реальными группами, а при простом сходстве признаков  или позиций мы имеем дело с  номинальными, или статистическими, группами. Только реальные группы можно считать действительными субъектами социального и экономического действия, то есть социальным группами. Социальную группу следует отличать от агрегата и социальной категории. Социальная категория является статистической номинальной группой. Люди, отнесенные к той или иной социальной категории, не взаимодействуют друг с другом и необязательно придают значение тем характеристикам, согласно которым их объединяют. Преобладающая часть исследований, в которых по ряду признаков выделяются страты общества, посвящены номинальным группам.

С реальными  группами не следует смешивать так  называемые социальные агрегаты, которые  являются продуктом механической концентрации людей, находящихся в случайном взаимодействии благодаря единству времени и места. Социологи выделяют также квазигруппы ("как бы" группы) – неустойчивые социальные образования, возникающие спонтанно. К ним относят аудитории и толпы. Квазигруппы могут превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками будут устанавливаться отношения солидарности и контроля.

Почему люди объединяются в группы? Прежде всего, объективно группа является основным фактором, способствующим выживанию. Собственно, этим объясняется то, что социальная жизнь немыслима без образования групп. Так, члены группы могут действовать более эффективно, чем в одиночку, благодаря разделению ролей. В группе можно удовлетворить стремление к социальному одобрению, уважению и доверию, легче преодолевать отрицательные эмоции.

Виды социальных групп. Можно выделить несколько  видов групп, отличающихся по социально  значимым признакам.

В зависимости  от степени солидарности различают  первичные и вторичные группы. Первичной группе свойственна высокая  степень солидарности, глубоко развитое чувство "мы". Первичная группа – это чаще всего небольшая по численности неформальная группа, в которой связь поддерживается непосредственными личными контактами. Первичные группы (например, семья, родственники, друзья, ближайшие соседи) выполняют роль первого связующего звена между обществом и личностью. Вторичная группа – это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют межличностные эмоциональные отношения. Основное значение в этих группах (школьный коллектив, футбольная команда, рабочая группа и т.д.) придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции.

Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабах общества (классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности, возрастные группы и др.). Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, могут не иметь непосредственного контакта с другими членами группы и даже не осознавать своей принадлежности к ней. Другой вид социальных групп образуют малые группы – это некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе (семья, трудовой коллектив, соседские общности и т.п.). Отличительными чертами малой группы являются:

–способ взаимодействия между ее членами;

–членство, то есть чувство принадлежности к данной группе;

–идентичность с точки зрения посторонних (отличающая группу символика, язык, манера поведения и пр.).

Каждая малая группа обладает определенной структурой, выражающейся в системе статусов (позиций) и ролей. Различают также формальные и неформальные группы. Формальные группы функционируют в соответствии с установленными (обычно – официально) положениями, инструкциями, уставами. Неформальные группы складываются на основе личных симпатий и антипатий.

Информация о работе Проблема социальных общностей в социологии