Актуальность исследования
обусловлена изменением общественных
взглядов на существующие формы и
содержание анимационной деятельности
в учреждениях культуры.
Под влиянием политических, социально-экономических,
культурных тенденций современная
сфера досуга претерпевает в настоящее
время значительные изменения. Достижения
и противоречия цивилизации XXI века,
предельные физические, интеллектуальные
и психические нагрузки на индивида,
вызванные интенсификацией производства,
усложнением процесса овладения возрастающим
объемом информации, социальной напряженностью
и рядом других объективных факторов,
обусловили необходимость формирования
у каждого человека потребности и способности
рационально строить свое свободное время,
осуществлять выбор созидательных форм
досуга.
Необходимо осознать, что научно-технический
прогресс, экономика, политика и идеология
становятся источником социального
развития лишь при условии проявления
и реализации физических и духовных
способностей человека.
Современное общество пока не может
создать условия для всестороннего
развития, отсюда появляются такие
формы проведения досуга, которые
противоречат природе человеческой
души, понимания человека человеком,
естественным контактам с окружающей
средой. Поэтому в ходе формирования
новых общественных отношений возрастает
роль анимационной деятельности, способной
внести в социально-культурную сферу
инновационные идеи и новые формы
общения в учреждениях культуры.
В настоящее время в России анимационная
деятельность получает все более
широкое распространение в деятельности
учреждений культуры. Функционирование
анимационной деятельности происходит
по нескольким направлениям: в деятельности
учреждений культуры; туризма; средств
массовой информации; реабилитационных
центров; учреждений дополнительного
образования детей и т.д.
Однако в современной практике
анимационной деятельности учреждений
культуры используются в основном традиционные,
устаревшие, потерявшие свою актуальность
формы развлекательного характера.
Анализ показывает, что свыше 63% аниматоров
предпочитают содержанию, смыслу анимационной
деятельности ее внешнюю форму, яркость,
красочность.
Особенно важно подчеркнуть, что
при всем широком наборе различных
направлений анимационной деятельности
в учреждениях культуры отсутствует
целостная система, не определены функции,
принципы анимационной деятельности,
а значит, отсутствует социально-культурный
аспект, что, в свою очередь, оказывает
влияние на понятие анимационной
деятельности, границы pic следования,
на эффективность осуществления целостного
технологического процесса в учреждениях
культуры.
Поэтому актуальность темы исследования
обусловлена проблемой необходимости
развития социально-культурного аспекта
анимационной деятельности в России,
которая вытекает из противоречия между
сложившимся уровнем практической
деятельности учреждений культуры, ее
распространенности и потребностью
в педагогической модели анимационной
деятельности и отсутствием этого
на практике, которая нуждается, прежде
всего, в определении функций
анимационной деятельности, как сущностной
характеристики социально-культурной
деятельности.
Степень научной разработанности
проблемы. Тема исследования предполагает
интеграцию научного материала из разных
областей наук: философии, истории, психологии,
педагогики, социально-культурной деятельности.
Также теоретическими источниками
являются труды отечественных и
зарубежных ученых в области анимационной
деятельности.
Однако в настоящее время
не существует исследований, рассматривающих
проблему с позиций функционального
подхода. Все это обусловило выбор
темы нашего исследования, которая
вытекает из следующих противоречий
между:
- широкой распространенностью
различных направлений анимационной
деятельности в учреждениях культуры
и отсутствием научных разработок
по их классификации и содержанию,
социально-культурной сущности, являющихся
важнейшими критериями осуществления
функционального подхода;
- огромным функциональным потенциалом
анимационной деятельности и
отсутствием социально-культурного
контекста практической деятельности
учреждений культуры;
- возрастающей потребности в
деятельности аниматоров и отсутствием
у них профессиональных социально-культурных
знаний по реализации функционального
подхода к анимационной деятельности
в учреждениях культуры.
Выявленные противоречия позволили
сформулировать тему диссертационного
исследования: «Функциональный подход
к анимационной деятельности в учреждениях
культуры: социально-культурный аспект»
и позволили констатировать проблему
между отсутствием научно-теоретических
и методологических разработок и
возможностью их реализации на основе
функционального подхода к анимационной
деятельности учреждений культуры.
Научная новизна исследования заключается
в следующем: углублено и дополнено
понимание сущности и содержания
анимационной деятельности учреждений
культуры;
- впервые поднята проблема функционального
подхода к развитию анимационной
деятельности учреждений культуры,
ставшая предметом самостоятельного
научного исследования как социально
востребованного направления в
социально-культурной деятельности;
определены сущностно-функциональные
свойства анимационной деятельности на
основе научного анализа, содержанием
которого выступают социализация, сублимация,
терапия (досуготерапия), выявлена ее структура;
раскрыты психолого-педагогические характеристики
сущностно-функциональных свойств анимационной
деятельности учреждений культуры, обеспечивающие
ее социально-культурный аспект;
- рассмотрена базовая структура
функций, их содержание в контексте
функционального подхода к анимационной
деятельности учреждений культуры
с позиций социально-культурного
аспекта;
- выявлены технологии реализации
социальных функций анимационной деятельности
учреждений культуры как инструментальный
способ, раскрывающий ее социально-культурный
потенциал;
- разработаны научно-методические
рекомендации по внедрению функционального
подхода к анимационной деятельности
учреждений культуры, раскрывающие
общее дидактическое наполнение
социально-культурного содержания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Широкое разнообразие направлений
анимационной деятельности (туристическая,
гостиничная, музейная, санаторно-курортная,
социально-педагогическая, школьная, театральная
и др.) учреждений культуры страны
обеспечивает гармонию окружающего
мира, что является социально
востребованной. Каждое направление
анимационной деятельности обладает
диалектическим единством общего
и особенного, где общее проявляет
себя в единой базовой методологической
основе, особенное - в специфике
технологического процесса реализации
функций в различных направлениях
анимационной деятельности учреждений
культуры.
2. Функциональная основа анимационной
деятельности не может проявиться
спонтанно или случайно. Она определяется
родовыми внутренними свойствами анимационной
деятельности, такими, как социализация,
сублимация, терапия (досуготерапия), которые
могут рассматриваться и как основополагающие
сущностно-функциональные свойства анимационной
деятельности, позволяющие определить
базовую структуру функций, являющуюся
важнейшей составляющей ценностно-ориентированного
целостного технологического процесса
анимационной деятельности учреждений
культуры, педагогическая значимость
его воздействия определяется социально-культурной
направленностью содержания данной деятельности.
3 Функциональный подход к анимационной
деятельности осуществим лишь при опоре
на социально-культурные функции как целостной
модели деятельности в нашей стране. Функциональный
подход к анимационной деятельности предполагает
создание педагогически организованной
среды, где гармония — в общении человека
и человека, человека и педагогически
организованной среды, человека и природы
(в парках культуры и отдыха), красоты и
выразительности окружающего мира.
4. Функциональная структура анимационной
деятельности такова: рекреация, релаксация,
адаптация, коммуникация, коррекция, реконструкция,
регенерация. Это не является постоянной
и неизменяемой константой, а открытой
для изменения и дополнения. В процессе
развития анимационной деятельности будет
расширяться структура ее функций, приобретая
новые свойства и содержание в зависимости
от феномена социально-культурной деятельности.
5. Реализация функционального подхода
к анимационной деятельности
требует целенаправленной подготовки
специалистов - аниматоров, обладающих
комплексом инновационных специальных
социально-культурных знаний, в контексте
которых особое место занимают
практические умения и навыки
реализации функционального подхода
в процессе анимационной деятельности.
В этой связи теоретические
знания функционального подхода
к анимационной деятельности
представляют собой комплекс
специальных психолого-педагогических
тренингов, направленных на практическое
освоение аниматорами функций,
четкое выполнение которых будет
являться фактором эффективного
функционирования учреждений культуры.
Выводы по второй главе
1. Рассматривая специфику функционирования
социокультурной анимации необходимо
отметить следующие тенденции.
В процессе исследований в
области различных развивающихся
направлений социокультурной анимации
нами были определены досуговые
предпочтения реципиентов, выявлен
уровень развития социокультурной
анимации в России, степень активности
и участия в анимационных программах.
Современная сфера досуга выходит
за рамки функционирования только центров
досугового назначения, она охватывает
сегодня разнообразные институты.
Следует особо подчеркнуть, что
развитие разнообразных направлений социокультурной
анимации выступает как специфическая
черта современной социокультурной ситуации
в нашей стране. Социокультурная анимация
занимает в культурно-досуговой деятельности
определенное положение и привносит новые
черты в процесс досуга. Вследствие чего
досуговая деятельность с применением
анимационных технологий приобретает
иное значение, выходя на новый уровень
своего развития.
Социокультурная анимация в сфере
досуга представляет собой не просто
развлечение или рекреацию, она
содержит глубокие свойства психолого-педагогического
содержания, которые требуют оптимальной
организации технологического процесса.
2. Определив типы анимационных
программ, можно сделать вывод
о целостном технологическом
процессе социокультурной анимации.
Ведущим технологическим компонентом
формирующего воздействия выступает
содержание анимационной программы.
Интеллектуально осмысленное и
художественно оформленное оно
является объектом психологического
восприятия реципиента. Анимационная
программа является универсальной
формой моделирования культурно-досуговой
деятельности. В целостном технологическом
процессе анимационная программа
выступает действенной формой
активизации ее участников.
3. В ходе опытно-экспериментальной
работы мы выявили, что реализация
функционального подхода к социокультурной
анимации в сфере досуга выступает
условием к созданию и проведению
анимационных программ, служит залогом
их эффективности. Анимационные
тренинги выступили условием
к созданию успешной анимационной
программы. Результаты опытно-экспериментальной
работы свидетельствуют об эффективности
применения обучающих анимационных
тренингов, их положительном влиянии
на процесс реализации функций
социокультурной анимации.
Итак, нами рассмотрена актуальная
для теории и практики социально-культурной
деятельности проблема, связанная с
развитием анимационной деятельности
учреждений культуры на основе функционального
подхода.
В настоящее время в России анимационная
деятельность получает все более
широкое распространение в деятельности
учреждений культуры.
Анимация — это инновационное
направление социально-культурной
деятельности, способное нести новые
идеи и новые формы общения.
Широкое разнообразие направлений
анимационной деятельности выступает
как специфическая черта современной
социально-культурной ситуации.
Анимационная деятельность с точки
зрения содержания характеризуется
такими важнейшими сущностно-функциональными
свойствами как социализация, сублимация
и терапия (досуготерапия), относящиеся
к культурно-воспитательной системе
и имеющими ярко выраженный социально-культурный
аспект.
Современная анимация должна рассматриваться
как деятельность, направленная на
духовное становление, развитие и возрождение
души человека, в которой социализация,
сублимация, терапия выступают деятельностно-формирующим
процессом, целенаправленно определяющим
содержание данной деятельности, обладающей
глубокой психолого-педагогической природой,
направленной на умение человека управлять
своими духовными потребностями, преобразовывать
их, формировать положительные состояния
души, противопоставляя силу духа стрессам
и душевным расстройствам, активизировать
свой духовный и творческий потенциал.
В социализации, сублимации, терапии
заложены психолого-педагогические механизмы,
участвующие в деятельностно-формирующем
анимационном процессе это — адаптация,
коммуникация, реконструкция, регенерация,
рекреация, релаксация, коррекция, которые
составляют функциональную основу анимации
и являющиеся при этом важнейшей
составляющей целостного технологического
процесса анимационной деятельности.
Научно обоснованная структура
функций анимационной деятельности
отражает главную сущность функционального
подхода, которая выражается в профессиональной
реализации функций в процессе анимации.